Технология дифференцированного обучения

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Евсеева Оксана Павловна

Организация: ГБОУ СОШ №1

Населенный пункт: Самарская область, г. Чапаевск

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

В настоящее время одна из ведущих тенденций в развитии  начальной школы – дифференцированное обучение.

Понятие “Дифференцированное обучение” в переводе с латинского “different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.

Как показывает практика, нормальные (имеющие показатели нормы по всем уровням развития) дети встречаются только в книгах. Практически каждый ребенок имеет те или иные (пусть незначительные) отклонения, которые в дальнейшем могут привести к отставанию в учебной деятельности.

Нельзя не отметить тот факт, что уровень готовности учащихся к обучению в школе (учебному процессу) не одинаков и снижается с каждым годом. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.

Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.

Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

В процессе обучения индивидуальные различия могут проявляться:

  1. в скорости усвоения нового материала, в количестве тренировочных упражнениях, необходимых для усвоения нового.
  2. в уровне работоспособности (высокая, средняя, низкая). Связано с типом нервной системы.
  3. в различных типах мышления: у одних преобладает практически- действенное, у вторых — наглядно-образное, у  третьих  — словесно-логическое.
  4. учащиеся отличаются высокой, средней и низкой обучаемостью.

Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта. Диагностика учебных возможностей, которую провели специалисты, дополняет картину.

В целях реализации технологии разноуровневого обучения необходимо  проводить диагностику  каждого ученика на протяжении всего обучения в школе. Смысл тестирования в том, чтобы получить по возможности, реальную и наглядную картину развития ребенка.

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

При практическом осуществлении дифференциации в условиях классно-урочной системы нужно знать способы индивидуализации обучения.

  1. Индивидуальный темп обучения учителем может выбираться с учетом скорости учебной деятельности, мышления, восприятия ученика. Но индивидуальный темп может быть обеспечен лишь непродолжительное время, т.к. это может привести к отставанию от класса или от программы. В начальной школе может быть ускоренный темп прохождения материала, но не темп самого урока. При фронтальной  форме организации учебной деятельности ускоренный темп может породить у части детей стресс.
  2. Индивидуализация содержания и методов обучения (через объем и сложность учебного материала).
  3. Индивидуализация с учетом видов мыслительной деятельности.

    Учащимся с наглядно-чувственными типом мышления рекомендуется выполнение однотипных упражнений средней трудности. Задания же проблемного и творческого характера получают учащиеся с хорошо развитым логическим мышлением.

Пути решения дифференциации

  1. Деление класса на З характерные группы («сильные», «средние», «слабые») с учетом степени развития
  • реальных учебных возможностей
  • способностей к учению
  • работоспособности учащихся

     Учителем дифференцированно подбираются задания и темп работы для каждой группы.

  1. Создание смешанных групп по принципу взаимного обогащения.
  2. На основе диагностики причин отставания в учении каждого ученика учитель разрабатывает индивидуальные меры повышения качества его знаний и умений.
  3. Подготовка учителем для уч-ся заданий с учетом тех трудностей, которые испытывает ученик: слабые учащихся (алгоритмы решений, планы работы и т.д.), для сильных учащихся — задания повышенной трудности.
  4. Использование заданий одинакового для всех содержания, вариативность которых обеспечивается системой постоянно усложняющихся вопросов.

Дифференцировать можно:

а) объем;

б) сложность учебного материала;

в) дозу помощи учителя при выполнении;

г) комплексно.

Для разноуровневого обучения учитель может использовать :

  • Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи
  • Альтернативные задания для добровольного выполнения
  • Задания, содержание которых найдено учеником
  • Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности

 

Трудности в реализации дифференцированного подхода.

  1. Слабая организация психологической и педагогической диагностики с целью изучения учебных возможностей учащихся.
  2. Индивидуальный подход к уровню развития учащихся не заложен в учебные программы и не обеспечен содержанием учебников.
  3. Большая наполняемость классов.
  4. Трудности в ведении постоянного учета изменений в уровне подготовленности учащихся. Необходимость классификации ошибок учащихся требует  большой затраты времени.
  5. Наличие доли социального неравенства при делении детей на группы. Нельзя составлять списки и т.д., ставить детей в известность.
  6. При дифференциации по уровню сложности материала нельзя для слабоуспевающих учащихся давать задания ниже программных. Иначе это может привести к замедлению их развития.
  7. Большая затрата времени учителя при подготовки к уроку, сложности в организации деятельности учащихся на уроке.

Таким образом, дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными.

 

 

Опубликовано: 02.11.2016