Формирование экологической грамотности на уроках окружающего мира

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Краснова Наталья Александровна

Организация: МБОУ СШ №85

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск

Вопросы.

  1. Почему назрела необходимость экологического образования.
  2. Модели экологического образования в современной школе.
  3. Как раскрыта тема экологического образования в Стандарте?
  4. Экологическая составляющая «Окружающего мира».
  5. Экологические аспекты в некоторых темах «Окружающего мира».

 

Душой своей и плотью человек связан с природой, сердце его бьется в одном ритме с ней. Забота о природе - это забота человека о себе, ибо он - часть природы. Но еще точнее —это забота человека о человечестве. Эта  маленькая на первый взгляд разница действует порой успокаивающе: ведь наносимый природе вред, как и меры по ее исцелению, будут ощущаться лишь спустя какое-то время. Ощущаться нашими детьми, внуками, более далекими потомками. Простят ли они нам наши сегодняшние ошибки? Ответ ясен — ведь мы не прощаем нашим предкам тех исчезнувших отнюдь не единичных представите­лей животного мира, о которых знаем только по рисункам, а часто и вовсе лишь по упоминаниям. И если живших ранее нельзя судить очень строго  хотя бы потому, что многие грехи взяли они на себя, по незнанию, по неведению, то с современников спросится много строже. Потому хотя бы, что в наше просвещенное время люди в состоянии предвидеть последствия своих деяний.

Всё, что есть в живом мире, - это звенья одной цепи. При уничтожении одного из них цепь разрывается, нарушается сложнейшая экологическая система, а это чревато самыми серьёзными последствиями, и в первую очередь для человека.

Слово «экология» прочно вошло в наш обиход. Произошло это не случайно. С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа сама уже не могла залечить свои раны. Первым забили тревогу учёные, потом врачи, журналисты и политики.

В настоящее время возникла насущная необходимость изменения характера взаимодействия человечества и природы.

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. Становится совершенно ясно, что спасти окружающую среду от деградации, человечество сможет  при условии осознания каждым человеком своей гражданской ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля.

Мы, взрослые, в большинстве своём уже поняли, что уничтожить природу – это всё равно, что рубить собственные корни. Но у детей существует такая психологическая установка: экологические проблемы существуют где-то там, далеко от каждого из нас. Впоследствии этого у детей создаётся ложное впечатление – экологические проблемы порождает кто-то нехороший, но не я и мои близкие, всё это происходит где - то там далеко. Этого и надо опасаться. И задача учителя – донести до ума и сердец своих учеников, что от состояния окружающей среды зависит их здоровье.

Ответственность за полноценное экологическое образование и природоохранное воспитание принадлежит общеобразовательной школе как основному звену системы образования, через которое проходит все подрастающее поколение, практически - все населе­ние страны.

Целью экологического образования в школе является форми­рование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспе­чивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности.

В школах России экологическое образование осуществляется путем реализации в учебно-воспитательном процессе одной из следующих моделей.

Однопредметная модель предполагает изучение экологии в рам­ках одного самостоятельного учебного предмета.

Многопредметная модель предполагает экологизацию содер­жания традиционных школьных дисциплин как естественно-науч­ного, так и гуманитарного циклов.

Смешанная модель предполагает введение в учебный план курса «Основы экологии» с одновременной экологизацией учебных пред­метов естественно-научного и гуманитарного профиля, проведение специальных факультативных курсов экологической направленности, организацию активной внеклассной деятельности школь­ников.

Задача формирования экологической культуры лучше всего может быть решена, если воспитание любви к природе, чувства бережного отношения к ней начинать в раннем детском возрасте.

В начальной школе закладываются основы знаний о природе и ее значении в жизни людей, о том, что человек - часть природы, о положительном или отрицательном воздействии человека на при­роду и природы на человека, об экологическом значении природ­ных компонентов: воздуха, воды, почвы для растений, животных и человека. Здесь школьники получают элементарные представ­ления о природных ресурсах и их рациональном использовании.

При изучении таких естественнонаучных дисциплин, как при­родоведение, окружающий мир и других, младшие школьники зна­комятся с понятиями: «объекты и явления неживой и живой при­роды», «объекты и предметы, созданные человеком». Раскрывают­ся связи между явлениями неживой и живой природы. Формиру­ются представления о сообществах и природных зонах, растениях и животных различных сообществ и природных зон, об охране растений и животных, Красной книге редких и исчезающих видов растений и животных. Дети узнают о заповедниках, законах об охране окружающей природной среды своей страны, местности.

 

Посмотрим, как представлено в Стандарте экологическое образо­вание, приоритетность которого неоднократно подчеркивалась в до­кументах международного уровня.

Термин «экология» или словосочетания с этим термином в Стан­дарте встречается лишь однажды — в требованиях к предметным ре­зультатам освоения основной образовательной программы по курсу «Окружающий мир», где в качестве одного из требований называется «освоение основ экологической грамотности...».

С целью более полного раскрытия потенциала Стандарта в плане экологического образования рассмотрим и другие положения (требо­вания) этого документа.

В обширном перечне требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы мы находим требо­вания, отражающие весь спектр направлений воспитания, традици­онно выделяемых в педагогике: гражданское, патриотическое («фор­мирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ...»), эстетическое («фор­мирование эстетических потребностей и чувств...»), нравственное («развитие этических чувств, доброжелательности...»), физиче­ское («формирование установки на безопасный, здоровый образ жиз­ни...»). Качества (компетенции), непосредственно относящиеся к об­ласти экологического воспитания, здесь не называются.

 

Может сложиться впечатление, что только окружающий мир от­ветствен за экологическое воспитание младших школьников. Однако это не так. Экологическое воспитание, как составная часть экологиче­ского образования, может реализовываться в рамках уже названных направлений воспитания. Основанием для этого является то, что эко­логическое воспитание на практике не реализуется в «чистом» виде, оно почти всегда включает аспекты других направлений воспитания, в том числе и обозначенных в Стандарте. И наоборот, традиционные направления воспитания зачастую наполнены и экологическим со­держанием.

Поясним это на примере нравственного воспитания. Сначала огово­рим, какие отношения следует рассматривать как нравственные, а ка­кие — как экологические. О нравственных отношениях мы говорим в случаях, когда объектом отношений человека (школьника) являются другие люди, общественные группы; когда же объектом отношений является природа, мы говорим об отношениях экологических. Соот­ветственно в первом случае такие отношения формируются в рамках нравственного воспитания, во втором — в рамках экологического.

В требованиях к личностным результатам освоения программы есть ещё одна позиция, дающая выход на экологическое образование. Это «формирование целостного... взгляда на мир...» Очевидно, что понятие «мир» включает и природную составля­ющую. Однако экологический смысл эта позиция будет иметь только в том случае, если параллельно с формированием идеи целостности мира будет определяться место школьника в нём. Это предполагает рассмотрение взаимозависимости человека и окружающего мира, взаимозависимости человека и окружающей природы. Последняя со­ставляющая (взаимозависимость человека и природного окружения) есть объект экологии, а формирование знаний, отношений в этой обла­сти — объект экологического образования. Как уже отмечалось, этот аспект учитывается, в частности, составителями программ и учебни­ков по дисциплине «Окружающий мир», где в качестве цели образо­вания некоторыми авторами указывается формирование целостного взгляда на мир и определение места в нём человека (школьника).

 

Что касается требований к метапредметным результатам, то они не включают установок, непосредственно относящихся к эко­логическому образованию (как, впрочем, и к другим направлениям образования), поскольку заданные там компетенции универсальны. Однако следует обратить внимание на пункт, касающийся установ­ления школьниками причинно-следственных связей. Использование экологического материала в этом смысле весьма продуктивно. Ведь экология — это наука, занимающаяся исследованием взаимоотноше­ний, взаимосвязей живых организмов с окружающей средой. То есть, рассматривая экологические вопросы, мы рассматриваем и связи, в том числе и причинно-следственные. В целом же, все требования метапредметного характера: владение логическими операциями, освое­ние способов решения проблем творческого характера и др., могут реализовываться и в процессе экологического образования.

В требованиях к предметным результатам экологическая со­ставляющая, как уже отмечалось, заложена в предмете «Окружаю­щий мир». В качестве одной из задач этой дисциплины называется «осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём». Как видим, здесь к требованию формиро­вания целостного взгляда на мир (в требованиях к личностным ре­зультатам) добавляется и осознание своего места в нём. По сути, это задача экологического образования, хотя термин «экология» и не ис­пользуется. В требованиях, обозначенных в других учебных дисци­плинах, экологическая составляющая не прослеживается.

Итак, в новом образовательном Стандарте экологическая составля­ющая в явном виде присутствует лишь в учебном предмете «Окружа­ющий мир». В то же время следует понимать, что в условиях угро­жающей деградации природной среды экологическое образование должно стать приоритетным в общей системе образования и, конечно же, формирование экологической культуры человека не может быть привилегией какой-то одной и даже нескольких дисциплин. Принцип междисциплинарности экологического образования обязывает включить в этот процесс все или почти все учебные дисциплины. Дру­гой принцип — комплементарности — предполагает формирование экологических отношений не только в рамках собственно экологиче­ского воспитания, но и в других направлениях воспитания. В ограни­ченном по объёму Стандарте эти позиции не могли быть отражены. Более полно экологическая составляющая представлена на уровне образовательных программ и соответствующих учебно-методических материалов.

Во втором по значимости после Стандарта документе — в Пример­ной основной образовательной программе образовательного учрежде­ния — экологическое воспитание выделено в качестве самостоятель­ного и поставлено в один ряд с другими направлениями воспитания, определены его цели, содержание. Широкие возможности формиро­вания экологической грамотности представляет Примерная програм­ма курса «Окружающий мир», в которой обозначены такие экологи­ческие темы, как: «Единство живого и неживого», «Человек — часть природы», «Экосистемы и их компоненты».

Учитель в настоящее время располагает достаточной содержатель­ной и методической базой для реализации заложенных в Стандарте и развёрнутых в названных приложениях к нему (Примерных про­граммах) требований, относящихся к экологическому образованию. Это и учебно-методический комплект «Окружающий мир» («Зелёный дом») А.А. Плешакова в образовательной системе «Школа России». Именно с его появлением в середине 80-х годов школьники стали знакомиться с понятием «экология», «природное сообщество» (темы «Лес — природное сообщество» вместо традиционной темы «Расте­ния и животные леса»), пищевая цепь («невидимые нити природы»), экологическая пирамида, Красная книга, заповедники. Экологиче­ское содержание курса продолжает расширяться и углубляться (тема «Мир глазами эколога» и др.).

Экологическую «эстафету» подхватили и авторы других курсов. В курсе «Мир и человек» (авт. А.А. Вахрушев и др.) в системе «Шко­ла 2100», например, в настоящее время рассматривается центральное понятие экологии — «экосистема», её строение, функционирование. (Из пояснительной записки программы курса «Окружающий мир», « Предмет «Окружающий мир» - это основа естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Курс «Окружающий мир» помогает освоить значительную часть предметов основной школы: физику, химию, биологию, географию, обществознание, историю. Это первый и единственный предмет в школе, дающий широкую картину природных и общественных явлений, которые в дальнейшем будут изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания». Учитывая, что содержание знаний для курса разработано с экологических позиций, в процессе общения, воспитания и развития детей особое внимание уделяется формированию знаний о единстве живой и неживой природы. О закономерности природных явлений, о взаимосвязи, взаимодействии природы, человека, общества. Об экологических проблемах и способах их разрешения, развитии системы интеллектуальных умений по изучению и оценке экологического состояния природной среды.

Как уже отмечалось, одним из требований Стандарта к освоению дисциплины «Окружающий мир» является освоение школьниками основ экологической грамотности.

Понятие «грамотность» означает наличие знаний в какой-либо области. Соответственно «экологическая грамотность» предполага­ет знания в области экологии. Экологические знания формируются у школьников главным образом в процессе изучения специальных экологических тем, таких как «Природные сообщества», «Эколо­гические системы», «Человек и природа», «Что такое экология?», «Мир глазами эколога» и т.п. Однако только подобными темами экологическое образование не может ограничиваться. Любая тема «Окружающего мира» в той или иной степени может включать эко­логические аспекты.

Формирование экологической грамотности не должно осущест­вляться в «чистом виде», то есть ограничиваться только знаниями. Принятый в Стандарте деятельностный подход акцентирует внима­ние на умениях использования полученных знаний в решении учеб­ных и практических задач. В конечном счёте, речь идёт о формирова­нии грамотного поведения детей на природе.

Экология при изучении темы «Удивительный мир растений и животных».

То, что растения и животные являются центральным компонен­том экологических систем, вовсе не означает, что, изучая их, мы автоматически изучаем и экологию. Экология появляется здесь лишь в том случае, если мы рассматриваем связи этих представителей жи­вой природы с окружающей средой: воздействие факторов среды на организмы; адаптация организмов к неблагоприятным факторам среды; влияние антропогенного фактора на растения и животных; использование и охрану представителей живой природы человеком.

Основные рассматриваемые вопросы:

- Кто как приспособлен?

- Чем обеспечивается единство организма и среды?

- Кто чем питается?

- Каковы взаимоотношения животных в период размножения?

- Как помогают друг другу в период размножения организмы раз­личных видов?

- Видовое многообразие. Чем опасно его уменьшение?

- Зачем создаются Красные книги?

Вопросы экологии при изучении сезонных изменений в природе.

Содержание темы позволяет конкретизировать вопросы адаптации организмов к меняющимся условиям среды в связи с сезонными из­менениями в природе.

Рассматриваемые вопросы:

- Как приспособились растения и животные к сезонным измене­ниям в неживой природе?

- Какие животные зимой впадают в состояние покоя?

- Какие животные совершают сезонные миграции?

- Может ли человек повлиять на сезонные изменения в живой природе?

- Каковы особенности восприятия сезонов года человеком?

- Каковы сезонные особенности природопользования?

Экология при изучении природных сообществ.

Традиционно в начальном природоведении рассматривались рас­тения и животные леса, луга, поля, мелкого водоёма. В современных вариантах «Окружающего мира» предпочтение отдаётся формули­ровкам типа «Лес — природное сообщество», «Луг — природное со­общество». И в том, и другом случае экологическая составляющая заключается в рассмотрении взаимоотношений живых организмов между собой, то есть, по сути, изучается экологическое понятие «био­ценоз». При изучении природных сообществ могут быть рассмотрены следующие вопросы:

- Природное сообщество — что это такое?

- Как организмы взаимодействуют друг с другом?

- Что такое пищевые цепи и сети?

- Что такое экологические пирамиды?

- Как устроено сообщество леса?

- Как устроено сообщество луга?

- Как устроено сообщество мелкого водоёма?

Экология при изучении темы «Организм человека» и организа­ции здорового образа жизни детей.

Попытайтесь ввести экологическую составляющую в следующие изучаемые вопросы:

- Почему мы считаем человека частью природы?

- Для чего человеку нужен скелет?

- Зачем человеку мышцы?

- Для чего человеку кожа?

- Почему мы дышим и чего следует избегать? (о вредных при­вычках).

- Для чего мы едим? Как следует и не следует питаться?

- Зачем человеку органы чувств?

- Как на здоровье человека влияет экологическая обстановка?

Экология при изучении вопросов ориентирования в простран­стве и во времени.

В этой и последующих темах экологическая составляющая пред­ставлена не столь очевидно. Тем не менее и здесь есть возможность для повышения экологической грамотности детей.

Формирование умений ориентирования на местности — традици­онный элемент содержания начального природоведения, географии. В современном «Окружающем мире» вопрос ставится шире: «Ориенти­рование во времени и пространстве». Экологическую составляющую сюда можно привнести в процессе обсуждения следующих вопросов:

- Как ориентироваться в пространстве по объектам живой природы?

- Можно ли ориентироваться по объектам, образовавшимся при участии человека? Можно ориентироваться по оврагам. Большинство из них — результат непродуманной деятельности человека. В любой более или менее сформированной овражно-балочной системе в условиях средней полосы России склоны, обращенные на юг (склоны южной экспозиции), круче, чем склоны, обращенные на север (склоны северной экспозиции). Кроме того, первые часто бывают оголены — лишены растительности, вторые же могут оказаться задернованными, нередко осложнёнными оползнями и оплывинами. Можно так же ориентироваться по характе­ру распределения снега вокруг строений. В условиях преобладающих зимой южных ветров снег скапливается с северной стороны от строения.

- Можно ли, наблюдая за растениями и животными, опреде­лять время?

Вопросы экологии при изучении рельефа.

В «Окружающем мире» обычно рассматриваются следующие темы, связанные с рельефообразованием: горы и равнины, овраги, холмы, землетрясения, вулканизм. Обсуждаемые вопросы:

- Влияет ли рельеф на природные сообщества (экосистемы)?

- Как влияют на человека природные сообщества, землетрясе­ния, вулканизм?

- Может ли человек стать причиной землетрясений?

- Может ли человек создавать новые формы рельефа?

Вопросы экологии при изучении горных пород, полезных ископаемых.

Понятие «полезные ископаемые» по своей сути экологическое — ведь оно изначально привязано к человеку. Полезные ископаемые — это минералы и горные породы, которые используются человеком для удовлетворения его потребностей в тепле, свете, некоторых пищевых компонентах (каменная соль), для изготовления машин, предметов домашнего обихода и т.п. Вопросы, включающие экологическую со­ставляющую:

- Как связаны горные породы, с другими компонентами экосистем?

- Могут ли особенности геологического строения территории влиять на здоровье человека?

- Какие экологические проблемы возникают при добыче нефти, других полезных ископаемых?

Экология при изучении темы «Воздух».

Экологические аспекты темы чаще всего сводятся к вопросу охра­ны воздуха от антропогенных загрязнителей. Этим, конечно же, эко­логия в этой теме не исчерпывается. Здесь могут быть рассмотрены, в частности, следующие вопросы.

- Каково значение живых организмов в формировании современ­ной атмосферы?

- Каковы экологические следствия состава воздуха?

- Свойства воздуха: каковы экологические следствия?

- Каковы главные источники загрязнения воздуха?

- Как человек охраняет воздух?

Экология при изучении темы «Вода в природе».

Традиционно в начальном природоведении изучаются свойства воды, круговорот воды в природе, родники, реки, озёра, моря и океаны. В настоящее время в некоторых курсах «Окружающего мира» вводится и понятие «гидросфера». Рассматриваемые экологические вопросы:

- Свойства воды: каковы экологические следствия?

- Каковы особенности водной среды обитания живых организмов?

- Каково экологическое значение круговорота воды?

- Как человек использует ресурсы, океана?

- Сколько воды мы потребляем и как можно сократить водопотребление?

- Каковы источники загрязнения водоёмов?

- Есть ли в вашем населённом пункте очистные сооружения? Как они работают?

- Каковы плюсы и минусы водохранилищ?

Экологические вопросы при изучении темы «Почвы».

Типичной в экологическом смысле ошибкой изучения почв являет­ся то, что её относят (прямо или это подразумевается) к неживой природе. Экология при этом сводится к вопросам значения почв для растений, а через них и для животных, человека. Более полно эколо­гическая составляющая будет здесь представлена, если затрагивают­ся вопросы:

- Можно ли рассматривать почву как экосистему!

- Можно ли почву рассматривать как среду жизни?

- Какие факторы участвуют в формировании почвенного покрова!

- Может ли человек выращивать растения без почвы?

- Как сохранить естественное плодородие почв?

 

Литература

1. Константинов В.М. Охрана природы: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр Академия, 2000. – 240с.

2. Неврузов З.Н. Природа не прощает ошибок. – М.: Мысль, 1988. – 127с.

3. Малыхина И.Н. Подготовка студентов факультета начального образования к экологическому воспитанию учащихся. // Начальная школа. – 2006. - №7. – С.26-27.

4. Фролова Н.Я. Экологическая культура младших школьников. // Педагогическая мастерская. – 2007. - №5.

5. Автор – составитель Чижевский А.Е. Я познаю мир. Экология. Детская энциклопедия. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ».- 1998. – 432с.

6. Педагогическа лоция. Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование» Выпуск 4. МУК – 21 в Сети.

7. Миронов А.В. «Окружающий мир» в начальной школе: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. М.: Баласс, 2012.

8. Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. // Начальная школа. -  1999. - №1.

9. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы. // Начальная школа. – 1997. - №4.

Опубликовано: 13.07.2016