Родительское собрание-практикум «Как научиться понимать своих детей?»

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Тушнова Елена Леонидовна

Организация: ЧОУ гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца

Населенный пункт: ХМАО-Югра, г. Сургут

В соответствии с законом РФ «Об образовании» развитие личности ребенка является одним из приоритетных принципов государственной политики. Его реализация возможна лишь при условии объединения усилий всех заинтересованных в развитии личности ребенка социальных и государственных институтов. Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьей, обществом, государством. Родители обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации.

Таким образом, одним из важных условий реализации ФГОС являются участие родителей, обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы образовательного учреждения и условий ее реализации. Целесообразно проводить работу по педагогическому просвещению и образованию родителей, по укреплению сотрудничества с родителями. Необходимо развитие всестороннего сотрудничества педагогов, обучающихся, родителей, классных руководителей что также соответствует задачам Стратегии развития образования ХМАО-Югры до 2020 года.

Работа с родителями является одним из важных аспектов работы школьной психологической службы, направленной на сохранение психологического здоровья учащихся через формирование общего воспитательного «поля» ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых. В организации совместной работы школы и родителей используются различные формы работы. Одним из важных направлений работы педагога-психолога является психолого-педагогическое просвещение и обучение родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы и т.д.).

Полноценное общение с родителями очень важно для развития детей. Но, многие родители только теоретически знают и осознают, в чем заключается правильное воспитание детей, но на практике испытывают трудности. Родителей необходимо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми.

Одним из таких направлений является родительское собрание-практикум.

Мой выбор нетрадиционной формы проведения данного мероприятия объясняется тем, что она позволяет родителям не только получить информацию, но и побуждает к размышлению о закономерностях развития ребенка, способствует внутреннему проживанию темы встречи, позволяет осознать свою родительскую позицию, сравнить ее с позицией других родителей, увидеть наглядный пример типичных ошибок в воспитании детей. Этот метод позволяет не только создать проблемную ситуацию для родителей, но и дать возможность проявить активность тем, кто хочет это сделать - отработать некоторые приемы эффективного взаимодействия в системе родитель-ребенок. В то же время он позволяет тем родителям, которые к проявлению активности не готовы, занять позицию слушателя.

Тема данного мероприятия была выбрана в соответствии с пожеланиями родителей. Для этого в начале учебного года родителями была заполнена анкета, в которой были указаны темы будущих встреч. Заполнение родителями анкеты с одной стороны, помогает сориентироваться в пространстве родительских интересов, а с другой – преодолеть нежелание родителей взаимодействовать на родительских собраниях. Когда человек выбирает тему самостоятельно, она становится в каком-то смысле «его темой», и это повышает вероятность его присутствия на собрании.

 

Тема собрания-практикума: «Как научиться понимать своих детей».

 

Актуальность:

Проблемы в общении детей и родителей возникали всегда, но особенно актуальны они стали с развитием информационных технологий. Живое общение постепенно уходит, а ему на смену приходит виртуальное. Родители много работают, дети много времени проводят за компьютером. Иногда общение с родителями сводится к 30-60 минутам в день. Этого явно недостаточно для того, чтобы понять, как и чем живут дети. В современном мире ребенку очень сложно сориентироваться, поэтому ему требуется особое внимание. Не всегда и не всё говорит ребенок своим родителям, а значит, родители должны чувствовать и понимать своих детей, слушать и слышать их.

 

Цель собрания-практикума:

  • Осознание целесообразности принятых в семье подходов к воспитанию ребенка.
  • Обучение родителей технике общения, способствующей гармонизации детско-родительских отношений.

 

Задачи:

  1. Повышение педагогической культуры родителей.
  2. Провести совместный анализ различных ситуаций, в которых возникают трудности в общении с ребенком.
  3. Получить опыт разрешения воспитательных проблем в результате “погружения” в типичные для семьи воспитательные ситуации.
  4. Обеспечить участников информацией и навыками, предупреждающими возможные воспитательные затруднения.

 

Форма проведения: собрание-практикум.

 

Принцип проведения: сотрудничество.

 

Участники: родители учащихся 6-7 классов, психолог

 

Материально-техническое обеспечение: кабинет с необходимым количеством стульев, расположенных в круг, приглашения для родителей с краткой аннотацией (за одну неделю до мероприятия), выставка детских рисунков «Моя семья», плакаты с цитатами «Ребенок – не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который нужно зажечь» (перефразированный Плутарх), «Впечатления детства оставляют след на всю жизнь» (Н.К.Крупская), «Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь» (Конфуций), «Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего заслуживает» (Эрма Бомбек), «Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения» (А.П. Чехов), мультимедийное оборудование, карточки с описанием разных ситуаций для практического задания, рисунок «Кувшин наших эмоций» Ю.Б. Гиппенрейтер, листы формата А4, лепестки для диагностики «Ромашка», памятка родителям по воспитанию детей.

 

Методические советы подготовительного периода: психолог заранее проводит анкетирование и анализ результатов анкетирования учащихся «Отношение окружающей действительности в семье», анкетирования родителей «На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку?». Учащиеся рисуют рисунки на тему: «Моя семья» незадолго до мероприятия. Собрание проводится после рабочего дня родителей.

 

Примерный план проведения мероприятия:

  • Организационный момент – 5 мин.
  • Вступительное слово психолога – 10 мин.
  • Практическая часть – 25 мин.
  • Анализ результатов анкетирования родителей и учащихся – 10 мин.
  • Заключительное слово психолога – 5 мин.
  • Рефлексия – 5 мин.

 

I. Организационный момент

В кабинете звучит тихая, спокойная музыка в сопровождении показа слайдов, позволяющая родителям отвлечься от рабочих проблем и настроиться на тему собрания. На стенде плакаты с цитатами, рисунки учащихся «Моя семья». Психолог предлагает родителям зайти в класс и занять любое место в кругу. (С помощью речи, интонации, жестов родителям необходимо дать почувствовать уважение и внимание к ним.)

 

II. Ход собрания:

 

1. Вступительное слово психолога.

Психолог:

Здравствуйте, уважаемые родители! Мне хотелось бы сегодня начать нашу встречу с притчи.

Притча: Король узнаёт, что его сын женится. Он возмущён, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим поданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»

Пока наши дети ещё рядом с нами, я рада, что вы нашли время поговорить о проблемах, которые возникают у нас, взрослых, в процессе общения с детьми. Мы не будем с вами искать правильные или неправильные приемы воспитания (такой традиции вообще не существует, т.к. все зависит от обстоятельств и то, что хорошо в одном случае, в другом окажется вредно). Мы поговорим об эффективных формах общения.

Итак, предлагаю познакомиться поближе. Сделаем это следующим образом: каждый по кругу представится, назовет себя, скажет, чьи вы родители и закончит следующее предложение: «Я пришел сюда ...» (в ходе выполнения этого задания психолог фиксирует на листе высказывания участников и в конце подводит итог того, что тема общения с детьми является для многих очень актуальной).

Один известный политик высказал в телепередаче свою точку зрения о значении семьи: “Если в мире происходят катастрофы, войны, неурядицы, человечество это вынесет на своих плечах, но если в семье – ссоры, непонимание, ненависть – это трагедия для всех в семье, которая скажется в жизни каждого, особенно детей”. Семья сейчас не только воспитывает детей и решает повседневные проблемы. В наше время она должна быть надежным психологическим “укрытием”, помогать человеку, выжить в трудных и быстро изменяющихся условиях современной жизни.

Укрытие в семье – это взаимоотношение родителей и детей, это любовь и теплота отношений, это внимание к проблемам каждого в семье. А для этого в первую очередь необходимо любить ребенка.

 

Вопрос родителям: А что значит: “любить ребенка”?

(Ответы родителей)

Психолог: Давайте представим, что наши чувства и эмоции - это некий сосуд. На дне сосуда находится самое главное его содержимое, и когда нам хорошо, то сосуд невозможно выплеснуть. Когда же нам плохо, то из него льется, как говорится, через край.

(Обсуждение рисунка «Кувшин наших эмоций»; формулировка выводов после обсуждений)

Психолог: После всех обсуждений мы с вами можем сделать следующие выводы:

  1. Человеку необходимо: чтобы его любили, понимали, признавали, чтобы он был кому‑то нужен и близок, чтобы у него был успех - в делах, учебе, на работе, чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, идти вперед, ценить и уважать себя.
  2. Что бы ни делал ребенок, ему нужно наше признание его успехов.

2. Практическая часть.

Практическое задание для родителей № 1 "Загибаем лист».

Психолог: Конфликты в современных семьях – явление частое. Но, к сожалению, не все умеют правильно разрешать ссоры, находить причину и ликвидировать ее. Находясь в агрессивном состоянии, взрослые не контролируют свои эмоции, не отдают отчет сказанным словам, тем самым, наносят душевную боль своему ребенку.

Сейчас мы с вами выполним практическое задание. Возьмите лист бумаги. Представьте себе, что этот лист душа вашего сына или дочери. У каждого из вас, когда ни будь была такая ситуация, когда вы ругали своих детей гневно, невыдержанно. При каждом сгибе листка вспомните все то негативное, что было сказано вами в адрес ребенка. А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее и доброе, что вы говорили детям.

Психолог: Что произошло с листом бумаги?

(Родители высказывают свои мнения. Психолог формулирует вслух вывод).

Психолог: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе наших детей на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Психолог: Каждому ребенку важно, чтобы его понимали, чтобы разделяли его чувства и переживания. «Счастье – это когда тебя понимают», - не просто слова, а отражение сути человеческого общения. Чтобы ребенка понять, его нужно выслушать. Ведь очень часто в разговоре с нашими детьми мы их просто слушаем, но не слышим. Причины трудностей детей часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Поэтому. Если просто что-то показать, чему-то научить или как-то направить ребенка – мы ему не поможем. В таких случаях лучше всего ребенка выслушать. Чтобы наладить контакт ребёнка с родителями, последним нужно научиться настраиваться на ребенка как на партнера по общению всякий раз, когда он хочет поговорить, уделять особое внимание ребёнку и его проблеме, уметь поставить себя на его место. Психологи советуют использовать технику активного слушания в общении с детьми, что поможет избежать недопонимания и недоверия. Скажите, как вы понимаете слова «активно слушать»? Что вы знаете об этой технике?

(Родители делятся своими мнениями, и, может быть, даже опытом использования этой техники).

Психолог: Многие из вас совершенно верно изложили суть этой техники. Активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства. Активное слушание подразумевает под собой взаимодействие все участников беседы, то есть не только говорящего, но и слушающего. Данная техника позволяет не только полноценно усваивать полученную информацию, но также предотвращает неверную интерпретацию сказанного и ошибки во время беседы. С помощью активного слушания можно направлять беседу в необходимое русло и развивать ее. Активное слушание является одним из самых важных навыков в создании и поддержании отношений. Потребности каждого человека выражаются в его чувствах, мыслях, желаниях. Они появляются у нас как «Я-мысли»: я хочу есть, я люблю это делать, я чувствую усталость, я беспокоюсь и т.д. Например, произнося фразу: «Надень шарф, сегодня холодная погода», - взрослый может иметь в виду: «Я тебя люблю и беспокоюсь о тебе, хочу, чтобы ты был здоров», а ребенок может услышать: «Ты еще мал и беспомощен» или: «Без моего руководства ты не можешь сделать и шагу».

«Я - высказывания» обычно включают три компонента:

  1. описание ситуации;
  2. называние своих чувств в этой ситуации;
  1. называние причин этого чувства.

Это может выглядеть примерно так:

(На доске появляются высказывания…)

  1. «Когда я вижу, что ...», «Когда это происходит ...», «Когда я сталкиваюсь с ...».
  2. «Я чувствую ...», «Я огорчаюсь…», «Я не знаю, как реагировать ...», «У меня возникает проблема ...».
  3. «Потому что ...», «В связи с этим...».

Пример: «Когда я вижу, что к 22.00 домашнее задание по русскому языку не выполнено, я начинаю волноваться, что ты получишь очередную двойку и в конце четверти не будешь аттестован. В связи с чем, прошу показывать задание по русскому языку в 20.00.»

 

Практическое задание для родителей № 2.

Психолог: А теперь я предлагаю вам от теории перейти к практике, то есть потренироваться в умении оформлять свои мысли и чувства в форме «я- высказываний». Попробуйте предложить свои варианты преобразования «ты-высказываний» в «я-высказывания».

(Каждому участнику практического задания выдается карточка с написанными фразами в форме «ты - высказываний»).

Примеры фраз:

  • Ну, когда же ты, наконец, будешь делать домашнее задание вовремя?
  • Почему я должна краснеть за тебя в школе?
  • Почему ты играешь на компьютере? Ты уже выучил уроки?
  • Когда ты вернешься домой?
  • Почему у тебя в комнате такой беспорядок?
  • Ты опять не убрал за собой посуду? Сколько раз нужно тебе повторять, что после еду посуда убирается в мойку?

 

Родители высказывают свои варианты преобразования «ты-высказываний» в «я-высказывания». Психолог формулирует вслух вывод).

Психолог: Вы только что попробовали использовать одну из техник активного слушания. Удостоверились в том, как это не просто. Заметили, что вам хочется задать другие вопросы и прокомментировать, и оценить ситуацию. И это совершенно нормально. Давайте теперь попробуем ответить самим себе на такой вопрос: «Что же может дать нам техника активного слушания для общения с ребенком?».

(Ответы родителей).

(На доске появляется лист с надписью: «Результаты применения техники «Я - высказывания»». Родители высказывают свое собственное мнение, а психолог фиксирует все на доске).

 

Ну, когда же ты, наконец, будешь делать домашнее задание вовремя?

Меня беспокоит, что домашнее задание до сих пор не сделано. Я начинаю нервничать. Я хочу, чтобы уроки выполнялись до 8 часов вечера.

Почему я должна краснеть за тебя в школе?

Я очень расстроилась сегодня, посмотрев журнал в школе.

Почему ты опять играешь на компьютере? Ты уже выучил уроки?

Когда я вижу, что ты вместо выполнения домашнего задания играешь на компьютере, я не знаю, как на это реагировать.

Когда ты вернешься домой?

Я волнуюсь за тебя, и для меня очень важно знать, что ты доберешься домой в полной безопасности.

Почему у тебя в комнате такой беспорядок?

Мне было бы приятно осознать, что у меня такой сын.

Ты опять не убрал за собой посуду? Сколько раз нужно тебе повторять, что после еды посуда убирается в мойку.

Я расстраиваюсь, когда вижу грязную посуду на столе, мне это обидно, я хочу, чтобы после еды посуда убиралась в мойку.

 

(После проведения практического задания родителям задаются вопросы)

- Готовы ли вы применять технику активного слушания, и какие вы ожидаете изменения в общении со своим ребенком?

- К чему необходимо стремиться в детско-родительских отношениях?

(Родители высказывают свои мнения. Психолог формулирует вслух вывод).

Вывод: Самый приемлемый и действенный способ общения между родителями и детьми это партнерство. В семье все должно быть общим: и радость, и слезы, и смех. Совместные переживания, надежды, мечты – все это объединяет и сплачивает семью, укрепляет ее. Ребенок должен равноправно участвовать во всех советах, решениях семьи. И его поведение должно обсуждаться так же. Ограничения и поощрения необходимо обсуждать вместе, где вы и ребенок выскажете свое мнение.

 

3. Анализ результатов анкетирования родителей и детей.

Психолог: Как часто мы, родители, бываем полностью увлечены бытом, оставляя на потом общение с детьми, тихие разговоры с ними. Нам бывает некогда подчас узнать их внутренний мир, мир волнений и тревог, просто услышать и понять их, оказаться рядом и вовремя с нужным советом.

(На этом этапе собрания проводится мониторинг результатов анкетирования детей, которое было проведено заранее. Затем анализируются результаты анкетирования родителей, которое также было проведено заранее. Родители вместе с психологом обсуждают ответы и делают выводы).

Психолог: Наша встреча подошла к концу. Но прежде, чем закончить собрание мне бы хотелось прочитать вам еще одну притчу.

 

Притча о двух волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

– А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Вот и подумайте, дорогие родители, какого волка в себе «кормите» Вы?

Психолог: Чтобы ваше общение с ребенком приносило вам радость, чтобы между вашими детьми и вами всегда было взаимопонимание, я приготовила вам небольшой буклет. Очень надеюсь, что советы и рекомендации, которые содержатся в этом буклете, будут хорошим помощником и подсказчиком вам при построении взаимоотношений между всеми членами вашей семьи!

 

4. Рефлексия. Диагностика удовлетворенности родителей мероприятием.

Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой теме. Ответы на вопросы:

  • Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?
  • Какая часть вызвала особый интерес?
  • Есть ли необходимость проводить мероприятия такого рода?
  • Ваши предложения и пожелания на будущее?

 

Диагностика «Ромашка». (Каждому родителю раздается по три лепестка: белый, желтый, зеленый).

Психолог: Уважаемые родители, оцените, пожалуйста, наше сегодняшнее мероприятие с помощью лепестков ромашки. Белый лепесток-мероприятие понравилось и хотелось бы продолжить сотрудничать в этом направлении. Желтый лепесток-мероприятие понравилось, но считаю, что есть недостатки. Зеленый лепесток-мероприятие не понравилось.

(Родители оценивают мероприятие).

 

 

 

Литература:

  1. Гарибашвили Т.И. Исследования детско-родительских отношений в отечественной психологии / Т.И. Гарибашвили // Известия Таганрогского гос.разиотех. ун-та. – 2006. – № 13. – С. 119-120.
  2. Гин А. Общение детей и взрослых: советы родителям /А. Гин // Сельская школа. – 2007. – № 2. – С. 39-44.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, Сфера, 2003. – 119 с.
  4. Платонов Ю.П. Психология конфликтного поведения. СПб: Речь, 2009. – 544 с.
  1. Фалькович Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями / Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоухова, Л.А. Обухова. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с.
  1. Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлаева // Школьный психолог. – 2006. № 19. – С. 38.

 

Опубликовано: 13.05.2017