Роль сюжетно–ролевой игры в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Побережняк Ирина Аркадьевна

Организация: МБДОУ д/с № 21 «Аленький цветочек» муниципального образования

Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Саяногорск

«Игра – путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который они

призваны изменить»

А.М.Горький

 

Проблема безопасности жизнедеятельности с каждым годом становится всё более злободневной. Современная мировая обстановка изменила подход к проблеме безопасности и поэтому в неё вошли такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм. «Безопасность – это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (Ст.1 закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446 – 1 «О безопасности»).

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в целевых ориентирах прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет, быть способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, и может соблюдать правила безопасного поведения.

Основы безопасности жизнедеятельности широко освещены в исследованиях многих отечественных ученых: В.А. Алексеенко, В.С. Белов, А.В. Гостюшин, И.М. Сеченов, В.В. Давыдов, Л.В. Занкова, Д.В. Эльконин и др.

Для любого взрослого человека, ребёнок – это самая большая ценность, ради которой он живёт. Родители стремятся обеспечить своим детям счастливое и интересное детство. Но наш современный и неспокойный мир таит в себе много опасностей: ядовитые и токсичные вещества, лекарственные препараты, бытовая техника, электрические приборы, дорожное движение, растительный и животный мир, пожарная обстановка, контакты с незнакомыми людьми, терроризм и т.д. Даже в помещении детского сада, на игровой или спортивной площадке при неумелом поведении, ребёнок может сам нанести вред своему здоровью. Любознательность и активность малышей может привести к большой беде. Участились случаи травматизма детей в домашних условиях при использовании бытовой техники, опасных игр с пиротехникой, спичками и т.д.

Малыши, по своим физиологическим особенностям не могут самостоятельно определить всю меру опасности потому что они не знают правил безопасного поведения, и нам взрослым нужно учитывать следующие особенности детей: стремление к самостоятельности («Я сам»), неумение адекватно оценивать свои силы и возможности; недостаточный опыт поведения в сложных ситуациях и т.д.

Как помочь нашим детям в сложных непредвиденных ситуациях, в тот момент, когда взрослых нет рядом?

Как помочь родителям разобраться в многообразии жизненных ситуаций?

Также перед нами встал вопрос: в какой форме донести до маленьких граждан - дошколят основы безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни? Ведь очень важно именно в дошкольном возрасте подготовить детей к встрече с возможными трудностями. И делать это необходимо вместе с родителями, т.к. именно родители являются для них примером для подражания. При этом мы руководствовались главным правилом «Предвидеть + научить = уберечь!».

Организуя воспитательно – образовательную деятельность с детьми, мы стремились сформировать первичные пред­ставления о безопасном поведении в быту, социуме, природе; воспитать осознанное отношение к выполнению правил безопасности; сформировать осторожное и осмотрительное отношение к по­тенциально опасным для человека и окружающего мира природы си­туациям. Особое внимание мы уделили формированию элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения и воспитанию осознанного отношения к необходимос­ти выполнения этих правил.

В своей работе мы опираемся на следующие принципы и формы работы с детьми:

  • системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);
  • доступность;
  • наглядность – любая информация лучше воспринимается через иллюстрации;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • деятельностный подход (включение в игровую, познавательную, поисковую и др. деятельность);
  • специально организованная деятельность детей, экскурсии, развлечения, где дети получают новые теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных ситуациях дома, в природе, на улице, устанавливают причинно- следственные связи;
  • совместная деятельность воспитателя и детей – беседы, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания;
  • самостоятельная деятельность детей – различные дидактические и иные игры, рассматривание иллюстраций и т.д.

Мы считаем, что более эффективная форма работы с детьми младшего дошкольного возраста, по формированию основ безопасности жизнедеятельности – сюжетно – ролевая игра.

Детская игра – это и развлечение, и обучение, и средство для самоисследования. Игра – это зеркало детской души. Януш Корчак писал: «Многие детские игры – подражание серьёзной деятельности взрослого». Существует много разнообразных игр. В детсадовской жизни ребёнка особое место занимают сюжетно – ролевые игры. Сюжетно – ролевые игры помогают преодолевать замкнутость и застенчивость, развивать логику, мышление, а попав в сложную придуманную ситуацию, самостоятельно находить выход. В игре происходит моделирование различных житейских событий и ребёнок незаметно приобретает жизненный опыт. С помощью сюжетно – ролевой игры можно ненавязчиво объяснить малышу как избегать и не попадать в трудные ситуации, а также как правильно себя вести и что делать, чтобы избежать негативных последствий. Ведь в игре всё «понарошку» и ребёнок не боится воображаемой опасности и гордится тем, что у него получается найти выход из трудного положения. А в случае неудачи всегда есть шанс переиграть воображаемую историю и сделать всё правильно.

Научить детей быть компетентными, умными, умелыми и осторожными – эта та цель, которую мы преследуем, предлагая детям играть в такие сюжетно - ролевые игры: «Больница», «Поезд», «Пожарники», «Морской поход», «Маша заблудилась», «Опасная находка», «Мама ушла в магазин», «Петушок подавился зернышком», «Погас свет» и т.д.

В своей работе мы использовали «Метод обыгрывания ситуаций в сюжетно – ролевой игре», который даёт ребёнку практические умения применять полученные на занятиях знания на практике, развивает мышление, воображение и готовит малыша к умению находить выход из сложившихся воображаемых ситуаций.

Например, дети задумали поиграть в кругосветное путешествие на кораблях. Мы, исходя из замысла игры, напоминаем детям о правилах поведения на воде и водном транспорте, и предлагаем вспомнить о средствах спасения на море: спасательный круг, спасательные жилеты, шапочки, свистки и т.д. Также мы – воспитатели, были участниками сюжетно – ролевой игры, для того чтобы своим примером научить детей принимать правильные решения в сложившейся игровой ситуации.

На прогулке нашим детям понравилось играть в сюжетно – ролевую игру «ГАИ». Эта игра помогла мальчикам попробовать себя в роли представителя дорожно – патрульной службы, а девочки играли роль мам с малышами. В результате все участники этой игры научились соблюдать правила дорожного движения, а также контролировать других играющих, чтобы они соблюдали правила.

Детям полюбились сюжетно – ролевые игры с элементами театрализации по мотивам литературных произведений: сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршака, С. Михалков «Дядя Степа» и т.д.

Играя в «Кошкин дом», дети смогли проникнуться атмосферой настоящего пожара, примеряли на себя роль пожарного и попавших в беду героев сказки. Эта игра помогла научить детей правилам пожарной безопасности и получить массу невероятных эмоций, почувствовав себя героями спасая других.

В условиях группового помещения мы с удовольствием играли в сюжетно – ролевую игру «Добрый доктор Айболит». Эта игра приблизила мечту мальчиков и девочек стать врачами максимально близко. Надев костюм врача, и взяв с собой чемоданчик с медицинскими приборами, дети смогли в игровой форме узнать много полезных приёмов как помочь «больному» и самому не заболеть, как уберечься от некоторых заболеваний.

Правила безопасного поведения в случае когда взрослых нет дома, мы преподносили в стихотворной форме, что облегчало запоминание и очень нравилось детям:

«Чтоб тебя не обокрали, не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь, закрывай покрепче дверь! »

«Если кто-то лезет в дом, пробивая двери лбом,

Двери держатся едва – поскорей звони 02! »

Обыгрывая ситуации, мы использовали познавательные стихи из программы А. Усачева, А. Березина «Школа безопасности», которые дети запоминали очень быстро:

«Не пускайте дядю в дом, если дядя незнаком,

И не открывайте тёте, если мама на работе… »

С помощью сюжетно – ролевых игр «Заблудился» и «Потерялся», мы закрепили умения называть свой домашний адрес, знать фамилии, имена и отчества своих ближайших родственников.

В рамках проделанной нами работы, оформлен центр по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности, где имеются дидактические игры («Чего нужно бояться», «Если бы у меня была волшебная палочка..», «Опасные предметы», «Собираем урожай»), изготовленные вместе с детьми, атрибуты для сюжетных и творческих игр, литература и наглядный материал для детей.

Родители наших воспитанников с большим энтузиазмом и увлечением принимали участие в организованных конкурсах рисунков и поделок посвященных ОБЖ, оказали помощь в изготовлении атрибутов для сюжетно – ролевых игр по данной теме, помогли оформить стенд ОБЖ в родительском уголке. Наше взаимодействие с родителями, которое было направлено на формирование предпосылок экологического сознания и создание доверительно – делового контакта, пошло на пользу – в групповом коллективе укрепились межличностные и дружеские взаимоотношения между детьми и их родителями.

Мы провели анкетирование и цикл консультаций, информационных бюллетеней и родительских собраний: «Один дома», «Домашние животные», «Как уберечь себя от пожара?», «Поведение в транспорте».

И в заключении, можно сделать вывод о том, что проведённая нами работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста, посредством вовлечения детей в сюжетно – ролевую игру, показала положительный результат – наши воспитанники стали более осторожными дома, знают правила поведения на проезжей части и даже делятся своими познаниями со своими друзьями, постепенно дети стали понимать, что мир - многообразный и что от тебя самого зависит, как будет развиваться ситуация и что нужно делать чтобы остаться целым и невредимым.

Мы, педагоги, абсолютно уверены в том, что если следовать определённым правилам поведения и учить этому ребёнка с ранних лет, то многих опасных неприятностей можно избежать.

 

 

Список используемой литературы

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б., учебно – методическое пособие по основам безопасности, изд – во Детство – Пресс, 2005. – 144с.
  2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика – Синтез Москва, 2013. – 64с.
  3. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры, изд – во: Детство – Пресс, 2011. – 128с.
  4. Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, изд – во: Детство – Пресс, 2012.- 240с.
  5. Иванов А. Как неразлучные друзья улицу переходили. – М.: АСТ-ПРЕСС 1996.
  6. Казанцев Г. Безопасность жизнедеятельности в образовательных учреждениях // Основы безопасности жизни. – 2001. – № 9 . – С. 14-17
  7. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - с,
  8. Шипунова В.А. Детская безопасность, учебно-методическое пособие, изд – во: Цветной мир, 2013. – 96с.
Опубликовано: 30.01.2018