Формирование самоконтроля и взаимопроверки в процессе обучения школьников решению задач
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Шайхисламова Сония Фаридовна
Организация: МАОУ «Лицей № 35г. Челябинска»
Населенный пункт: Челябинская область, г. Челябинск
Выполнив решение задачи, учащиеся часто испытывают неуверенность в его правильности, а проверку выполнять затрудняются. Поэтому развитие навыков самоконтроля, воспитание привычки оценивать результаты своего труда становится одной из важнейших задач, стоящих передо мною.
Важную роль в воспитании самоконтроля играет контроль за деятельностью учащихся с моей стороны. Приведу примеры заданий, которые использую для формирования у учащихся самоконтроля на разных этапах решения задачи.
Задача №1. Рабочий изготовил за 6 часов 72 одинаковых детали. Сколько деталей он изготовит за 4 часа?
После самостоятельного решения задачи даю ученику контрольную карточку с записью полного решения задачи.
- 72 : 6 = 12 (дет.)
- 12 х 4 = 48 (дет.)
Проверяя себя, ученик сравнивает своё решение с образцом. В случае, если решение не совпадает с образцом, ученик возвращается к решению задачи и ищет ошибку.
Учащимся, затрудняющихся в выборе арифметических действий, с помощью которых решается задача, вместе с условием задачи даю карточку, где записана схема решения задачи:
- [] : [] = []
- [] Х [] = []
В схему ввожу некоторые числовые данные:
- 72 : [] = 12
- [] х [] = 48
Схематический образец решения задачи на карточке помогает ученику спланировать последовательность своих действий по ходу решения задачи, способствует формированию самоконтроля на этапе выбора арифметических действий, которыми решается задача.
Задача №2. В вазе было 7 груш, это на 2 больше, чем яблок. Сколько всего фруктов было в вазе?
Сразу предлагаю учащимся два варианта решения, одно из которых неверно:
- ( 7 + 2 ) + 7 = 16
- ( 7 – 2 ) + 7 = 12
Задание состоит в следующем: «Внимательно прочти задачу и выбери правильное решение».
Задача №3. Девочка купила 8 конфет, а мальчик – 5 таких же конфет. Какой из вопросов можно поставить к решению задачи?
- Сколько всего купили конфет дети?
- На сколько меньше конфет купила девочка, чем мальчик?
- Сколько стоит одна конфета?
Выбор правильного (подходящего) вопроса к данному условию способствует формированию логического мышления и самоконтроля на этапе анализа условия задачи.
Задача №4. На карточке даю тексты двух или более задач, их краткие записи и решения. Учащимся предлагается задание: «Установите соответствие между условием, краткой записью и решением задачи».
Задачи:
- В первой вазе – 10 роз, во второй на 4 больше. Сколько роз в двух вазах?
- В двух вазах 10 роз. В первой – 4 розы. Сколько роз во второй вазе?
Краткие записи:
А) I – 10
Б) I – 10
В) I – 4
Г) I – 4
II - ? на 4 больше
II - ? на 4 больше
II - ?
II – 10
Решения:
- 10 + 4 = 14;
- (10 + 4) + 10 = 24;
- 10 – 4 = 6;
- 14 + 10 = 24.
Ученик рассуждает, сверяет результаты совершаемых в уме действий, с представленными на карточке вариантами решения задач и делает свой выбор. Выбор соответствующей записи для каждой задачи и оценка их решения активизируют действие самоконтроля, а также способствуют развитию самостоятельности мыслительной деятельности учащихся. Безошибочное выполнение задания становится основанием для вывода о достаточно развитом самоконтроле, о сформированности актуального контроля на уровне произвольного внимания.
Задача №5. Пенал стоит 32 рубля, ручка – 7 рублей . Сколько стоит карандаш, если за всю покупку заплатили 45рублей?
Даю задачу и различные выражения из данных, включённых в условие задачи. Задание: объясните, что означает каждое выражение для данной задачи, и выберите те выражения, которые являются решением задачи:
32 + 7 32 + 7 45 - 32 - 7
32 – 7 45 – 32 45 – (7 + 32)
(45 – 32 ) – 7 45 - 7
Решение задачи предполагает выполнение учащимися контрольных действий по сопоставлению выявленных связей между данными задачи и действиями с этими данными, которые представлены в виде выражений.
Задача №6. В регате должно было участвовать 20 лодок. Отплыли 8 больших и 6 маленьких. Сколько лодок осталось у причала?
Учащимся предлагаю решить задачу по плану:
- Найдите, сколько лодок отплыли.
- Найдите, сколько лодок осталось у причала.
- Запишите решение выражением.
- Вспомните, как надо вычесть сумму из числа, и запишите полученное выражение.
- Объясните каждое выполняемое действие.
Предложенные варианты заданий к задачам нацеливают учеников на осознанный контроль своих действий, анализ их содержания, последовательности, правильности и соответствия заданным схемам и образцам действий.
Одним из эффективных приёмов формирования самоконтроля, применяемых мною в работе, является взаимопроверка, т. к. многие учащиеся начальной школы более внимательно относятся к проверке работ своих товарищей, чем к проверке собственных. В ситуации, когда ученик получает задание проверить работу соседа, он условно принимает на себя роль учителя. Задания такого типа усиливают мотивацию и активизируют внимание ученика, формируют ответственное отношение, как к проверке решения задачи, так и к выполнению контроля.
Формирование у учащихся умения решать текстовые задачи – один из важнейших вопрос курса математики в начальной школе. Использование моделирования, вариативного подхода к решению задач, самоконтроля учащихся, дифференцированного обучения при решении задач, позволяет разнообразить формы работы на уроке, активизировать работу учащихся, улучшать качество обучения. Удачно проходит на каждом уроке коллективная и индивидуальная работа, а также работа в парах, группах. Учащиеся овладевают умениями слушать других, учатся предлагать свои решения и стараются доказать их объективность и правильность.
На уроках школьники часто обращаются к дополнительным источникам: художественной литературе, энциклопедиям, справочникам, такая работа направлена на формирование универсальных учебных действий. При решении задач происходит формирование таких универсальных учебных действий:
Познавательные УУД
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя, взрослых;
- использовать различные способы кодирования условий текстовой задачи (схема, таблица, рисунок, краткая запись, диаграмма);
- понимать учебную информацию, представленную в знаково-символической форме;
- выполнять под руководством учителя действия анализа, синтеза, обобщения при изучении нового понятия, разборе задачи, при ознакомлении с новым вычислительным приёмом и т. д.;
- пересказывать прочитанное или прослушанное (например, условие задачи);
- выполнять элементарную поисковую познавательную деятельность на уроках математики.
Коммуникативные УУД
- использовать простые речевые средства для выражения своего мнения;
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; - участвовать в диалоге; слушать и понимать других;
- участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;
- взаимодействовать со сверстниками в группе, коллективе на уроках математики;
- принимать участие в совместном с одноклассниками решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе.
Регулятивные УУД
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
- составлять под руководством учителя план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;
- соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
- сравнивать различные варианты решения учебной задачи; под руководством учителя осуществлять поиск разных способов решения учебной задачи;
- выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.
Личностные УУД
- элементарные навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности;
- основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, понимание необходимости расширения знаний;
- стремление к активному участию в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;
- элементарные умения общения (знание правил общения и их применение).
Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи. Следовательно, научить детей владеть умением решения задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи.
Список литературы
- Н.Б.Истомина «Методика обучения математике в начальных классах», - М., ACADEMA, 2001
- С.А.Зайцева, И.И.Целищева «Решение составных задач на уроках математике» - М., Чистые пруды,2006
- С.А.Зайцева, И.И.Целищева «Моделирование простых текстовых задач» - М., Чистые пруды, 2006
- С.В.Царёва «Нестандартные виды работы с задачами на уроке как средство реализации современных педагогических концепций и технологий» - Начальная школа, №4. 2004г.
- Т.В.Смолеусова «Этапы, методы и способы решения задачи» - Начальная школа, №12. 2003г.
- Э.И.Александрова «Как решать текстовые задачи» - Начальная школа, №7. 1999 г.