Формирование самоконтроля и взаимопроверки в процессе обучения школьников решению задач

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Шайхисламова Сония Фаридовна

Организация: МАОУ «Лицей № 35г. Челябинска»

Населенный пункт: Челябинская область, г. Челябинск

Выполнив решение задачи, учащиеся часто испытывают неуверенность в его правильности, а проверку выполнять затрудняются. Поэтому развитие навыков самоконтроля, воспитание привычки оценивать результаты своего труда становится одной из важнейших задач, стоящих передо мною.

Важную роль в воспитании самоконтроля играет контроль за деятельностью учащихся с моей стороны. Приведу примеры заданий, которые использую для формирования у учащихся самоконтроля на разных этапах решения задачи.

     Задача №1. Рабочий изготовил за 6 часов 72 одинаковых детали. Сколько деталей он изготовит за 4 часа?

После самостоятельного решения задачи даю ученику контрольную карточку с записью полного решения задачи.

  1. 72 : 6 = 12 (дет.)
  2. 12 х 4 = 48 (дет.)

Проверяя себя, ученик сравнивает своё решение с образцом. В случае, если решение не совпадает с образцом, ученик возвращается к решению задачи и ищет ошибку.

Учащимся, затрудняющихся в выборе арифметических действий, с помощью  которых  решается задача, вместе с условием задачи даю карточку, где записана схема решения задачи:

  1. [] : [] = []
  2. [] Х [] = []

В схему ввожу некоторые числовые данные:

  1. 72 : [] = 12
  2. [] х [] = 48

Схематический образец решения задачи на карточке помогает ученику спланировать последовательность своих действий по ходу решения задачи, способствует формированию самоконтроля на этапе выбора арифметических действий, которыми решается задача.

        Задача №2.  В вазе было 7 груш, это на 2 больше, чем яблок. Сколько всего фруктов было в вазе?

Сразу предлагаю учащимся два варианта решения, одно из которых неверно:

  1. ( 7 + 2 ) + 7 = 16
  2. ( 7 – 2 ) + 7 = 12

Задание состоит в следующем: «Внимательно прочти задачу и выбери правильное решение».

         Задача №3. Девочка купила 8 конфет, а мальчик – 5 таких же конфет. Какой из вопросов можно поставить к решению задачи?

  • Сколько всего купили конфет дети?
  • На сколько меньше конфет купила девочка, чем мальчик?
  • Сколько стоит одна конфета?

Выбор правильного (подходящего) вопроса к данному условию способствует формированию  логического мышления и самоконтроля на этапе анализа условия задачи.

        Задача №4. На карточке даю тексты двух или более задач, их краткие записи и решения. Учащимся предлагается задание: «Установите соответствие между условием, краткой записью и решением задачи».

Задачи:

  1. В первой вазе – 10 роз, во второй на 4 больше. Сколько роз в двух вазах?
  2. В двух вазах 10 роз. В первой – 4 розы. Сколько роз во второй вазе?

Краткие записи:

А) I – 10                    

Б) I – 10                           

В) I – 4                  

Г)      I – 4        

II - ? на 4 больше        

II - ? на 4 больше                    

II - ?                          

II – 10

Решения:

  1. 10 + 4 = 14;
  2. (10 + 4) + 10 = 24;
  3. 10 – 4 = 6;
  4.  14 + 10 = 24.

Ученик рассуждает, сверяет результаты совершаемых в уме действий, с представленными на карточке вариантами решения задач и делает свой выбор. Выбор соответствующей записи для каждой задачи и оценка их решения активизируют действие самоконтроля, а также способствуют развитию самостоятельности мыслительной деятельности учащихся. Безошибочное выполнение задания становится основанием для вывода о достаточно развитом самоконтроле, о сформированности актуального контроля на уровне произвольного внимания.

Задача №5.    Пенал  стоит 32 рубля,  ручка – 7 рублей . Сколько стоит карандаш, если за всю покупку заплатили 45рублей?

         Даю задачу и различные выражения из данных, включённых в условие задачи. Задание: объясните, что означает каждое выражение для данной задачи, и выберите те выражения, которые являются решением задачи:

32 + 7                       32 + 7                     45 - 32 - 7

32 – 7                       45 – 32                   45 – (7 + 32)            

(45 – 32 ) – 7            45 - 7                                            

Решение задачи предполагает выполнение учащимися контрольных действий по сопоставлению выявленных связей между данными задачи и действиями с этими данными,  которые представлены в виде выражений.

Задача №6.  В регате должно было участвовать 20 лодок. Отплыли  8 больших и 6 маленьких. Сколько лодок осталось у причала?

          Учащимся предлагаю решить задачу по плану:

  • Найдите, сколько лодок отплыли.
  • Найдите, сколько лодок осталось у причала.
  • Запишите решение выражением.
  • Вспомните, как надо вычесть сумму из числа, и запишите полученное выражение.
  • Объясните каждое выполняемое действие.

Предложенные варианты заданий к задачам нацеливают учеников на осознанный контроль своих действий, анализ их содержания, последовательности, правильности и соответствия заданным схемам и образцам действий.

 Одним из эффективных приёмов формирования самоконтроля, применяемых мною в работе, является взаимопроверка, т. к. многие учащиеся начальной школы более внимательно относятся к проверке работ своих товарищей, чем к проверке собственных. В ситуации, когда ученик получает задание проверить работу соседа, он условно принимает на себя роль учителя. Задания такого типа усиливают мотивацию и активизируют внимание ученика, формируют ответственное отношение, как к проверке решения задачи, так и к выполнению контроля.

Формирование у учащихся умения решать текстовые задачи – один из важнейших вопрос курса математики в начальной школе. Использование моделирования, вариативного подхода к решению задач, самоконтроля учащихся, дифференцированного обучения при решении задач, позволяет  разнообразить формы работы на уроке, активизировать работу учащихся, улучшать качество обучения. Удачно проходит на каждом уроке коллективная и индивидуальная работа, а также работа в парах, группах.  Учащиеся овладевают умениями слушать других,  учатся предлагать свои решения и стараются доказать их объективность и правильность.

На уроках школьники часто обращаются к дополнительным источникам: художественной литературе, энциклопедиям, справочникам, такая работа направлена на формирование универсальных учебных действий. При решении задач происходит формирование таких универсальных учебных действий: 

Познавательные УУД

  • осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя, взрослых;
  • использовать различные способы кодирования условий текстовой задачи (схема, таблица, рисунок, краткая запись, диаграмма);
  • понимать учебную информацию, представленную в знаково-символической форме;
  •  выполнять под руководством учителя действия анализа, синтеза, обобщения при изучении нового понятия, разборе задачи, при ознакомлении с новым вычислительным приёмом и т. д.;
  • пересказывать прочитанное или прослушанное (например, условие задачи);
  • выполнять элементарную поисковую познавательную деятельность на уроках математики.

Коммуникативные УУД

  • использовать простые речевые средства для выражения своего мнения;
    строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
  • участвовать в диалоге; слушать и понимать других;
  • участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;
  • взаимодействовать со сверстниками в группе, коллективе на уроках математики;
  • принимать участие в совместном с одноклассниками решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе.

Регулятивные УУД

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; 
  • составлять под руководством учителя план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;
  •  соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
  • сравнивать различные варианты решения учебной задачи; под руководством учителя осуществлять поиск разных способов решения учебной задачи;
  • выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
  • в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.

Личностные УУД

  • элементарные навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности;
  • основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, понимание необходимости расширения знаний;
  • стремление к активному участию в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;
  • элементарные умения общения (знание правил общения и их применение).

Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи. Следовательно, научить детей владеть умением решения задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи.

Список литературы

  1. Н.Б.Истомина «Методика обучения математике в начальных классах», - М., ACADEMA, 2001
  2. С.А.Зайцева, И.И.Целищева «Решение составных задач на уроках математике»  - М., Чистые пруды,2006
  3. С.А.Зайцева,  И.И.Целищева «Моделирование простых текстовых задач» - М., Чистые пруды, 2006
  4. С.В.Царёва «Нестандартные виды работы с задачами на уроке как средство реализации современных педагогических концепций и технологий» - Начальная школа, №4. 2004г.
  5. Т.В.Смолеусова «Этапы, методы и способы решения задачи» - Начальная  школа, №12. 2003г.
  6. Э.И.Александрова «Как решать текстовые задачи» -  Начальная школа, №7. 1999 г.

 

 

 

 

Опубликовано: 13.12.2016