Повышение психологической культуры родителей-основа психопрофилактической работы воспитателя

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Файзрахманова Лейсан Борисовна, Шабаева Лейсан Фидаэлевна

Организация: МАДОУ №65

Населенный пункт: Республика Татарстан, с. Высокая гора

Идеи сотрудничества, диалога ,партнерства во взаимоотношениях  воспитателей, родителей, ребенка – основные в педагогике последних лет.

Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребенку сотворить образ  своего «Я», то есть приобрести за время пребывания  в детском саду необходимые  личностные качества.

В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится ,что работа с родителями должна иметь  дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ ,повышение культуры педагогической грамотности семьи. Организация работы с семьей является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их  физического и психического  здоровья и развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

В исследованиях  И.С. Батраковой ,В.В.Горшковой, В.И.Максимовой, В.Г.Маранова ,Л.А. Николаенко, Н.Ф. Родионовой разработаны общие методологические подходы к раскрытию сути педагогического взаимодействия. При этом подчеркивалось, что объединение усилий детского сада и семьи для  развития личности детей и взрослых должно происходить с учетом интересов и прав каждого – восприниматься как ценность и совместная педагогическая деятельность по воспитанию ,в которой все субъекты взаимодействия проявляют открытость в отношениях, ответственность и активность, творчество.

Структурными компонентами такого взаимодействия выступают:

  1. Ценностно-смысловой – характеризующийся признанием опыта родителей по воспитанию детей ,осознанием ценности совместной деятельности, пониманием своего места и роли в разных  формах взаимодействия с родителями.
  2. Потребностно-мотивационный -  определяющий потребности воспитателей во взаимно открытых ,равных и свободных действиях, содействиях друг-другу.
  3. Интеллектуально-когнитивный – проявляющийся в способности воспитателей изучать взаимодействие  родителей с детьми, приобретать необходимые знания об особенностях становления и развития отношений с ними.
  4. Операционально-деятельностный – отражающий способности воспитателей к совместной деятельности с родителями, с детьми: определению цели ,созданию проекта, программы и плана действий в проблемном поле воспитания.
  5. Эмоциональный – показывающий способность воспитателей понимать переживания родителей и сопереживать им в процессе  межличностных  отношений, выражать солидарность и согласие с ними, находить компромисс.
  6. Оценочно-рефлексивный – определяющий способность воспитателей к самонаблюдению в системе отношений с родителями, детьми, оценки качества взаимодействия с ними и осознанию необходимых изменений.

Педагогическая, психологическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников.

Присутствие в общении родителей с ребенком совместной деятельности содействует усвоению различных типов взаимодействия, основанных  на принципах равенства между детьми и взрослыми.

Наиболее высоким уровнем развития взаимодействия в совместной деятельности выступает творческое сотрудничество, позволяющее ее участникам наиболее полно реализовать свои внутренние резервы .

Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее ,чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников .Потребность в серьезном обсуждении эмоций и поведения детей на занятиях и дома появляются у родителей довольно часто. Профилактика  нарушений эмоциональной сферы у детей ,психолого-педагогическая работа с родителями должна проводиться регулярно, но обязательно в непринужденной ,эмоционально теплой атмосфере, чтобы родители захотели прийти  еще .Родители ,чувствуя поддержку  окружающих ,начинают более позитивно воспринимать своего ребенка, охотнее преодолевать свои воспитательные стереотипы. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей ,их настроя и ожиданий пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирования , а личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу,  сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Помимо традиционных форм работы, активно используются инновационные формы и методы работы:

  • «Круглый стол» по любой теме,
  • тематические выставки,
  • соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы,
  • консультация специалистов,
  • семейные спортивные встречи,
  • почта доверия, телефон доверия,
  • открытые занятия для просмотра родителей,
  • родительская гостиная, клуб,
  • конкурс семейных талантов,
  • портфолио семейного успеха,
  • день открытых дверей,
  • сайт ДОУ.

Основной акцент этих встреч должен быть сделан на познание  родителями особенностей психологии детей разного возраста, существующих уровней эмоциональной регуляции своего поведения у детей, адекватных приемов общения с ребенком , рефлексии задач и стилей  воспитания, собственной родите льской  позиции .Важно учесть запрос родителей по поводу преодоления у ребенка стереотипных реакций, чувствительности к внешним раздражителям, нежелательных форм поведения.

Мы можем предложить несколько сценариев «Встреч в гостиной», которые должны тщательно продумываться и корректироваться в зависимости от настроений и проблем участников. Можно использовать разные упражнения, которые применяются во многих игровых, коммуникативных тренингах, или придумать новые формы общения.

Сценарий 1

Цели: знакомить с участниками, ориентировать на партнера, создавать непринужденную эмоциональную атмосферу.

Знакомство

Звучит приятная негромкая музыка. Ведущий благодарит всех собравшихся за то, что они пришли. Сообщает примерные цели и формы работы.

Ведущий. Мы рады, что вы нашли время и пришли к нам. Надеемся, что вы не пожалеете и узнаете много нового, с пользой проведете время. Мы будем общаться на интересные для нас темы, играть с детьми, творить вместе - рисовать, лепить, учиться выражать свои эмоции и чувства, проигрывая роли реальных и сказочных персонажей; потренируемся напрягать свою память, внимание и мысли, а также получим повод любить, уважать себя и своего ребенка еще больше. Мы также надеемся, что каждый участник внесет со временем посильную лепту в то, чтобы наше общая встреча стала еще интереснее, радостнее. Ваши инициативы будут приняты. Если вы согласны с данными намерениями, то начнем прямо сейчас.

Приветствие, комплименты.

Участники стоят по кругу или сидят на стульях и по очереди называют свое имя, остальные приглашенные повторяют его нараспев в уменьшительно-ласкательной форме (Надя-Наденька). Если ребенок смущается и не говорит своего имени, то за него произносит родитель или другой ребенок. Потом дети и взрослые по кругу говорят что – ни будь приятное своему соседу: «Ты красивая девочка», «У тебя приятная улыбка» и т.д. Такое упражнение вызывает затруднение у детей, которые не очень общительны или не имеют  подобного опыта в семье ДОО. Кстати, это так же трудно для взрослых по тем же причинам, поэтому тренироваться нужно почти на каждой встрече.

Игра «Найди своего ребенка»

Родителю завязываются глаза. Дети выстраиваются в ряд. Можно изменить банты, прически, некоторые детали одежды, чтобы сложнее было узнать. Взрослый ощупывает детей по очереди и, в конце концов, находит «своего». Дети очень волнуются, с интересом и замиранием наблюдают за взрослыми, иногда прячутся среди других детей, смеются, когда их не находят. Аналогично можно опознавать своих мам, бабушек. Тогда игру можно предложить детям, завязав им глаза.

Игра на партнерское взаимодействие

«Кто больше соберет шаров?»

Можно включить быструю веселую музыку.

Ведущий. А теперь подвигаемся. Сейчас я раскидаю по комнате много разноцветных шаров (пластмассовых, небольшого размера), вы должны собрать их в корзины. Учтите, что это нужно сделать в паре с партнером, с которым вы держитесь крепко за руки, а свободной рукой собираете шары и кладете их в свою корзинку. Победит та пара, которая не разжала рук и больше всех собрала мячей.

Пары участников создаются по желанию, возможны варианты: ребенок-ребенок, взрослый-взрослый, ребенок-взрослый. Оптимально, когда участвуют 2-3 пары, остальные болеют, подбадривают. Игра вызывает большое оживление и желание продолжать, но нужно не дать детям переутомиться.

 

Командная игра

 «Помоги найти предмет звуком»

Ведущий. Сейчас мы будем искать предмет в комнате. Вот он (небольшая игрушка). Тот, кто будет водить, выйдет из комнаты, а мы спрячем предмет. Когда водящий вернется, мы поможем ему найти предмет, издавая звук «ш-ш-ш». Если водящий подходит ближе и ближе, то мы шипим все громче и громче, а если удаляется, то тише и тише. Так мы поможем найти ему предмет, который спрятали, но запомните, ребята, что показывать руками и сообщать, где предмет лежит, нельзя.

Выбираются ребенок, лучше двое, если он боится делать это один, удаляются из комнаты в коридор. Остальные прячут предмет. Далее дети и взрослые звуками направляют поиски, пока предмет не будет найден.

 

Завершение встречи

Все участники приглашаются в круг.

Ведущий. Сейчас, держась за руки, мы будем вместе изображать большое животное, которое дышит. Вдох-все участники бегут в центр, выдох – двигаются из центра, максимально расширяя круг. Так несколько раз.

Какие упражнение, больше понравились?

Взрослые и дети рассказывают о своих впечатлениях. Затем все по кругу пожимают друг другу руки, обнимаются, улыбаются, всех благодарят.

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость ,тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, педагогический  процесс становится более свободным ,гибким , дифференцированным, гуманным в рамках действующего законодательства.

 

 

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Белякова Е.Г Смысл образование в педагогическом взаимодействии: Монография. Тюмень, 2008.
  2. Зебзеева В.А. Взаимодействие семейного и общественного воспитания на современном этапе развития дошкольного образования /2009/
  3. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОО с педагогами. М., 2009
  4. Зверева О.Л, Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Метод. аспект. М., 2009.
  5. Инновационные формы взаимодействия семьи и детского сада:Семейный и Родительский клубы. Родительская академия: Сб. науч. ст. по материалам круглых столов, посвященных Году семьи/Под общ. ред. Л.И. Осечкиной, Н.В Микляевой. М.,2008.

 

 

 

 

Опубликовано: 23.10.2016