Педагогические технологии в ПОУ

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Пришутова Марина Николаевна

Организация: Филиал ГОУ ВО МО «ГСГУ» в г.Егорьевске-КПИ

Населенный пункт: Московская область, г. Егорьевск

На основе новых информационных и педагогических технологий, методов обучения стало возможным изменить роль преподавателя, сделать его не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы студента, выступить в качестве проводника в океане разнообразнейшей информации, способствуя самостоятельной выработке у студента критериев и способов ориентации, поиске рационального в информативном потоке.

Инновационные методики обучения

Трудоемкий процесс подготовки кадров базируется на методиках обучения, результативность которых в конечном итоге определяет уровень квалификации будущего выпускника. Традиционная методика предполагает общение преподавателя и студента, постоянный контроль со стороны преподавателя за учебной деятельностью студента, контроль усвоения учебного материала. Другими словами, плодотворность этого диалога зависит от правильного решения преподавателем задач:

а) постановки учебной цели, и вытекающей из этого мотивации для студента;

б) осуществление передачи материала определенного содержания (лекции) и его интерпретация для студентов (семинары).

При этом преподаватель решает и функцию методической проработки учебного материала в виде контроля знаний. Данная модель обучения носит скорее директивный характер. При директивной модели результат обучения расценивается как передача суммы знаний за счет рациональной организации содержания учебного процесса, когда происходит односторонний диалог, где активной стороной выступает преподаватель. Воспроизведение полученной информации при этом механическое: активности студента, его заинтересованности в процессе обучения проследить достаточно затруднительно. Основные критерии директивной модели обучения: точность, бесспорность, достоверность излагаемого, итоговый контроль, предположительно наличие самостоятельной работы во внеурочное время. На основе новых информационных и педагогических технологий, методов обучения стало возможным изменить роль преподавателя, сделать его не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы студента, выступить в качестве проводника в океане разнообразнейшей информации, способствуя самостоятельной выработке у студента критериев и способов ориентации, поиске рационального в информативном потоке.

Информатизацию образования рассматривают как систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в образовательном процессе. Информационные технологии используются в моделировании, конструировании и анализе предметных информационных сред, их содержательной и дидактической компоненты. Конструирование информационной предметной среды - принципиально новая задача методики преподавания, требующая специальных знаний в области дидактики, психологии, управления. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Программные и технические средства, используемые на уроке, вносят свою специфику, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения. Учитель на медиа уроке выступает в качестве консультанта, что способствует развитию познавательной активности учащихся, более полному усвоению ими учебной информации. Для учителя появляется больше возможностей для индивидуальной работы с учащимися.

Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картины процессов и явлений, интерактивные модели дают возможность самостоятельно "конструировать" процессы, исправлять свои ошибки, самообучаться.

Методика использования мультимедиа технологий предполагает:

  1. Совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

  2. Усиление мотивации учения;

  3. Улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;

  4. Повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;

  5. Демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.

Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современном образовательном учреждении. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся. Актуальной целью становится создание личностного потенциала человека, воспитание его способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержанием – все то, что обеспечивает достижение этой цели. Объектом исследования в работе является изучение инновационных процессов обучения, а предметом – организации инновационного урока в рамках профессионального обучения.

Инновационный урок – как современная форма организации урока. В педагогике классно - урочная система предусматривает различные формы организации учебно - воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в образовательном учреждении является урок.

В педагогической литературе преобладает точка зрения, согласно которой урок — это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава педагогов и учащихся, систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания. Сущность и назначение урока как целостной динамической системы сводится, таким образом, к взаимодействию педагога и учащихся, целью которого является усвоение учащимися знаний, навыков и умений, развитие их способностей, опыта деятельности и общения.

Эффективность и результативность урока во многом определяются его структурой, под которой понимается дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока, их це­ленаправленная упорядоченность и взаимодействие. Структура традиционного урока включает четыре основных элемента: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание. Такой урок формирует знания, но не обусловливает общее развитие учащихся, поскольку элементы традиционной структуры не отражают процесса их самостоятельной учебной деятельности.

С другой стороны, такой урок отражает лишь внешние признаки учебного процесса (организовать, спросить, объяснить, закрепить и т.д.) и не отражает внутреннюю его сторону (закономерности учебного познания, структуру учебной деятельности и др.). Поэтому традиционный урок не может служить для педагога руководством к действию.

Большее внимание сегодня уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Коллективу преподавателей необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением формирования личности каждого обучаемого – с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.

Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.

Инновационные уроки, реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знаний учащихся. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

  1. осуществляется контроль знаний, умений и навыков учащихся по определенной теме;

  2. обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;

  3. предусматривается минимальное участие на уроке преподавателя.

Естественно, что инновационные уроки больше нравятся обучающимся в силу их необычности по замыслу, методике организации и проведения, отсутствия жесткой структуры, наличия условий для самореализации и т.д. Поэтому такие уроки должны быть в арсенале каждого преподавателя. Вместе с тем следует учитывать, что на подобных уроках, как правило, отсутствует серьезный познавательный труд учащихся, невысока их результативность. В силу этого они не должны преобладать в общей структуре обучения, преподавателю необходимо определить место нетрадиционных уроков в своей работе.

Понятие и виды инновационных уроков

В. А. Сластёнин пишет «понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося». Нестандартный, или инновационный, урок — это занятие, имеющее нетрадиционную, гибкую, вариативную структуру и ориентированное, главным образом, на повышение интереса учащихся к обучению посредством новой формы организации их учебной деятельности.

В современной педагогике существует большое количество различных инновационных уроков. Можно выделить следующие группы таких уроков:

  1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.

  2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

  3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок — “дублер начинает действовать”.

  4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, “живая газета”, устный журнал.

  5. Уроки-фантазии: урок сказка, урок-сюрприз, урок 21 века.

  6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет.

 

Таким образом, можно сказать, что инновационный урок предполагает введение каких-либо новых элементов не использовавшихся ранее, наиболее распространенным является элемент игровой деятельности. Так как в ходе игры учащиеся не только закрепляют и обобщают материал, но и сами принимают активное участие в ходе урока, сотрудничают друг с другом, с преподавателем и т.д.

Система инновационного ПО должна обеспечить не только усвоение школьниками знаний, умений и навыков по учебным предметам, но и социальную ориентацию, и адаптацию личности. Следовательно, оценка деятельности учащего должна учитывать содержание ПО и включать в себя такие компетенции, которые обеспечивают интеграцию предметных знаний и навыков практической деятельности учащихся в сфере самообразовательного и социального опыта. Те качества, которые развиваются в ходе данной деятельности, можно назвать образовательными компетенциями.

Педагогические технологии ПО в этом аспекте предполагают формирование определенной совокупности умений и навыков, без овладения которыми трудно рассчитывать на успешное функционирование в будущих условиях жизнедеятельности (обучение в учреждениях профессионального образования или работа).

Способы оценивания в инновационном обучении:

  1. Метод проектов представляет собой гибкую модель оценивания их сформированности. Оценка деятельности учащихся в проекте осуществляется как за весь проект, если он индивидуальный, так и за соответствующий этап, если он групповой. Оценивая содержание деятельности учащихся на различных этапах, учитель, а также учащийся выявляют сформированность соответствующих компетенций. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

  2. Оценка умения работать со справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, навыков работы со специализированными образовательными серверами, содержащими информацию по многим учебным дисциплинам и направлениям образовательной деятельности, компьютерными программами прикладного, практического назначения и т.д.

  3. Оценка умения работать с информацией и использовать информационные (компьютерные) технологии в своей деятельности. В умении работать с информацией важную роль играют умения исследовать информацию: вести ее поиск, находить нужную и отбирать в ней приоритетную для темы поиска, а затем применять в требуемом направлении. Это умение очень ценное для решения практических (профессиональных) проблем, освоения профессии, совершенствования и продвижения к более высокому уровню в профессии.

  4. Оценка умения представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, имеющими доступ к общему информационному пространству - одно из условий образовательной компетентности старшеклассника технологического профиля (веб-страницы или веб-сайты).

  5. Оценка умений и навыков учащегося в форме “Портфолио”, конечную цель учебного портфолио видят в доказательстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности. Основной смысл портфолио - “показать все, на что ты способен”.

  6. Оценка собственных образовательных результатов – написание эссе. Этот способ связан с овладениями различными мыслительными умениями: понимать используемую теорию и мысли автора; самостоятельно и оригинально осмысливать материал; последовательно аргументировать высказывание; устанавливать и анализировать причинно-следственные связи; структурированно излагать содержание; указывать связь с практикой.

Проведение оценивания должно быть понятно одинаково ученику, учителю, родителю. Обучающиеся должны быть заранее информированы, каким образом результаты будут оцениваться. Среди перспективных деятельностно-развивающих технологий обучения выделяются модульная, как основополагающая личностно-ориентированного обучения.

Без творческих педагогов невозможно развить мобильных, успешных учеников. Определив правильно свой профиль, учащиеся выберут любимую профессию, станут успешными в карьере, значит здоровыми и счастливыми.

Литература:

  1. Безюлева Г.В., Иванова Н.В., Никитин М.В., Шеламова Г.М. Профессиональная компетентность: аспекты формирования. Методическое пособие. М.: 2005. – 81 с.

  2. Белогурова В.А. Научная организация учебного процесса – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 448 с.

  3. Боченина Н. В. Портрет современного педагога. М Сфера, 2008г.

  4. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины. Актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.

  5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. М.: 2004. – 38 с.

  6. Крылова И.Б. Формирование культуры будущего специалиста. Метод.пособие.- М.:Высш.шк.., 2003.

Опубликовано: 21.09.2016