Программа кружковой работы по краеведению

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Дубинянская Наталья Сергеевна

Организация: ГБОУ СОШ пос. Просвет СП «Детский сад «Мишутка»

Населенный пункт: Самарская область, Пгт. Рощинский

Понятие «патриотизм» многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо воспитывать эти чувства в каждом ребенке. При этом необходимо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли на которой родился и рос. Именно поэтому занятия по краеведению – социально значимы и необходимы в работе с детьми.

В нашем детском саду краеведческая работа является особенно актуальной, так как поселок Рощинский - военный городок, многие родители наших воспитанников приехали сюда из других регионов. В связи с этим очень немногие знают историю, достопримечательности, особенности растительного и животного мира нашего края. Для их детей Самарская земля стала родной и поэтому одна из главных задач педагогов- научить чувствовать красоту Самарской земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам.

Необходимо также познакомить детей с историей родного поселка, ведь Рощинский гарнизон славится своими боевыми победами и традициями, среди военнослужащих, проходивших службу в нашем гарнизоне много героев Великой Отечественной Войны и локальных войн (Афганистан, Чечня). Чувство гордости за своих отцов – защитников Отечества, уважение к ветеранам, знание истории своего родного поселка, является основой для формирования чувства собственного достоинства, осознания себя гражданином великой страны.

Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов. Обращение к отеческому наследию прививает уважение к земле, бережное отношение к богатствам родной природы. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.

Планируя работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников средствами краеведения, я опиралась на нормативно- правовую базу:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы»
  2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации
  3. Федеральный закон «Об образовании» от 29. 12. 2012, № 273 - ФЗ
  4. Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007, № 22 – ФЗ
  5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации от 4 октября 2000,  № 751
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

программы:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования  (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
  2. Основная общеобразовательная программа СП «Детский сад «Мишутка» ГБОУ СОШ пос. Просвет / Сост. С. Б. Шумейко, 2015
  3. НовицкаяМ. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. Линка-Пресс, 2012. – 200с.

Сущность и содержание патриотического воспитания определены в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 годы» и в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Это систематическая целенаправленная деятельность государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, [5].

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчёркивается, что система образования призвана обеспечить:

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России;

-воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Одним из принципов дошкольного образования, обозначенного в ФГОС ДО, является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» (п.1.4).

ФГОС предполагает формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира, [6].

Целью программы по патриотическому воспитанию «Наследие» (Автор Новицкая М.), является «введение в традиционную русскую культуру.по замыслу авторов, обращение к народному наследию, к родной культуре не изоляция в этнически замкнутом пространстве, а приобщение детей к таким духовным ценностям, которые являются связующим звеном между людьми», [9, С. 7].

К сожалению, имеющиеся программы и методические пособия по патриотическому воспитанию не удовлетворяют в полной мерепотребностям нашего детского сада, так как не содержат системы краеведческой работы, актуальной в настоящее время.

 

Цель курсовой:

Разработка программы кружковой работы по краеведению в старшей группе.

Задачи:

1.Подобрать и проанализировать литературу по теме работы.

2.Обосновать выбор форм работы , используемых в работе кружка.

3.Показать эффективность и результативность работы кружка в выбранных направлениях.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Психолого-физиологические особенности детей возраста и особенности восприятия темы

 

В старшем дошкольном возрасте у детей продолжает развиваться воображение, наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

В сюжетно-ролевых играх дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, [7].

Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т.е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением, [12].

Планируя работу по краеведению, педагог должен помнить, что в дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь и стремится к активной деятельности, и педагог должен всячески способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее   детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. Интеграция различных видов деятельности, а также включение методов познавательной активности обеспечивают повышение интереса к данной теме.

Уровень представления детей о нравственности и патриотизме во многом зависит от того, какое содержание отобрано педагогом, какие методы используются, как организована предметно-развивающая среда в детском саду. Особое значение имеют формы работы в этом направлении. Они должны быть разнообразными.

Поскольку у детей дошкольного возраста еще нет достаточно сложившихся исторических представлений, не сформировалось логическое мышление, познание своей Родины необходимо начинать с родины малой, т. е. семьи, рода, родного города, села. Далее с возрастом будет расширяться круг представлений за счет новых знаний, а также пойдет углубление прежних представлений.

 

 

 

Глава 2. Основные направления работы по теме

 

     Что же такое краеведение? Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. «Край» - понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т.е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно.

Краеведение органично входит в систему нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведется в соответствии с требованиями ООП детского сада «Мишутка». Целью и задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников ООП детского сада определяет:

- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира»;

- формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств;

- формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

Реализация данных задач осуществляется педагогами детского сада во всех видах детской деятельности. Основной формой работы в данном направлении является непосредственно образовательная деятельность.

В детском саду создана предметно-развивающая среда, позволяющая осуществлять нравственно-патриотическое воспитание: в каждой группе есть уголок «Моя Родина – Россия», где представлена символика страны, предметы народно-прикладного творчества, книги, альбомы, игры, позволяющие познакомить детей с фольклором, народным творчеством, знаменитыми соотечественниками. Проводятся развлечения, досуги, приуроченные к государственным и народным праздникам, знаменательным датам (День знаний, Новый год, Масленица, День Защитников Отечества, Мамин праздник, День Космонавтики и др.).

Однако анализ результатов усвоения программы показывает недостаточный уровень знаний детей о своей малой родине.

Проанализировав ООП и развивающую среду детского сада, мы пришли к выводу, что в нашем ДОУ есть необходимость в более глубоком изучении краеведческого материала.

С целью изучения потребности родителей в данной работе, нами было проведено анкетирование «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ».

Родителей воспитанников попросили ответить на следующие вопросы:

1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «краеведческое воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства?

2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие поселка, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру?

3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного поселка, края?

4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?

5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного поселка, края?

6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном поселке?   

7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным поселком и его историей? Назовите известные источники.

8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?

Анкетирование показало, что сами родители практически не владеют информацией о культуре, достопримечательностях Самарской области, не знают историю поселка. Практически все опрошенные считают, что краеведческие знания необходимы их детям, считают эту работу важной, но признают свою некомпетентность в этой области.

 

Учитывая потребности детей и запросы родителей, нами была создана авторская программа дополнительного образования «Наш родной край», которая предусматривает изучение истории, природы поселка Рощинский и родного края, культуры, традиций народов, проживающих на территории Самарской области.

Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.

Краеведческая работа ведется по следующим направлениям:

  • Ознакомление с природными богатствами родного края (растения, животный мир, река Волга, полезные ископаемые);
  • Изучение истории родного поселка, знакомство со знаменитыми земляками, встречи с ветеранами;
  • Формирование представлений об армии, родах войск, ее роли в защите Отечества с древних времен до наших дней;
  • Формирование представлений о Самаре, как о столице Самарской области, знакомство с достопримечательностями города;
  • Ознакомление с символикой Самарской области;
  • Знакомство с народами, проживающими на территории Самарской области (русские, мордва, чуваши, марийцы, татары, башкиры), их культурой, традициями, народными костюмами;
  • Знакомство с народными праздниками, фольклором.

 

При отборе содержания занятий все обилие краеведческих фактов и явлении, доступных для детей, делится на большие темы, а каждая из них – на понятия, которые могут лечь в основу конкретной темы занятия. Внутри группы содержание занятий строится по календарному принципу с учётом времени года и отмечаемых событий.

Знакомство с родным краем осуществляется через экскурсии, игры-путешествия, интерактивные презентации, встречи с интересными людьми, праздники, экологические акции, выставки, художественно-творческую деятельность.

Самой популярной формой краеведческой работы являются экскурсии. Данная форма краеведческой работы имеет цель развития познавательной активности, наблюдательности, личностных качеств детей, интереса к родному краю. Программа предусматривает экскурсии по поселку, к природным объектам (в лес, на луг, к водоему), в краеведческий музей, к памятнику героям, погибшим в ВОВ.

Одним из направлений работы, осуществляемое через экскурсии является ознакомление с родным поселком. Важно показать детям, что поселок Рощинский имеет свою специфику (военный городок), славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Продолжением работы будет знакомство с родным краем, городом Самарой. Рощинский - частица Родины. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.

С достопримечательностями Самары и Самарской области дети знакомятся через заочные экскурсии, интерактивные презентации, игры-путешествия.

Одной из современных форм работы с детьми является проектная деятельность.  Данная форма работы помогает в формировании социально-личностных качеств детей – это самостоятельность, активность, ответственность, терпение, умение выслушивать друг друга, работать совместно в коллективе.  В работе кружка реализуется два проекта: «Голубая планета» и «Спасибо за мир!».

Огромную роль в ознакомлении детей с фольклором, устным народным творчеством, народными традициями играют праздники, развлечения, театрализованная деятельность. Эти формы работы также активно использовались в работе краеведческого кружка. Дети знакомятся с традициями и особенностями празднования зимних праздников. У них формируются навыки праздничной культуры, развивается эмоционально положительное отношение к празднику и желание участвовать в его подготовке. Важно отметить, что организация и проведение праздников проводилась в тесном взаимодействии с родителями.

Обязательной формой работы кружка являются различные выставки: детского творчества, фотографий, макетов. Выставки детских работ подводят итог работы по конкретной теме.

Средства краеведения необычайно богаты, так как включают в себя все виды знаний и деятельности человека. Это документы семей, альбомы, газеты, архивные и музейные документы и экспонаты, книги о природе, истории и культуре родного края. Это все объекты природы и социума, которые окружают ребенка, а, прежде всего – его семья, род, детский сад, школа, замечательные люди, общаясь с которыми можно чрезвычайно обогатить свою личность.

 

Механизм отслеживания результатов:

- анализ детской деятельности (рассказы о поселке, городе Самара, родном крае; творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры);

- создание картотек, альбомов;

- проведение праздников, развлечений, спектаклей;

- выставки детских работ;

- участие в проектной деятельности;

- участие в экологической акции;

-итоговое мероприятие – КВН «Знатоки родного края».

Глава 3.  Реализация основных направлений программы кружка «Наш родной край» (из опыта работы)  

 

Учебный план работы кружка

 

Название темы, раздела

Всего часов

Из них

Формы контроля

Расска-зывание

Прак-тика

1

Природа родного края

4

1

3

Оформление гербария

Создание картотеки

Оформление альбома «Красная книга Самарской области»

Выставки детских работ

Фотовыставка «Наши питомцы»

Развешивание кормушек на участке детского сада

Оформление альбома «Полезные ископаемые Самарской области»

2

Наш поселок

3

0,5

2,5

Фотографии достопримечательностей поселка.

Оформление фотоальбома «Наш поселок Рощинский».

План участка детского сада

3

«Мы живем на Волге»

4

1

3

Дидактическая игра «Найди герб Самарской области»

Альбом «Самара»

4

Праздники

4

1

3

Досуг

5

Наши защитники

3

0,5

2,5

Праздник

6

Культура и традиции

4

1

3

Срез знаний

Выставка детских работ

7

Проект «Голубая планета»

4

0,5

3,5

Развешивание скворечников на участке детского сада

праздник  

8

Проект «Спасибо за мир!»

4

0,5

3,5

Выставка детских работ

9

КВН «Знатоки родного края»

1

 

1

Открытый просмотр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

 

Актуальность темы обусловлена спецификой поселка: так как поселок Рощинский - военный городок, многие родители наших воспитанников приехали сюда из других регионов. В связи с этим очень немногие знают историю, достопримечательности, особенности растительного и животного мира нашего края. Для их детей Самарская земля стала родной и поэтому одна из главных задач педагогов - научить чувствовать красоту Самарской земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам.

Необходимо также познакомить детей с историей родного поселка, ведь Рощинский гарнизон славится своими боевыми победами и традициями, среди военнослужащих, проходивших службу в нашем гарнизоне много героев Великой Отечественной Войны и локальных войн (Афганистан, Чечня). Чувство гордости за своих отцов – защитников Отечества, уважение к ветеранам, знание истории своего родного поселка, является основой для формирования чувства собственного достоинства, осознания себя гражданином великой страны.

Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов. Обращение к отеческому наследию прививает уважение к земле, бережное отношение к богатствам родной природы. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.

 

Цель программы: формирование у дошкольников целостных представлений о культуре и традициях народов, проживающих в Поволжье; истории родного края и его защитниках; природных богатствах и климатических особенностях Самарской области.

 

          Задачи:

  1. Познакомить детей с богатством растительного и животного мира Самарской области, ее географическом положении и полезных ископаемых.
  2. Сформировать представление о Самаре, как столице родного края; познакомить с достопримечательностями города, архитектурными памятниками, роли самарцев в освоении космоса.
  3. Познакомить с символикой Самарской области, с традициями, бытом и культурой народов, проживающих на территории Самарской области.
  4. Обогатить знания о родном поселке, его истории, достопримечательностях, людях военных профессий.
  5. Формировать основы экологической культуры, гуманное отношение к природе.
  6. Развивать познавательную активность, творческие способности, умение вести самостоятельные наблюдения в природе, ориентироваться по карте
  7. Развивать интерес к прошлому, настоящему, будущему родного края.
  8. Развивать умение рассказывать о назначении объектов поселка, о достопримечательностях края.
  9. Воспитывать любовь к малой родине, уважение к обычаям и традициям своего народа, к прошлому, настоящему, будущему родного края.
  10. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, чувство благодарности и уважения к ветеранам ВОВ.
  11. Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей.
  12. Воспитывать культуру экологически грамотного поведения в быту, в природе.

 

Целевая аудитория: программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Старший дошкольный возраст является благоприятным для осуществления краеведческой работы по приобщению детей к культуре родного края, т.к. именно в этом возрасте дети наиболее интенсивно начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут.Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

 

Объем программы – 36 часов. Из них: рассказывание – 6 ч., практика – 30 ч.

Занятия кружка проводятся один раз в неделю.

 

 

Планируемые результаты освоения программы

Дошкольники будут знать:

  • Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов; типичных представителей животного и растительного мира, в том числе, занесенных в Красную Книгу; полезные ископаемые, географическое положение);
  • Наиболее важные исторические события истории поселка Рощинский;
  • Достопримечательности родного поселка и Самары;
  • Символику Самарской области;
  • Национальный состав края, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества;
  • Традиционные праздники русского народа.

 

Дошкольники будут уметь:

  • Вести самостоятельные наблюдения в природе;
  • Узнавать изученные растения и животных, называть некоторые растения и животных, занесенных в Красную книгу;
  • Работать с элементами народного творчества;
  • Применять игры разных народов края для организации собственного досуга;
  • Приводить примеры полезных ископаемых Самарской области;
  • Уметь рассказывать о назначении объектов поселка, о достопримечательностях края;
  • Уметь ориентироваться по карте;

 

У дошкольников будут воспитаны:

  • Любовь к малой родине, уважение к обычаям и традициям своего народа,  к прошлому, настоящему, будущему родного края;
  • Уважение к защитникам Отечества, чувство благодарности и уважения к ветеранам ВОВ;
  • Толерантное отношение к представителям других национальностей;
  • Культура экологически грамотного поведения в быту, в природе.

 

Формы организации занятий:

  • Экскурсии
  • Игры
  • Беседы
  • Проектная деятельность
  • Праздники, развлечения, досуги
  • Встречи с ветеранами ВОВ
  • Заочные путешествия по родному краю
  • Выставки
  • Художественно-творческая деятельность
  • Продуктивная деятельность
  • Театрализованная деятельность
  • Презентации
  • Экологические акции

 

 

Формы контроля

- анализ детской деятельности (рассказы о поселке, городе Самара, родном крае; творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры);

- создание картотек, альбомов;

- проведение праздников, развлечений, спектаклей;

- выставки детских работ;

- участие в проектной деятельности;

- участие в экологической акции;

-итоговое мероприятие – КВН «Знатоки родного края».

 

 

Содержание программы

 

Блок «Природа родного края»

Тема: «Зеленая кладовая». Экскурсия в рощу. Сбор гербария, осенних листьев, ягод, плодов. Оформление гербария.

Тема: «Лекарственные растения». Презентация «Лекарственые растения». Угощение фито-чаем (отвар шиповника). Создание картотеки.

 

Тема «Растения, которые нужно охранять». Презентация «Растения, занесенные в Красную Книгу Самарской области». Оформление альбома «Красная книга Самарской области».

 

Экологическая акция «Берегите природу родного края!». Художественно-творческая деятельность: рисование плакатов. Выставка детских рисунков.

 

Тема: «Наши питомцы». Рассказы детей о своих домашних животных. Выставка рисунков.

 

Тема: «Наши питомцы». Наблюдение за животными в уголке природы. Фотовыставка «Наши питомцы».

 

Тема: «Редкие животные самарской области». Презентация «Животные, занесенные в Красную Книгу Самарской области». Оформление альбома «Красная книга Самарской области».

 

Тема: «Изготовление кормушек для птиц». Продуктивная деятельность. Развешивание кормушек на участке детского сада.

 

Тема: «Полезные ископаемые Самарской области». Экскурсия в краеведческий музей -рассматривание образцов полезных ископаемых.Оформление альбома «Полезные ископаемые Самарской области».

 

Блок «Наш родной поселок»

Тема: «Наш родной поселок». Экскурсия по поселку. Фотографии достопримечательностей поселка.

 

Тема: «Знакомство с историей поселка Рощинский». Рассказ об истории поселка. Просмотр слайдов «Рощинский». Оформление фотоальбома «Наш поселок Рощинский»

 

Тема: «Наш поселок на карте Самарской области». Знакомство с картой своего поселка, края.Ориентирование на местности с картой.Игра «Найди клад». Составление плана участка детского сада.

 

Блок «Мы живем на Волге»

Тема: «Великая русская река Волга». Игра «Путешествие по Волге».

 

Тема: «Символика Самарской области». Презентация «Герб Самарской области».Игра «Найди герб Самарской области».

 

Тема: «Город Самара». Презентация «Самара – столица Самарской области». Оформление альбома «Самара»

 

Тема: «Народы Самарской области». Презентация «Народы, проживающие на территории Самарской области». Выставка кукол в национальной одежде. Игра «Оденем куклу».

 

Блок «Праздники»

Тема: «Рождество». Спектакль «Рождественская сказка»

 

Тема: «Народные праздники». Беседа о праздниках. Прослушивание песен.Разучивание народных игр.

 

Тема: «Народные праздники». Рассказ о Масленице, о том, как она празднуется на Руси. Разучивание закличек солнца на Сретение (15 февраля, масленичных приговоров, игр). Знакомство с приметами Сретенья. Чтение русской народной сказки «Как весна зиму поборола».

 

Досуг «Зимние забавы». Пение песен, закличек, народные игры, хороводы.

 

Блок «Наши защитники»

Тема: «Защитники земли русской». Презентация «Защитники Отечества с древних времен до наших дней». Изготовление костюмов, атрибутов.

 

Тема: «Защитники земли русской». Репетиция сценки «Богатыри».Изготовление костюмов, атрибутов.

 

«Праздник мужества и чести». Праздник, посвященный Дню Защитников Отечества.

 

Блок «Культура и традиции»

Тема: «Обычаи, обряды народов Самарской области». Просмотр мультфильма об обычаях мордовского народа.Художественно-творческая деятельность «Куйгорож».

 

Тема: «Народы Самарской области». Игровое занятие «В гостях у Хозяюшки».

 

Тема: «Знакомство с фольклором». Чтение: «Жигулевские сказки».

 

Тема: «Знакомство с фольклором». Продуктивная деятельность: рисование по мотивам жигулевских сказок. Выставка детских рисунков.

 

Проект «Голубая планета»

Тема: «Изготовление скворечников». Продуктивная деятельность совместно с родителями. Развешивание скворечников на участке детского сада

 

Тема: «Самара и космос». Презентация «Роль Самары в освоении космоса». Создание коллажа «К далеким звездам».

 

Экологическая акция «Чистая планета». Уборка мусора на участке

 

Праздник «День Земли»

 

Проект «Спасибо за мир!»

Тема: «Памятник «Мать – Родина». Экскурсия к памятнику.

 

Тема: «Подвиги наших земляков». Экскурсия в музей боевой славы в/ч 90600. Рассказ о мужественной борьбе русского народа в ВОВ, о ветеранах,

 

Тема: «Этих дней не смолкнет слава!». Художественно-творческая деятельность: коллажи, рисунки.

 

Тема: «Подвиги наших земляков». Встреча с ветеранами. Праздничное чаепитие.Вручение подарков, сделанных своими руками

 

КВН «Знатоки родного края». Итоговое мероприятие.

Учебно-тематический план

 

Тема занятия

Всего часов

Из них

Формы организации занятий

Формы контроля

Рас-ска-зыва-ние

Прак-тика

 

Растения родного края

4

1

3

 

 

1

Зеленая кладовая.

1

 

1

Экскурсия в рощу.

Сбор гербария, осенних листьев, ягод, плодов.

Оформление гербария

2

Лекарственные растения

1

0,5

0,5

Презентация «Лекарственые растения»

Угощение фито-чаем (отвар шиповника)

Создание картотеки

3

Растения, которые нужно охранять

1

0,5

0,5

Презентация «Растения, занесенные в Красную Книгу Самарской области»

Оформление альбома «Красная книга Самарской области»

Оформление альбома

4

Экологическая акция «Берегите природу!»

1

 

1

Продуктивная деятельность: рисование плакатов

Выставка детских рисунков

 

 Животные нашего края

4

1

3

 

 

5

Наши питомцы

1

0,5

0,5

Рассказы детей о своих домашних животных

Рисование «Мой любимец»

 

Выставка рисунков

6

Наши питомцы

1

 

1

Наблюдение за животными в уголке природы

Организация фотовыставки «Наши питомцы»

Фотовыставка

7

Редкие животные самарской области

1

0,5

0,5

Презентация «Животные, занесенные в Красную Книгу Самарской области»

Оформление альбома «Красная книга Самарской области»

Оформление альбома

8

Изготовление кормушек для птиц

1

 

1

Продуктивная деятельность

Развешивание кормушек на участке детского сада

9

Полезные ископаемые Самарской области.

1

 

1

Экскурсия в краеведческий музей -рассматривание образцов полезных ископаемых.

Оформление альбома «Полезные ископаемые Самарской области»

 

«Наш родной поселок»

3

0,5

2,5

 

 

10

Наш родной поселок

1

 

1

Экскурсия по поселку

Фотографии достопримечательностей поселка

11

Знакомство с историей поселка Рощинский.

1

0,5

0,5

Рассказ об истории поселка

Просмотр слайдов «Рощинский»

Оформление фотоальбома «Наш поселок Рощинский»

Оформление фотоальбома

12

Наш поселок на карте Самарской области

1

 

1

Знакомство с картой своего поселка, края.

Ориентирование на местности с картой.

Игра «Найди клад»

Составление плана местности

План участка детского сада

 

«Мы живем на Волге»

4

1

3

 

 

13

Великая русская река Волга.

1

 

1

Игра «Путешествие по Волге»

 

14

Символика Самарской области.

1

0,5

0,5

Презентация «Герб Самарской области».

Игра «Найди герб Самарской области»».

Дидактическая игра «Найди герб Самарской области»

15

Город Самара

1

0,5

0,5

Презентация «Самара – столица Самарской области»

Заочное путешествие по Самаре

Срез знаний детей

16

Народы Самарской области.

края.

1

 

1

Презентация «Народы, проживающие на территории Самарской области».

Выставка кукол в национальной одежде.

Игра «Оденем куклу»

Срез знаний

 

Праздники

4

1

3

 

 

17

Рождество

1

 

1

Спектакль «Рождественская сказка»

Спектакль

18

Народные праздники

1

0,5

0,5

Рассказ о народных праздниках

Прослушивание песен.

Разучивание народных игр.

 

19

Народные праздники

1

0,5

0,5

Рассказ о народных праздниках

Прослушивание песен.

Разучивание народных игр.

 

20

«Зимние забавы»

1

 

1

Досуг

Досуг

 

Наши защитники

3

0,5

2,5

 

 

21

Защитники земли русской

1

0,5

0,5

Презентация «Защитники Отечества с древних времен до наших дней».

Изготовление костюмов, атрибутов.

 

22

Защитники земли русской

1

 

1

Репетиция сценки «Богатыри».

Изготовление костюмов, атрибутов

 

23

«Праздник мужества и чести»

1

 

1

Праздник, посвященный Дню Защитников Отечества

Участие в празднике

 

Культура и традиции

4

1

3

 

 

24

Обычаи, обряды народов Самарской области.

1

 

1

Просмотр мультфильма об обычаях мордовского народа.

Художественно-творческая  деятельность «Куйгорож»

Выставка поделок

25

Народы Самарской области.

1

 

1

Игровое занятие «В гостях у Хозяюшки»

 

26

Знакомство с фольклором

1

1

 

Чтение: «Жигулевские сказки».

 

27

Знакомство с фольклором

1

 

1

Художественно-творческая деятельность: рисование по мотивам жигулевских сказок

Выставка детских работ

 

Проект «Голубая планета»

4

0,5

3,5

 

 

28

Изготовление скворечников

1

 

1

Продуктивная деятельность совместно с родителями

Развешивание скворечников на участке детского сада

29

Самара и космос

1

0,5

0,5

Презентация «Роль Самары в освоении космоса»

Художественно-творческая деятельность: создание коллажа «К далеким звездам»

Коллаж

30

Экологическая акция «Чистая планета»

1

 

1

Уборка мусора на участке

 

31

День Земли

1

 

1

Праздник

Участие в празднике

 

Проект «Спасибо за мир!»

4

0,5

3,5

 

 

32

Памятник «Мать – Родина»

1

 

1

Экскурсия к памятнику.

 

 

33

Подвиги наших земляков

1

 

1

Экскурсия в музей боевой славы вч 90600

 

34

Этих дней не смолкнет слава!

1

 

1

Художественно-творческая деятельность: коллажи, рисунки

Выставка детских работ

35

Подвиги наших земляков

1

0,5

0,5

Встреча с ветеранами

Праздничное чаепитие

Вручение подарков, сделанных своими руками

Фотоотчет

36

КВН «Знатоки родного края»

1

 

 

Досуг

Открытый просмотр

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Самарское Поволжье - уникальный регион, впитавший в себя разнообразие, взаимодействие и взаимовлияние различных культур, которые способны оказывать значительное влияние на духовный мир человека. Формирование духовного мира человека необходимо начинать с дошкольного возраста, и задачей педагога, по реализации данного направления является знакомство детей с культурой, обычаями и традициями народов, через яркие, интересные и незабываемые формы работы.

Занимаясь в кружке «Наш родной край», дошкольники узнали:

  • О Самарском крае: истории, культуре, традициях, символике, достопримечательностях.
  • Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов; типичных представителей животного и растительного мира, в том числе, занесенных в Красную Книгу; полезные ископаемые, географическое положение);
  • Наиболее важные исторические события истории и достопримечательности поселка Рощинский;
  • Национальный состав края, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества;
  • Традиционные праздники русского народа.

Научились:

  • Вести самостоятельные наблюдения в природе;
  • Узнавать изученные растения и животных, называть некоторые растения и животных, занесенных в Красную книгу;
  • Работать с элементами народного творчества;
  • Применять игры разных народов края для организации собственного досуга;
  • Приводить примеры полезных ископаемых Самарской области;
  • Уметь рассказывать о назначении объектов поселка, о достопримечательностях края;
  • Уметь ориентироваться по карте;

У дошкольников были воспитаны:

  • Любовь к малой родине, уважение к обычаям и традициям своего народа,  к прошлому, настоящему, будущему родного края;
  • Уважение к защитникам Отечества, чувство благодарности и уважения к ветеранам ВОВ;
  • Толерантное отношение к представителям других национальностей;
  • Культура экологически грамотного поведения в быту, в природе.

 

В результате деятельности кружка:

собраны картотеки:

-подвижных игр русского народа

- пословиц и загадок русского народа;

оформлены альбомы:

- «Полезные ископаемые Самарской области»

-  «Красная книга Самарской области»

- «Самара»

- «Наш родной поселок»;

проведены праздники:

- Рождество

- Масленица

- «Праздник мужества и чести», посвященный Дню защитников Отечества

- «День Земли»

- КВН «Знатоки родного края»;

проведена экологическая акция «Берегите природу родного края!»;

Реализованы проекты:

- «Голубая планета»

- «Спасибо за мир!»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Нормативно-правовая база:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы»
  2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации
  3. Федеральный закон «Об образовании» от 29. 12. 2012, № 273 - ФЗ
  4. Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007, № 22 – ФЗ
  5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации от 4 октября 2000,  № 751
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

 

Программы:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
  2. Основная общеобразовательная программа СП «Детский сад «Мишутка»ГБОУ СОШ пос. Просвет / Сост. С. Б. Шумейко, 2015

 

Литература:

 

  1. Алёшина Н.В. ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группа. – М.: ЦГЛ, 2012. – 246 с. В книге представлена система работы по ознакомлению с окружающим и социальной действительностью детей младшей группы дошкольного образовательного учреждения. Пособие выстроено по следующим темам ознакомления: семья, детский сад, родной город, родная страна, труд взрослых, предметный мир.
    Материал представлен понедельное постепенным усложнением с учетом дидактических целей и возраста детей.
    Книга предназначена воспитателям дошкольных образовательных учреждений, детских домов, частных групп и родителям.
  2. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005. В пособии представлены программа и методические рекомендации по ознакомлению детей 2–7 лет с окружающим миром. В каждой возрастной группе определены виды, задачи и содержание работы с детьми, приведены примерные конспекты дидактических игр и занятий. Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.
    Читайте оригинал на сайте Книжного портала iHaveBook: http://ihavebook.org/books/414000/rebenok-i-okruzhayuschiy-mir.html
  3. Евтушенко С. Воспитание большого гражданина России / С. Евтушенко, Л. Веселова  // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 6, С.118-121
  4. Зеленова Н. Г. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа) / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий», 2011. – 112 с.

Пособие адресовано старшим воспитателям, воспитателям дошкольных образовательных учреждений и предлагает систему работы с детьми 5-6 лет по гражданско-патриотическому воспитанию. В нем представлены перспективное планирование, подробные конспекты занятий, утренников, развлечений. Предлагаемые занятия связаны между собой тематически и представляют целостную картину сведений о родном крае, культуре, родной стране - России, ее прошлом и настоящем. Основное содержание дополнено разным практическим материалом,    который поможет педагогу в работе с детьми: пословицы и поговорки, авторские дидактические игры и т.п., а также критерии диагностики уровня знаний и навыков детей.

Пособие призвано помочь воспитателям увлекательно и эффективно проводить работу по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, отследить степень усвоения детьми знаний о родной стране.

 

  1. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2012. - № 12. - С. 31-36
  2. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. Линка-Пресс, 2012. – 200 с.
  3. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е.Ю.Александрова. -  Волгоград: Учитель, 2010, 214 с. В учебно-методическом пособии рассматриваются проблемы патриотического воспитания школьников в условиях образовательного процесса. Пособие содержит краткий анализ проблемы патриотического воспитания школьников, характеристику основных подходов, принципов к организации патриотического воспитания и основных понятий. В работе представлена модель процесса патриотического воспитания школьников, педагогический инструментарий его организации, включая описание специфики и этапов технологий патриотического воспитания школьников. Проблемы патриотического воспитания осмыслены автором на основе многолетнего опыта патриотического воспитания школьников. Пособие адресовано студентам педагогических специальностей и педагогам, организующим патриотическое воспитание.
  4. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание. – 2011. - №10. - С.52-54
  5. С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской. -  М.: ТЦ «Сфера», 2012
  6. Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ. - 2011.- №1.- C. 17-23.

Интернет ресурсы

  1. www.gumer.info/bibliotek_Buks/ / Барашков В.Ф., Дубман Э.Л. Самарская топонимика. Самара [Электронный ресурс]/ В. Ф. Барашков// Электронная библиотека Гумер (21.03.2015)
  2. http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/75-correctional/801--q-q-iii-.html / Ланкова Н.М. Ручейки времени. Тольятти [Электронный ресурс] / Н.М.Ланкова (03.12.2013)
  3. http://chitariki.ru/index.php/2011-01-19-12-47-45/ / Программа «Мы – волжане» / Авторский коллектив ДОУ 115 «Салют» г.Тольятти (08.03.2015)

 

Опубликовано: 28.08.2016