Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроках обществознания

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Афанасьева Римма Ахатовна

Организация: МКОУ «Унъюганская СОШ №1»

Населенный пункт: Тюменская область, п. Унъюган

Ученик на уроке устает не от деятельности, а от ее однообразия.

К.Д.Ушинский

 

Активизация познавательной деятельности в обучении – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Проблемы активизации познавательной деятельности учащихся на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. И это закономерно, т.к. учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Активизация учебно-познавательного процесса  обеспечивает   направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей учащихся самостоятельно "добывать" необходимые им знания и навыки.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. Принятие стандартов второго поколения продиктовано этими изменениями. Проведение обучения на основе технологии АМО (активные методы обучения приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей. Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой учащихся оказывают мотивирующее действие и на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение.

Когда говорят об активизации познавательной деятельности на уроках, обычно  ставят перед собой следующие цели:

  • развитие у детей основных познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия;
  • Развитие творческого потенциала учащихся, их инициативы, самостоятельности.
  • Повышение у ребёнка интереса к изучаемому предмету (в данном случае обществознания), побуждение к собственным исследованиям.

Для достижения поставленных целей учителю необходимо:

  • определять и создавать условия, стимулирующие познавательную активность;
  • владеть соответствующими методическими приёмами.

Познавательная деятельность базируется на стремлении к получению новых, более полных и глубоких знаний. Одним из самых главных условий активизации познавательной деятельности ученика является интерес.

На уроках следует создавать ситуации, в которых учащиеся сами:

  • отстаивают своё мнение;
  • принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
  • задают вопросы друг другу и учителю;
  • анализируют ответы друг друга;
  • оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);
  • консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;
  • находят несколько вариантов решения проблемы;

 Для развития познавательного интереса учащихся  использовать разные виды традиционных и  нетрадиционных уроков: урок - презентация, урок – семинар, сюжетно – ролевая игра, инсценировки, пресс конференции. На уроках применять творческие задания, составление опорных схем, тесты.

Роль межпредметные связей для развития познавательной деятельности учащихся.

Большую роль в обучении обществознания играют межпредметные связи. С помощью  межпредметных связей закладывается фундамент для комплексного подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Межпредметные связи выступают непременным дидактическим условием развития у учащихся интереса к знаниям, как обществознания, так и основ наук в целом. Организация учебно-воспитательного процесса на основе межпредметных связей проводится как на отдельных уроках (чаще обобщающих, где темы, подчинены решению межпредметной проблемы), так нескольких тем различных курсов, или устанавливается взаимосвязь между предметами.

Опираясь на связи с другими предметами, при изучении обществознания  раскрываются отношения «природа – человек», «природа – общество – труд». 

Важно с первых минут урока заинтересовать учеников. А значит надо ввести учащихся в тему урока так, чтобы они сами смогли выйти на её формулировку.

На мотивационно-целевом этапе часто использовать небольшие притчи, которые помогают выйти на тему урока.

Приведу фрагмент урока в 5 классе по теме «Потребности человека».

 - Я сейчас прочитаю вам притчу, вы ее внимательно послушай­те и ответьте на вопросы.

 - Спросили как-то трех каменщиков, работающих на стройке: «Что вы делаете?» Ответ первого был таков: «Я таскаю тяжелые камни». Второй ответил: «Я зарабатываю на хлеб для себя и своей семьи». А третий сказал: «Я строю храм».

—              О чем эта притча?

—              Почему у всех разные ответы? (У каждого из рабочих разные запросы, цели в жизни, т.е. разные потребности)

—              О чём мы будем говорить на уроке? (о потребностях)

—              Кто может назвать тему урока? ( Потребности человека)

Использование пословиц, афоризмов, высказываний великих людей помогают ввести учащихся в новую тему урока.  Например, на уроке по теме  «Безопасность жизни»  цитата Ильи  Шепелёва «Опасен не тот, кто вредит другим, а тот, кто вредит самому себе» ставит проблему перед учащимися, и    в  конце урока они должны либо согла­ситься, либо опровергнуть это высказывание.

Так же в качестве одного из средств оживить общение детей с обществознанием, увлечь и заинтересовать весь класс и каждого ученика в отдельности может выступать использование системы познавательно-развивающих вопросов. Практика показывает, что обыкновенный, «средний» ученик, услышав, что учитель собирается задать ему вопрос, по меньшей мере, настораживается. А после неправильного ответа, даже при доверительно-вежливой реакции педагога, может и вовсе замолчать, «закрыться» для дальнейшего общения. Именно после таких академически правильных вопросов, часто прерывается положительная обратная связь учитель-ученик, а познавательная активность обучающегося  заметно снижается.

Вот почему составлять  познавательно-развивающие вопросы следует таким образом, чтобы, во-первых, их с нетерпением встречали и радовались, во-вторых, не ответить на  которые совсем (т.е. промолчать) было бы просто невозможно, и,  в-третьих, чтобы даже неправильный, неточный ответ не понижал, а, напротив,  повышал познавательную активность ученика.

 

Создание творческих работ как способ активизации познавательной деятельности.

Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс её выполнения, и её результат – всё требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий учащиеся выполняют такие, как составление кроссвордов, викторин, сообщения и доклады учащихся, которые иллюстрируются презентациями. Учащиеся, самостоятельно  создавая презентации, осваивают работу с компьютером, причем одну из самых распространенных сейчас программ Power Point, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдают учащиеся, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене просмотрят новые презентации. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Еще одна явная польза от такого рода домашних заданий.
Любую творческую задачу, какой бы привлекательной внешне она ни казалась ученикам, нельзя вводить в обучение до той поры, пока у них нет необходимых умений для её выполнения. Требуется и подготовка восприятия самого задания, и элемент научения тому, как его выполнить. Только при этом условиях творческое задание может явиться стимулом формирования подлинного познавательного интереса.

В начале каждого последующего урока идет обсуждение и оценка творческого задания, как автором работы, так и товарищами в классе.

Пример творческого задания на уроке в 6 классе по теме «Сферы общественной жизни».

- Разделившись на три творческие груп­пы, представить себя в роли обществоведов древности.

Задание для первой группы: представьте общество людей в виде пирамиды и презентуйте свою работу.

Задание для второй группы: представьте общество людей в виде часового механизма и презентуйте свою работу.

Задание для третьей группы: представьте общество людей в виде ветвистого дерева и презентуйте свою работу.

В результате выполнения творческих заданий повышается интерес к изучаемому предмету, облегчается усвоение учебного материала, включается  в работу на уроке каждый ученик, возможен контроль каждого задания. Творческие задания дают возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают со схемами или таблицами, динамическими пособиями. Дети «гуманитарии» выбирают творческую работу. Чаще всего сочинения (эссе) – завершающий этап работы над той или иной темой, поэтому ученики выполняют это задание дома.

Всё это положительно сказывается  для развития активизации познавательной деятельности учащихся.

Примеры творческих заданий.

  • Подготовить рассказ на тему «Путешествие в древнерим­ское общество».
  • Подготовить сообщение для устного журнала «В мире про­фессий» об одной из профессий, связанных с экономикой.
  • Составить письмо-совет современного школьника своему товарищу о выборе профессии.
  • Подготовить презентацию плакатов на тему «Выборы».
    • Закончите предложения.
  1. Патриотизм для меня — это...
  2. Патриотами не рождаются, ими становятся...
  3. Будущее нашей Родины зависит от каждого из нас...
  • Продолжить сказку: «и ушли тогда все учителя, и остались в школах только компьютеры...»

 

Проектная методика как способ активизации познавательной деятельности.

Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.  Используя при изучении какого-либо раздела метод проектов, необходимо все тщательно продумать, правильно организовать проблему над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников.

В ходе ученического исследования используются разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, документы, ресурсы Интернета, материалы СМИ и др. Эти источники отличаются по характеру содержащейся информации, по степени дидактической обработанности, поэтому при работе с ними требуется помощь учителя. Учащиеся по заданному алгоритму действий проводят исследование, оформляют его в виде письменной работы (можно и на электронных носителях) и готовятся к презентации своего проекта.

В результате этого они приобретают  знания и навыки исследовательской деятельности. У учащихся развиваются умения устанавливать истину, оценивать свою деятельность и возможные последствия. У них формируется  компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности (развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков, умения увидеть проблему и наметить пути ее решения), создаётся  информационно-обучающая  среда, обеспечивающая мотивацию учащихся к самостоятельным исследованиям.

Примерные темы проектов.

Я – человек

Учащиеся обсуждают проблему сходство и отличие человека и животных. Они выдвигают гипотезы и предлагают и отклоняют признаки, отличающие человека от других живых существ, анализируют роль социума

В процессе групповой работы (в том числе – с использованием ИКТ) они могут выполнить и презентовать проектную работу «Я – человек».

Моя семья

Учащиеся, работая индивидуально или в группах, могут охарактеризовать состав семьи из двух и трех поколений, составив о них рассказы, сказки; дать с помощью учителя характеристику роли отдельных членов в семье.

Работая индивидуально или в группе, учащиеся могут обсудить замысел и выполнить проектную работу по темам «Семейный праздник», «Семейные реликвии».

Они могут с помощью учителя подготовить и провести конкурс «Домашние мастера», демонстрируя свои умения в выполнении домашних обязанностей.

Работая в группе, учащиеся могут обсудить реальность своих запросов. («Хочу попросить родителей…», составить список своих желаний, исходя из возможностей семейного хозяйства).

Моя страна

Учащимся предлагают отправиться в путешествие по карте «Широка страна моя родная: с южных гор до северных морей». Они готовятся к этому путешествию, знакомясь с ребятами из других городов, ведя с ними переписку и обмениваясь фотографиями и рисунками родных мест.

Во время путешествия они «заезжают в гости» к своим друзьям по переписке, рассказывают о достопримечательностях посещенного места, готовятся к ответному визиту. Вместе готовятся к поездке в Москву или Санкт-Петербург, обмениваясь проектами «По памятным местам столицы».

Работая в группах, учащиеся совместно готовят такой проект и проводят его презентацию.

Учащиеся могут подготовить и провести викторину на знание государственных символов «Вопросы герольдмейстеру».

Они разрабатывают и создают общеклассную символику и вводят определенные традиции ее использования.

Работая в группе, учащиеся могут подготовить рукописную книгу «Народов дружная семья».

Государственные праздники

Учащиеся могут спланировать и провести коллективное мини-исследование связи некоторых государственных праздников с историческими событиями и представить полученные результаты

Профессии

Работая в группе с учебными и иллюстративными материалами (в том числе – информационными образовательными ресурсами), учащиеся могут составить список из 5-10 наиболее распространенных профессий, устно презентовать свой список.

Они могут провести интервью с родителями и подготовить выставку «Все работы хороши»

Права детей

Учащиеся работают с информационными ресурсами, отбирают материалы, подготовят и проводят для родителей и других гостей иллюстрированную выставку «Имею право»

 

Использование игр на уроках обществознания как форма активизации познавательной деятельности.

Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всём мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра способна решить еще одну проблему. Сегодняшнюю школу критикуют за перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения, за то, что не принимается во внимание природная эмоциональность детей.

В процессе игры ребёнка осуществляется жизненный баланс между ним и взрослым человеком. В повседневной жизни взрослый почти всегда выступает в качестве субъекта: воспитывающего, ведущего. Ребёнок соответственно, объект: воспитуемый, обучаемый, ведомый. Это становится стереотипом отношений, который маленький человек не в силах изменить. В силу сложившихся стереотипных взаимоотношений с взрослым, ребёнок, являющийся объектом и субъектом одновременно, не всегда может проявить свою субъективную сущность. В игре же он решает эту проблему, создавая собственную реальность, творя свой мир.

В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению. 

Изучение нового материала – наиболее важная часть процесса обучения. В это время происходит восприятие и осмысление учебного материала.

Устное изложение может стать рабочим элементом игры, её частью, либо выступить подготовкой к ней. Игра может вобрать в себя такие приёмы устного изложения, как сюжетно-образное повествование, художественное (картинное) описание, образная характеристика и др.

Для того чтобы заинтересовать ребенка необязательно организовывать целое театральное действие, можно включать элементы игры в любую часть урока, многие игры не требуют особой подготовки и их использование не сложно. Необходимыми условиями являются знание особенностей детей, настрой педагога, четко поставленные цели и умение учителя контролировать ситуацию, чтобы не «заиграться».

Например, на уроке «Безопасность жизни» предлагается ученикам сыграть в игру «Ассоциации».  Они  должны, долго не раздумывая, сказать, с чем ассоциируется слово «опасность». По ходу на доске выписыва­ются названные термины. Потом проверяем, насколько мы были близки к пра­вильному пониманию термина «опасность», изучив рубрику «Со­ветуем запомнить!» в учебнике. Аналогично проводится игра со словом «безопасность».

 

Использование компьютерных технологий.

 Внедрение современных информационных технологий позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность школьников, предоставляет доступ к качественной информации, тем самым, уменьшая объем  фронтальных форм организации деятельности школьников, а также доминирования речи учителя.

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках исключает монотонность, привлекает внимание учащихся. Яркость, насыщенность слайдов, появление на слайдах фотографий с иллюстрациями вносит разнообразие в учебный процесс, активизирует внимание, стимулирует познавательную  мотивацию учащихся, повышает интерес к предмету, призывает изучать различные источники. Развитие информационных технологий дает широкую возможность для использования новых методов преподавания, как в обществознании, так и в образовании в целом, повышая  тем самым его качество.

Использование информационных технологий в процесс обучения  школьников позволяет решать следующие задачи:

  • обеспечить доступ к большому объему информации;
  • использовать образно - наглядную форму представления изучаемого материала;
  • осуществить поддержку активных форм обучения;
  • моделировать процессы и явления и т.д.

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учащимся в творческой деятельности различные источники информации.

В изучении курса обществознания  использую следующие  формы работы: доклады, рефераты, разработка творческих проектов. Использование Интернета позволяет учащимся расширить объем получаемой информации для самостоятельной работы и ее использования в изучении курса обществознания.

При работе над  презентацией школьники должны провести  предварительно научно-исследовательскую работу, использовать большое количество различных источников информации, что позволяет избежать шаблонов в разработке творческого проекта. 

Методика разработки творческого проекта заключается в следующем: после изучения темы учащиеся готовят соответствующие презентации. Данная  работа может занять длительное время, что позволяет школьникам успешно осуществить решение поисковых, исследовательских задач.

Данный вид учебной деятельности способствует развитию логического мышления, творческих умений, навыков.

В процессе демонстрации презентации учащиеся приобретают опыт публичных выступлений. Элемент соревнования повышает самооценку ученика, что  позволяет развить и сформировать его личностные качества в современном информационном обществе.

Но ни компьютер сам по себе, ни какое – либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Цель, главным образом, состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности.

 

Семинар как форма активизации познавательной деятельности.

Видовые методы занятий носят целенаправленный характер и соответствуют определенным видам занятий, большинство из них включают семинары.

Семинар - это:

  • «вид учебных занятий, обсуждение учащимися под руководством преподавателя подготовленных ими сообщений и докладов»;
  • «форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении учащимися по заданию руководителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения».

Вопросно-ответные семинары значительно легче вести учителю, учащимся готовиться к ним тоже достаточно просто. Но эти лёгкость и простота сказываются на качестве изучения обществознания. Метод вопросно-ответного семинара в меньшей мере направлен на осмысление, в большей - на заучивание учебного материала, так как здесь практически превалирует повторение материала лекции и учебника.

При переходе к разнообразным формам семинарских занятий учителю необходимо осознать трудности, которые встретятся на его пути. Прежде всего, самому учителю надо преодолеть тягу только к вопросно-ответным семинарам и семинарам с обсуждением рефератов. Ему надо быть готовым к препятствиям освоения других, более сложных, но и гораздо более продуктивных методов семинарских занятий. Неудачи и промахи на первых порах не должны служить поводом к отторжению новых методов как непригодных к использованию.

Среди наиболее эффективных форм проведения семинара предлагается семинар с элементами дискуссии. Современный семинар не может обходиться без дискуссии.

 

Систематическое использование различных средств контроля для повышения познавательной  деятельности учащихся.

Совершенствование проверки знаний, умений, навыков учащихся непременное условие повышения эффективности урока. Это и зачеты, и диктанты, и мини-экзамены, и тесты, и перфокарты, и лабиринты, и дидактические карточки, терминологические кроссворды  и т.д. Одно из интересных форм организации коллективной, познавательной деятельности учащихся – общественный смотр знаний, который является зачетом для учащихся. Он развивает активное сотрудничество школьников в их главном труде - учении, способствует созданию в детском коллективе атмосферы доброжелательности, воспитанию взаимопомощи, формированию ответственного отношения не только к своей учебе, но и к успехам своих одноклассников. Кроме того, смотры знаний углубляют знания ребят по предмету, активизируют познавательную деятельность,  служат закреплением больших тем или наиболее сложных разделов курса обществознания.

Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических приёмов.

  1. «Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере соей удовлетворённости полученным ответом).
  2. «Для меня сегодняшний урок ...» (ожидание от изучения темы, установка на объект изучения, пожелания в адрес организуемых занятий).
  3. «Экспертная комиссия» (группа учащихся-помощников преподавателя, которые выражают мнение о ходе занятия, либо выступают экспертами в случае спорных моментов).
  4. «Работа в диадах» (предварительное обговаривание вопроса с товарищем, формулировка единого ответа).
  5. «Сообщи своё Я» (высказывание предварительного мнения о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так ...»).
  6. Метод недописанного тезиса (письменно или устно: «Самым трудным для меня было.. .».  «Я однажды наблюдал в жизни своей ...»).
  7. Художественное изображение (схема, рисунок, символьный знак, пиктограмма) и др.

Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся.

 Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущихся сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный смысл. Устойчивая совокупность потребностей и мотивов личности определяет её направленность. У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательным и потребностями — желанием освоить основы образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, то есть стать более успешным.

Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся:

I. Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.

II. Познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающее - развивающаяся кооперация.

III. Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности

IV. Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.  

Таким образом, мотивация является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно - ориентированного развивающего подхода.  

Любой учитель постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться у учащихся интереса  к своему предмету, желания изучать его.

Активизация  познавательной  деятельности учащихся на уроке - одно из основных направления совершенствования учебно - воспитательного процесса в школе в рамках ФГОС

 Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. 

Тормозит познавательную активность однообразная деятельность на уроке. Выполнение однотипных упражнений, конечно, способствует усвоению знаний, умений, навыков, но имеет и отрицательный эффект. Познавательная активность в этом случае высока лишь в момент ознакомления с новым, далее она постепенно снижается: пропадает интерес, рассеивается внимание, возрастает число ошибок. Таким образов, главной задачей учителя является такое построение образовательного процесса, при котором между всеми этапами учащиеся смогли бы установить тесные взаимосвязи и смогли бы увидеть конечный результат своего труда. 
Итак, педагогу необходимо стараться максимально приблизить изучение программного материала к жизни, сделать процесс обучения более эмоциональным и интересным. Это позволит пробудить у учащихся познавательный интерес к новому, желание познавать мир и, учитывая психологические особенности детей, помогать им лучше и легче усваивать учебный материал. 

 

Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы:

  • для успешного преподавания обществознания  в 5 - 9 классах необходимо знание психологических особенностей учащихся, поскольку именно это позволяет успешно выбрать правильные методы и приёмы преподавания истории;
  • подростка привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность;
  • важная задача учителя - обучить подростков способам выполнения новых форм учебной деятельности, не дать угаснуть интересу к ним;
  • одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивов учения;
  • существенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний.
  • в целях качественного преподавания обществознания учитель должен опираться на познавательный интерес школьников, и, с целью развития познавательного интереса, учитель использует в своей деятельности инновационные технологии, которые положительно влияют на усвоение учебного материала и формируют устойчивый интерес к предмету.

 

 

Литература

  1. Губаренко Ю. П. Игровые формы уроков истории и обществознания, журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», №9, 2011.
  2. Грицевский И. М., Грицевская С. Э. От учебника – к творческомузамыслу урока, М., «Просвещение», 1990.
  3. Дорошенко Н. С. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. Методические рекомендации // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 937-943.
  4. Борзова Л. П. Игры на уроке истории: Методическое пособие для учителя. — М., 2001.
  5. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. институтов / В. В. Давыдов, Драгунова Т. В., Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. — 2-ое изд. испр. и доп. — М.: Просвещение, 1979. — 288 с.




 

 

 

Опубликовано: 29.06.2016