Личностные качества педагога дополнительного образования как основа его профессионализма

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Курлаева Александра Борисовна

Организация: ГБОУ «Школа с углубленным изучением иностранного языка № 1293»

Населенный пункт: г. Москва

В настоящее время всё более актуальным становится вопрос качества современного образования. В существующих условиях оптимизации системы дополнительного образования становится очевидным, что инновационные технологии не являются единственным средством регулирования существующих проблем. Их решение во многом оказывается возможным лишь при высоком уровне профессионализма педагогических кадров. Профессионализм педагога выступает теперь не только и не столько в качестве вопроса его престижа, он является важнейшим условием его конкурентоспособности на рынке современных образовательных услуг.

Понятие "профессионализм" несет большую смысловую нагрузку, оно включает в себя не только владение специалистом знаниями, умениями и навыками, но и подразумевает личностные особенности конкретного человека. Определяющим фактором профессионализма педагога дополнительного образования является степень соответствия личности и выбранной профессии (склонности, внутренняя мотивация). При этом одним из важнейших критериев профессионализма в современной педагогике считается результативность работы педагога, проявляющаяся в высоком уровне усвоения материала образовательной программы воспитанниками и их неподдельном интересе к занятиям.

Характеризуя профессиональную деятельность педагога дополнительного образования, можно выделить три основных аспекта: специальный, социальный и личностный.

  • Специальный аспект отражает степень владения педагогом соответствующими знаниями, умениями и навыками, способность рационально организовать и активизировать деятельность детского коллектива.
  • Социальный аспект отражает стиль общения с воспитанниками, родителями и коллегами, поведение в стрессовых ситуациях.
  • Личностный аспект отражает индивидуальные психологические черты педагога, его поведение, внешний вид, речевую культуру, тембр голоса, отличительные особенности мимики и жестов.

В современных условиях получить хорошее образование означает не только приобрести определённый объём знаний, необходимо быть подготовленным к жизни, уметь грамотно использовать полученные знания в конкретной ситуации. Это становится возможным лишь благодаря непосредственному влиянию личности педагога на формирующуюся личность ребёнка. Педагог способный "зажечь", повести за собой, увлечь своим делом - это образец, которому сознательно, а чаще неосознанно, подражают дети. Желание быть похожим на своего наставника нередко обуславливает и выбор будущей профессии воспитанников. Это подтверждается исследованиями, проведёнными среди столичных студентов педагогических специальностей. Так, за последние десять лет, в основном сохраняется приоритетность факторов, влияющих на выбор профессии. Большинство молодых педагогов, принявших участие в исследовании, избрали профессию по примеру любимого учителя.

Таким образом, помимо передачи знаний и опыта педагог дополнительного образования закладывает устойчивые жизненные ориентиры подрастающего поколения. Именно поэтому к его личности предъявляются самые высокие требования, отвечающие запросам современного общества:

  • профессиональная компетентность;
  • высокий уровень интеллектуального развития;
  • ответственность и дисциплинированность;
  • стремление к овладению новыми знаниями;
  • владение современными информационными технологиями;
  • владение коммуникативными навыками;
  • активность в творческой деятельности;
  • тактичность и беспристрастность;
  • физическое и психологическое здоровье;
  • оптимизм, любовь к жизни и людям.

Помимо вышеперечисленных качеств важнейшим условием успешной профессиональной деятельности педагога дополнительного образования является форма взаимодействия с детским коллективом. Выбранный стиль общения (демократичный или авторитарный) оказывает неизгладимое влияние на развитие личности ребенка. Поскольку тональность общения задаёт педагог, стоит отметить некоторые позиции, являющиеся основополагающими в процессе взаимодействия педагога с детьми. Это доброжелательный тон, обращение по имени, умение принимать противоположенное мнение, предложение помощи, проявление гибкости. Желательно использовать обороты речи, выражающие собственные переживания в конкретной ситуации, такие как "Мне кажется…", "Меня огорчает, когда…" и т.п. В психологии они называются "я - сообщениями" в отличие от обличающих "ты - сообщений", таких как "Ты снова не сделал, как я сказала", "Какой же ты невнимательный" и т.п. Если педагог закладывает во взаимодействие с детьми гуманистическую основу, общение внутри детского коллектива будет осуществляться в том же ключе. В данном случае педагог дополнительного образования своим примером способствует решению таких проблем, как агрессивность, грубость среди детей, нарушение установленных норм и правил поведения.

Если в системе отношений "педагог - дети", личность педагога занимает позицию "над", это практически исключает партнёрские взаимоотношения, лишает общение атмосферы доверия. Лишь пребывая с детским коллективом в "одной плоскости", когда глаза находятся на одном уровне, возможно выстроить общение, исключающее давление на собеседника, разрушающее его личностную свободу. Н.Е.Щуркова отмечает, что при взаимоотношениях "наравне", не стоит бояться, что дети перестанут уважать педагога, ведь стратегию деятельности видит и проецирует педагог, так как он всегда видит и понимает больше. Остерегаться такого рода отношений может лишь тот педагог, профессиональная подготовка которого не соответствует интеллектуальному уровню развития воспитанников. Ему приходится внешне подчёркивать своё иллюзорное преимущество, апеллируя к административным полномочиям.

Внимание и забота взрослых, в частности педагога дополнительного образования, как одного из наиболее значимых фигур в окружении ребёнка, создаёт проекцию на всю его дальнейшую жизнь. Часто, занятые материальным благополучием семьи, родители не имеют возможности уделить ребёнку необходимого времени. А, как известно, дефицит любви в детстве неизбежно ведёт к такому поведению человека, когда он оказывается неспособным доверять своим ближним. И напротив, подаренные в своё время участие и тепло помогают мобилизовать силы в напряжённые моменты жизни.

Таким образом, на эффективность профессиональной деятельности педагога дополнительного образования при прочих равных условиях коренное влияние оказывают его индивидуальные особенности. Личностные качества педагога представляют собой ту основу, на которой формируется вся его профессиональная деятельность, это фундамент его профессионализма.

 

Литература

  1. Березина В.А. Дополнительное образование детей в России. Учебно-методическое пособие. – М.: АНО "Диалог культур", 2007.

  2. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.

  3. Профессиональное становление молодых педагогов в московских школах. Отв. редактор Е.С. Кушель. – М.: Центр "Школьная книга", 2007.

  4. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. Учебное пособие. МПА, М., 1995.

  5. Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке. – М.: Центр "Педагогический поиск", 2007.

 

 

 

Опубликовано: 13.09.2017