Формирование экологической грамотности на уроках окружающего мира
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Краснова Наталья Александровна
Организация: МБОУ СШ №85
Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск
Вопросы.
- Почему назрела необходимость экологического образования.
- Модели экологического образования в современной школе.
- Как раскрыта тема экологического образования в Стандарте?
- Экологическая составляющая «Окружающего мира».
- Экологические аспекты в некоторых темах «Окружающего мира».
Душой своей и плотью человек связан с природой, сердце его бьется в одном ритме с ней. Забота о природе - это забота человека о себе, ибо он - часть природы. Но еще точнее —это забота человека о человечестве. Эта маленькая на первый взгляд разница действует порой успокаивающе: ведь наносимый природе вред, как и меры по ее исцелению, будут ощущаться лишь спустя какое-то время. Ощущаться нашими детьми, внуками, более далекими потомками. Простят ли они нам наши сегодняшние ошибки? Ответ ясен — ведь мы не прощаем нашим предкам тех исчезнувших отнюдь не единичных представителей животного мира, о которых знаем только по рисункам, а часто и вовсе лишь по упоминаниям. И если живших ранее нельзя судить очень строго хотя бы потому, что многие грехи взяли они на себя, по незнанию, по неведению, то с современников спросится много строже. Потому хотя бы, что в наше просвещенное время люди в состоянии предвидеть последствия своих деяний.
Всё, что есть в живом мире, - это звенья одной цепи. При уничтожении одного из них цепь разрывается, нарушается сложнейшая экологическая система, а это чревато самыми серьёзными последствиями, и в первую очередь для человека.
Слово «экология» прочно вошло в наш обиход. Произошло это не случайно. С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа сама уже не могла залечить свои раны. Первым забили тревогу учёные, потом врачи, журналисты и политики.
В настоящее время возникла насущная необходимость изменения характера взаимодействия человечества и природы.
Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. Становится совершенно ясно, что спасти окружающую среду от деградации, человечество сможет при условии осознания каждым человеком своей гражданской ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля.
Мы, взрослые, в большинстве своём уже поняли, что уничтожить природу – это всё равно, что рубить собственные корни. Но у детей существует такая психологическая установка: экологические проблемы существуют где-то там, далеко от каждого из нас. Впоследствии этого у детей создаётся ложное впечатление – экологические проблемы порождает кто-то нехороший, но не я и мои близкие, всё это происходит где - то там далеко. Этого и надо опасаться. И задача учителя – донести до ума и сердец своих учеников, что от состояния окружающей среды зависит их здоровье.
Ответственность за полноценное экологическое образование и природоохранное воспитание принадлежит общеобразовательной школе как основному звену системы образования, через которое проходит все подрастающее поколение, практически - все население страны.
Целью экологического образования в школе является формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности.
В школах России экологическое образование осуществляется путем реализации в учебно-воспитательном процессе одной из следующих моделей.
Однопредметная модель предполагает изучение экологии в рамках одного самостоятельного учебного предмета.
Многопредметная модель предполагает экологизацию содержания традиционных школьных дисциплин как естественно-научного, так и гуманитарного циклов.
Смешанная модель предполагает введение в учебный план курса «Основы экологии» с одновременной экологизацией учебных предметов естественно-научного и гуманитарного профиля, проведение специальных факультативных курсов экологической направленности, организацию активной внеклассной деятельности школьников.
Задача формирования экологической культуры лучше всего может быть решена, если воспитание любви к природе, чувства бережного отношения к ней начинать в раннем детском возрасте.
В начальной школе закладываются основы знаний о природе и ее значении в жизни людей, о том, что человек - часть природы, о положительном или отрицательном воздействии человека на природу и природы на человека, об экологическом значении природных компонентов: воздуха, воды, почвы для растений, животных и человека. Здесь школьники получают элементарные представления о природных ресурсах и их рациональном использовании.
При изучении таких естественнонаучных дисциплин, как природоведение, окружающий мир и других, младшие школьники знакомятся с понятиями: «объекты и явления неживой и живой природы», «объекты и предметы, созданные человеком». Раскрываются связи между явлениями неживой и живой природы. Формируются представления о сообществах и природных зонах, растениях и животных различных сообществ и природных зон, об охране растений и животных, Красной книге редких и исчезающих видов растений и животных. Дети узнают о заповедниках, законах об охране окружающей природной среды своей страны, местности.
Посмотрим, как представлено в Стандарте экологическое образование, приоритетность которого неоднократно подчеркивалась в документах международного уровня.
Термин «экология» или словосочетания с этим термином в Стандарте встречается лишь однажды — в требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программы по курсу «Окружающий мир», где в качестве одного из требований называется «освоение основ экологической грамотности...».
С целью более полного раскрытия потенциала Стандарта в плане экологического образования рассмотрим и другие положения (требования) этого документа.
В обширном перечне требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы мы находим требования, отражающие весь спектр направлений воспитания, традиционно выделяемых в педагогике: гражданское, патриотическое («формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ...»), эстетическое («формирование эстетических потребностей и чувств...»), нравственное («развитие этических чувств, доброжелательности...»), физическое («формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни...»). Качества (компетенции), непосредственно относящиеся к области экологического воспитания, здесь не называются.
Может сложиться впечатление, что только окружающий мир ответствен за экологическое воспитание младших школьников. Однако это не так. Экологическое воспитание, как составная часть экологического образования, может реализовываться в рамках уже названных направлений воспитания. Основанием для этого является то, что экологическое воспитание на практике не реализуется в «чистом» виде, оно почти всегда включает аспекты других направлений воспитания, в том числе и обозначенных в Стандарте. И наоборот, традиционные направления воспитания зачастую наполнены и экологическим содержанием.
Поясним это на примере нравственного воспитания. Сначала оговорим, какие отношения следует рассматривать как нравственные, а какие — как экологические. О нравственных отношениях мы говорим в случаях, когда объектом отношений человека (школьника) являются другие люди, общественные группы; когда же объектом отношений является природа, мы говорим об отношениях экологических. Соответственно в первом случае такие отношения формируются в рамках нравственного воспитания, во втором — в рамках экологического.
В требованиях к личностным результатам освоения программы есть ещё одна позиция, дающая выход на экологическое образование. Это «формирование целостного... взгляда на мир...» Очевидно, что понятие «мир» включает и природную составляющую. Однако экологический смысл эта позиция будет иметь только в том случае, если параллельно с формированием идеи целостности мира будет определяться место школьника в нём. Это предполагает рассмотрение взаимозависимости человека и окружающего мира, взаимозависимости человека и окружающей природы. Последняя составляющая (взаимозависимость человека и природного окружения) есть объект экологии, а формирование знаний, отношений в этой области — объект экологического образования. Как уже отмечалось, этот аспект учитывается, в частности, составителями программ и учебников по дисциплине «Окружающий мир», где в качестве цели образования некоторыми авторами указывается формирование целостного взгляда на мир и определение места в нём человека (школьника).
Что касается требований к метапредметным результатам, то они не включают установок, непосредственно относящихся к экологическому образованию (как, впрочем, и к другим направлениям образования), поскольку заданные там компетенции универсальны. Однако следует обратить внимание на пункт, касающийся установления школьниками причинно-следственных связей. Использование экологического материала в этом смысле весьма продуктивно. Ведь экология — это наука, занимающаяся исследованием взаимоотношений, взаимосвязей живых организмов с окружающей средой. То есть, рассматривая экологические вопросы, мы рассматриваем и связи, в том числе и причинно-следственные. В целом же, все требования метапредметного характера: владение логическими операциями, освоение способов решения проблем творческого характера и др., могут реализовываться и в процессе экологического образования.
В требованиях к предметным результатам экологическая составляющая, как уже отмечалось, заложена в предмете «Окружающий мир». В качестве одной из задач этой дисциплины называется «осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём». Как видим, здесь к требованию формирования целостного взгляда на мир (в требованиях к личностным результатам) добавляется и осознание своего места в нём. По сути, это задача экологического образования, хотя термин «экология» и не используется. В требованиях, обозначенных в других учебных дисциплинах, экологическая составляющая не прослеживается.
Итак, в новом образовательном Стандарте экологическая составляющая в явном виде присутствует лишь в учебном предмете «Окружающий мир». В то же время следует понимать, что в условиях угрожающей деградации природной среды экологическое образование должно стать приоритетным в общей системе образования и, конечно же, формирование экологической культуры человека не может быть привилегией какой-то одной и даже нескольких дисциплин. Принцип междисциплинарности экологического образования обязывает включить в этот процесс все или почти все учебные дисциплины. Другой принцип — комплементарности — предполагает формирование экологических отношений не только в рамках собственно экологического воспитания, но и в других направлениях воспитания. В ограниченном по объёму Стандарте эти позиции не могли быть отражены. Более полно экологическая составляющая представлена на уровне образовательных программ и соответствующих учебно-методических материалов.
Во втором по значимости после Стандарта документе — в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения — экологическое воспитание выделено в качестве самостоятельного и поставлено в один ряд с другими направлениями воспитания, определены его цели, содержание. Широкие возможности формирования экологической грамотности представляет Примерная программа курса «Окружающий мир», в которой обозначены такие экологические темы, как: «Единство живого и неживого», «Человек — часть природы», «Экосистемы и их компоненты».
Учитель в настоящее время располагает достаточной содержательной и методической базой для реализации заложенных в Стандарте и развёрнутых в названных приложениях к нему (Примерных программах) требований, относящихся к экологическому образованию. Это и учебно-методический комплект «Окружающий мир» («Зелёный дом») А.А. Плешакова в образовательной системе «Школа России». Именно с его появлением в середине 80-х годов школьники стали знакомиться с понятием «экология», «природное сообщество» (темы «Лес — природное сообщество» вместо традиционной темы «Растения и животные леса»), пищевая цепь («невидимые нити природы»), экологическая пирамида, Красная книга, заповедники. Экологическое содержание курса продолжает расширяться и углубляться (тема «Мир глазами эколога» и др.).
Экологическую «эстафету» подхватили и авторы других курсов. В курсе «Мир и человек» (авт. А.А. Вахрушев и др.) в системе «Школа 2100», например, в настоящее время рассматривается центральное понятие экологии — «экосистема», её строение, функционирование. (Из пояснительной записки программы курса «Окружающий мир», « Предмет «Окружающий мир» - это основа естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Курс «Окружающий мир» помогает освоить значительную часть предметов основной школы: физику, химию, биологию, географию, обществознание, историю. Это первый и единственный предмет в школе, дающий широкую картину природных и общественных явлений, которые в дальнейшем будут изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания». Учитывая, что содержание знаний для курса разработано с экологических позиций, в процессе общения, воспитания и развития детей особое внимание уделяется формированию знаний о единстве живой и неживой природы. О закономерности природных явлений, о взаимосвязи, взаимодействии природы, человека, общества. Об экологических проблемах и способах их разрешения, развитии системы интеллектуальных умений по изучению и оценке экологического состояния природной среды.
Как уже отмечалось, одним из требований Стандарта к освоению дисциплины «Окружающий мир» является освоение школьниками основ экологической грамотности.
Понятие «грамотность» означает наличие знаний в какой-либо области. Соответственно «экологическая грамотность» предполагает знания в области экологии. Экологические знания формируются у школьников главным образом в процессе изучения специальных экологических тем, таких как «Природные сообщества», «Экологические системы», «Человек и природа», «Что такое экология?», «Мир глазами эколога» и т.п. Однако только подобными темами экологическое образование не может ограничиваться. Любая тема «Окружающего мира» в той или иной степени может включать экологические аспекты.
Формирование экологической грамотности не должно осуществляться в «чистом виде», то есть ограничиваться только знаниями. Принятый в Стандарте деятельностный подход акцентирует внимание на умениях использования полученных знаний в решении учебных и практических задач. В конечном счёте, речь идёт о формировании грамотного поведения детей на природе.
• Экология при изучении темы «Удивительный мир растений и животных».
То, что растения и животные являются центральным компонентом экологических систем, вовсе не означает, что, изучая их, мы автоматически изучаем и экологию. Экология появляется здесь лишь в том случае, если мы рассматриваем связи этих представителей живой природы с окружающей средой: воздействие факторов среды на организмы; адаптация организмов к неблагоприятным факторам среды; влияние антропогенного фактора на растения и животных; использование и охрану представителей живой природы человеком.
Основные рассматриваемые вопросы:
- Кто как приспособлен?
- Чем обеспечивается единство организма и среды?
- Кто чем питается?
- Каковы взаимоотношения животных в период размножения?
- Как помогают друг другу в период размножения организмы различных видов?
- Видовое многообразие. Чем опасно его уменьшение?
- Зачем создаются Красные книги?
• Вопросы экологии при изучении сезонных изменений в природе.
Содержание темы позволяет конкретизировать вопросы адаптации организмов к меняющимся условиям среды в связи с сезонными изменениями в природе.
Рассматриваемые вопросы:
- Как приспособились растения и животные к сезонным изменениям в неживой природе?
- Какие животные зимой впадают в состояние покоя?
- Какие животные совершают сезонные миграции?
- Может ли человек повлиять на сезонные изменения в живой природе?
- Каковы особенности восприятия сезонов года человеком?
- Каковы сезонные особенности природопользования?
• Экология при изучении природных сообществ.
Традиционно в начальном природоведении рассматривались растения и животные леса, луга, поля, мелкого водоёма. В современных вариантах «Окружающего мира» предпочтение отдаётся формулировкам типа «Лес — природное сообщество», «Луг — природное сообщество». И в том, и другом случае экологическая составляющая заключается в рассмотрении взаимоотношений живых организмов между собой, то есть, по сути, изучается экологическое понятие «биоценоз». При изучении природных сообществ могут быть рассмотрены следующие вопросы:
- Природное сообщество — что это такое?
- Как организмы взаимодействуют друг с другом?
- Что такое пищевые цепи и сети?
- Что такое экологические пирамиды?
- Как устроено сообщество леса?
- Как устроено сообщество луга?
- Как устроено сообщество мелкого водоёма?
• Экология при изучении темы «Организм человека» и организации здорового образа жизни детей.
Попытайтесь ввести экологическую составляющую в следующие изучаемые вопросы:
- Почему мы считаем человека частью природы?
- Для чего человеку нужен скелет?
- Зачем человеку мышцы?
- Для чего человеку кожа?
- Почему мы дышим и чего следует избегать? (о вредных привычках).
- Для чего мы едим? Как следует и не следует питаться?
- Зачем человеку органы чувств?
- Как на здоровье человека влияет экологическая обстановка?
• Экология при изучении вопросов ориентирования в пространстве и во времени.
В этой и последующих темах экологическая составляющая представлена не столь очевидно. Тем не менее и здесь есть возможность для повышения экологической грамотности детей.
Формирование умений ориентирования на местности — традиционный элемент содержания начального природоведения, географии. В современном «Окружающем мире» вопрос ставится шире: «Ориентирование во времени и пространстве». Экологическую составляющую сюда можно привнести в процессе обсуждения следующих вопросов:
- Как ориентироваться в пространстве по объектам живой природы?
- Можно ли ориентироваться по объектам, образовавшимся при участии человека? Можно ориентироваться по оврагам. Большинство из них — результат непродуманной деятельности человека. В любой более или менее сформированной овражно-балочной системе в условиях средней полосы России склоны, обращенные на юг (склоны южной экспозиции), круче, чем склоны, обращенные на север (склоны северной экспозиции). Кроме того, первые часто бывают оголены — лишены растительности, вторые же могут оказаться задернованными, нередко осложнёнными оползнями и оплывинами. Можно так же ориентироваться по характеру распределения снега вокруг строений. В условиях преобладающих зимой южных ветров снег скапливается с северной стороны от строения.
- Можно ли, наблюдая за растениями и животными, определять время?
• Вопросы экологии при изучении рельефа.
В «Окружающем мире» обычно рассматриваются следующие темы, связанные с рельефообразованием: горы и равнины, овраги, холмы, землетрясения, вулканизм. Обсуждаемые вопросы:
- Влияет ли рельеф на природные сообщества (экосистемы)?
- Как влияют на человека природные сообщества, землетрясения, вулканизм?
- Может ли человек стать причиной землетрясений?
- Может ли человек создавать новые формы рельефа?
• Вопросы экологии при изучении горных пород, полезных ископаемых.
Понятие «полезные ископаемые» по своей сути экологическое — ведь оно изначально привязано к человеку. Полезные ископаемые — это минералы и горные породы, которые используются человеком для удовлетворения его потребностей в тепле, свете, некоторых пищевых компонентах (каменная соль), для изготовления машин, предметов домашнего обихода и т.п. Вопросы, включающие экологическую составляющую:
- Как связаны горные породы, с другими компонентами экосистем?
- Могут ли особенности геологического строения территории влиять на здоровье человека?
- Какие экологические проблемы возникают при добыче нефти, других полезных ископаемых?
• Экология при изучении темы «Воздух».
Экологические аспекты темы чаще всего сводятся к вопросу охраны воздуха от антропогенных загрязнителей. Этим, конечно же, экология в этой теме не исчерпывается. Здесь могут быть рассмотрены, в частности, следующие вопросы.
- Каково значение живых организмов в формировании современной атмосферы?
- Каковы экологические следствия состава воздуха?
- Свойства воздуха: каковы экологические следствия?
- Каковы главные источники загрязнения воздуха?
- Как человек охраняет воздух?
• Экология при изучении темы «Вода в природе».
Традиционно в начальном природоведении изучаются свойства воды, круговорот воды в природе, родники, реки, озёра, моря и океаны. В настоящее время в некоторых курсах «Окружающего мира» вводится и понятие «гидросфера». Рассматриваемые экологические вопросы:
- Свойства воды: каковы экологические следствия?
- Каковы особенности водной среды обитания живых организмов?
- Каково экологическое значение круговорота воды?
- Как человек использует ресурсы, океана?
- Сколько воды мы потребляем и как можно сократить водопотребление?
- Каковы источники загрязнения водоёмов?
- Есть ли в вашем населённом пункте очистные сооружения? Как они работают?
- Каковы плюсы и минусы водохранилищ?
• Экологические вопросы при изучении темы «Почвы».
Типичной в экологическом смысле ошибкой изучения почв является то, что её относят (прямо или это подразумевается) к неживой природе. Экология при этом сводится к вопросам значения почв для растений, а через них и для животных, человека. Более полно экологическая составляющая будет здесь представлена, если затрагиваются вопросы:
- Можно ли рассматривать почву как экосистему!
- Можно ли почву рассматривать как среду жизни?
- Какие факторы участвуют в формировании почвенного покрова!
- Может ли человек выращивать растения без почвы?
- Как сохранить естественное плодородие почв?
Литература
1. Константинов В.М. Охрана природы: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр Академия, 2000. – 240с.
2. Неврузов З.Н. Природа не прощает ошибок. – М.: Мысль, 1988. – 127с.
3. Малыхина И.Н. Подготовка студентов факультета начального образования к экологическому воспитанию учащихся. // Начальная школа. – 2006. - №7. – С.26-27.
4. Фролова Н.Я. Экологическая культура младших школьников. // Педагогическая мастерская. – 2007. - №5.
5. Автор – составитель Чижевский А.Е. Я познаю мир. Экология. Детская энциклопедия. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ».- 1998. – 432с.
6. Педагогическа лоция. Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование» Выпуск 4. МУК – 21 в Сети.
7. Миронов А.В. «Окружающий мир» в начальной школе: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. М.: Баласс, 2012.
8. Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. // Начальная школа. - 1999. - №1.
9. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы. // Начальная школа. – 1997. - №4.