Педагогический дизайн урока информатики ИКТ как средство формирования универсальных учебных действий УЧАЩИХСЯ

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Килина Татьяна Юрьевна

Организация: МБОУ «Арзамасцевская СОШ»

Населенный пункт: Удмуртская Республика, с. Арзамасцево

Педагогический дизайн известен с 1980 года в области программирования, учебных, методических комплектов и электронных учебников. Российские разработчики создают различные учебные материалы по технологии «педагогического дизайна».

Если обратиться к английскому словарю, то «педагогический дизайн» звучит как «instructional design», что значит образовательный, воспитательный, учебный - план, замысел, намерение. Перевод дает понимание того, как можно рассматривать словосочетание «педагогический дизайн».

За основу моего исследования я взяла книги А.Ю. Уварова «Электронный учебник: теория и практика», М.М.Поташника «Как подготовить и провести открытый урок», А.Г.Асмолова и др. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли». Мною изучены работы педагогов Т.И.Шубиной, Д.Б.Эльконина, Л.Г.Петерсон, М.М.Поташника, И.Н.Корбаковой и др. Проанализировала в различных источниках вопросы психофизиологического развития детей.

 Для меня идея и замысел педагогического дизайна уроков актуален по нескольким причинам:

Во-первых, проанализировать содержательную сторону урока. В кабинете информатики всего 5 компьютеров (это значит – 1 компьютер приходится на 8 учеников с 8 по 11 классы), качество вычислительной техники у большинства детей несравнимо выше школьной. Поэтому мне надо так спроектировать и разработать урок, чтобы учащимся на уроке было ценностно, познавательно, интересно. Технология педагогического дизайна помогает полно изложить информацию и увидеть детей в центре педагогического процесса.

Во-вторых, осуществить системный подход в построении учебного процесса, выстроить диагностические, познавательные, исследовательские цели урока, связать между собой задачи обучения, развития и воспитания.

В-третьих, применение технологии критического мышления.

В-четвертых, организовать учебный процесс на уроке так, чтобы учащимся гарантировать компетенцию «научить учиться».

Я считаю, что моя система работы, созданная по технологии Уварова А.Ю., подтверждает замысел учебной деятельности учащихся на уроке. Готового ответа на волнующие меня вопросы в литературе нет.

В Федеральном государственном образовательном стандарте сказано, что выпускник должен креативно и критически мыслить. В исследовательской работе представлены условия, стимулирующие развитие мышления учащихся.

Практические рекомендации определены в пособии «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий» под редакцией А. Г. Асмолова. Авторами предложены ведущие типы заданий, нацеленные на усовершенствование и оценивание универсальных учебных действий учащихся 5-9 классов.

Я считаю, что разработанные уроки информатики по технологии «педагогического дизайна», обеспечат  высокое качество преподавания информатики и ИКТ.

 Учебно-познавательный процесс как центр школьной жизни остается традиционным. К сожалению, это все тот же урок с сохранившейся типологией. И уж совсем не меняется отношение к ученику: он существует для школы, а не школа для него. Четкая последовательность изучения материала, прохождения практических заданий, контроль знаний – важный шаг педагогического дизайна. Я должна построить учебный процесс так, чтобы соблюдать «целеориентированный» и «конструктивистский» подходы.

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке [6, стр. 18].

С введением Федеральных государственных образовательных стандартов работа учителя направлена не только на успех предметных образовательных результатов, но, в первую очередь на овладение универсальных учебных действий.

Новый стандарт указывает на необходимость непрерывного профессионального развития педагогов, в том числе на необходимость освоения и использования современных образовательных технологий деятельностного типа. Основные идеи системно-деятельностного подхода находят свое отражение в концептуальных основах ряда образовательных технологий. Организовать эффективную познавательную деятельность учащихся возможно с помощью актуальных образовательных технологий.

В соответствии с новыми требованиями планирование и проведение уроков информатики и ИКТ, решила определить с помощью элементов деятельностного, проблемного обучения и приемов технологии критического мышления. При проектировании уроков учитываю следующие моменты:

  • выбор универсальных учебных действия согласно цели урока, возрастным особенностям учащихся;
  • определение системы организации действий учащихся для формирования универсальных учебных действий;
  • использование методов разнообразных задач и средств её решения;
  • планирование рефлексии учащихся для измерения уровня освоения учебного материала и универсальных учебных действий;
  • использование методов учебных задач и ситуаций.

В этом решении я использую, частично, технику планирования уроков по рекомендациям М.М.Поташника «Урок XXI века» (см. Приложение 9)

  1. Определение целей и задач урока:
  • Цели педагогические (обучение, воспитание, психологическое развитие учащихся) – усвоение стандартного минимума, формирование надпредметного умения, развитие психологических характеристик учащихся;
  • Цели совершенствования образовательного процесса (диагностические, когнитивные, исследовательские) – определение зоны ближайшего развития учащихся, установление результативности и эффективности ряда дидактических, методических приемов и технологических процедур, нахождение возможностей проектного, вероятностного подхода к созданию урока;
  • Цели профессионального и личностного саморазвития педагога – улучшение средств и приемов, умение планирования и проведения уроков.
  1. Выбор оптимальной дидактической структуры урока.
  2. Конструирование сценария урока.
  3. Содержание проекта урока:
  • Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (предполагает осознанное вхождение учащихся в зону учебной деятельности на уроке, девиз «Хочу, потому что смогу», «С маленькой удачи начинается большой успех»);
  • Актуализация знаний (предполагает подготовку мышления детей к проектированию деятельности, организуется подготовка к самостоятельному выполнению учебного действия);
  •  «Открытие» детьми нового знания (учащиеся продумывают проект будущих учебных действий);
  • Первичное закрепление (организация усвоения детьми нового способа действий с проговариванием во внешней речи);
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
  • Включение нового знания в систему знаний и повторение (открытие границ применения нового знания);
  • Рефлексия деятельности (оценивание учащимися собственной деятельности).
  1. Обоснование проекта урока (совершенствование прежнего опыта, заимствование и применение другого опыта, использование научных разработок, анализ методического инструментария).

На уроках информатики и ИКТ, весьма актуальны приемы технологии критического мышления. Часть приемов позволяет сделать урок более эффективным, способствует сформировать собственную позицию, овладеть навыками работы с источниками, справочниками.

Главная роль на уроке отводится работе с текстом: чтение, пересказ, анализ, интерпретация, дискуссия, сочинение. Для работы с материалом использую следующие методы:

  • Инсерт (помогает ученикам читать текст более внимательно, способствует лучшему запоминанию)
  •  Таблица ЗХУ (графическая организация и логико-смысловое структурирование материала)
  • ГРАФ (выделить из текста существенные признаки ключевого понятия)
  • Верные-неверные утверждения (умение прогнозировать, повышение мотивации к изучению материала)
  • Кластер
  • Синквейн
  • Мозговой штурм (активизация знаний)
  • Свободное письмо (аргументированное письмо)
  • Толстый и тонкий вопросы (взаимоопрос)
  • Карусель (групповая работа)

 Любая новизна, как известно, встречает на своем пути поддержку, принятие или возражение. Использование элементов деятельностного и проблемного обучения, приемов технологии критического мышления говорит о том, что учащиеся начинают свободно мыслить, классифицировать, анализировать учебный материал и подбирать недостающие факты, тем самым обнаруживают для себя новые знания.

Одной из важнейших задач системы образования есть сформированность комплекса универсальных учебных действий, которые предоставляют возможность каждому ученику свободно выполнять деятельность учения, ставить цели, искать и применять методы и способы их достижения, уметь проверять и определять ценность учебной деятельности и ее результаты.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения подчеркнуто, что основы формирования универсальных учебных действий должны побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию.

Школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Универсальные учебные действия подразделяются на четыре вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Проведенные мониторинговые мероприятия выявили уровень сформированности метапредметных результатов учащихся 8 класса. Метапредметные результаты отслеживались на основе четырех блоков и в рамках следующих методик:

1. Личностные универсальные учебные действия:

  • Методика «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» (по О.А.Карабановой).

2. Регулятивные универсальные учебные действия:

  • Задание «Критерии оценки»

3. Познавательные универсальные учебные действия:

  • Методика ГИТ (по М.К. Акимовой,Б.М. Борисовой, В.Т. Козловой и Г.П.Логиновой)

4. Коммуникативные универсальные учебные действия

  • Задание «Совместное рисование», задание «Компьютерная презентация».

Итоговый анализ метапредметных результатов рассматривался по трем уровням: первый уровень (до 50% выполнения) – низкий, второй (от 51% до 90%) – базовый, третий (от 91% до 100%) – повышенный.

Учащиеся 8 класса показали следующие результаты сформированности универсальных учебных действий (Таблица 1) и (Приложение 10).

Таблица 1

Уровень

Май 2013

Январь 2014

1(низкий)

7 человек (58% от общего количества учащихся)

4 человека (33% от общего количества учащихся)

2 (базовый)

5 человек (42% от общего количества учащихся)

7 человек (58% от общего количества учащихся)

3(повышенный)

0 человек

1 человек (8% от общего количества учащихся)

По итогам полученных результатов освоения универсальных учебных действий с мая 2013 года по январь 2014 года, можно сделать вывод, что низкий уровень понизился на 25%, базовый уровень повысился на 16% и 1 ученик (8%) показал уровень выше базового.

Анализ личностных универсальных учебных действий показал, что самоопределение сформировано у 3 учеников (25%) – в мае, у 7 учеников (58%) – в январе. Показатели заметно улучшились на 33%. (см. Приложение 11).

Регулятивные универсальные учебные действия были проанализированы в рамках оценки критерия успешности учения. Учащиеся называли следующие критерии оценивания своей работы: аккуратность – 100%, поиск информации сверх программы – 50%, аргументированность – 33%, самостоятельность – 67%, приложенные усилия – 58%. Динамика роста учеников наблюдается высокая, так как в мае 2013 года только 25% опрошенных могли справиться с данной методикой, остальная часть детей не смогли оценить свой труд (см.Приложение 12).

Итоговый анализ познавательных универсальных учебных действий выявил следующие результаты интеллектуального развития учащихся: очень низкий уровень – 8%, низкий – 17%, близкий к нормальному – 8%, возрастная норма – 67% (см.Приложение 13).

Результаты коммуникативных учебных действий (см. Таблицу 2) показали, что учащиеся умеют договариваться между собой, убеждать друг друга, аргументировать ответы, взаимодействовать друг с другом.  Динамика результатов в среднем выросла на 32% (см.Приложение 14).

Таблица 2

Показатели

Май 2013 г

Январь 2014

Низкий уровень

75%

33%

Средний уровень

25%

42%

Высокий уровень

0%

25%

 

 Результаты, показанные восьмиклассниками, жизнеутверждающие. Что касается программы по информатике, то ученики успешно овладевают метапредметными результатами. Результаты диагностики положительные: повышается количество детей, показавшие базовый уровень сформированности универсальных учебных действий; показатели низкого уровня уменьшаются.

С моей точки зрения, главным обстоятельством оказывается обучение детей рефлексивным умениям на всех этапах урока, самопроверки учебных действий, заданий.

Для формирования универсальных учебных действий на уроках использую следующие виды заданий:

  1. Личностные: подведение итога урока, творческие задания, самооценка, самоанализ и др.
  2. Познавательные: составление схем, работа с таблицами, кластер, синквейн, инсерт, ЗХУ и др.
  3. Регулятивные: взаимоконтроль, ЗХУ, работа с терминами, синквейн, ищем ошибки и др.
  4. Коммуникативные: беседа, исследование, групповая работа с презентациями, описать устно…, объяснить…, и др.

Выполненные диагностические процедуры не могут дать полный анализ универсальных учебных действий, однако создают надежный прогноз для педагога, в каких рамках надо строить учебный процесс.

Основное назначение педагогического дизайна урока информатики перевести учащегося на позицию субъекта, на личностное развитие. Надо подобрать такие приемы воздействия для детей, которые устраивали бы спокойный психологический климат, содействовали развитию его индивидуального «Я», укрепляли и создавали социально-ценностные отношения.

Чтобы подобрать оптимальные для школьника методы обучения, я продиагностировала детей по темпераменту, восприятию, мышлению.

Дети могут плохо учиться, могут не хотеть учиться даже при хороших интеллектуальных возможностях из-за отсутствия мотивации. Поэтому стараюсь использовать методы развития познавательного интереса детей.

Урок можно считать несостоявшимся, если в определённый момент не почувствуешь психическое состояние ученика, его мотивы поведения. Моя педагогическая деятельность создает условия для улучшения мотивации учащихся, правильного формирования личности, благоприятного климата обучения.

Учителю пора задуматься о том, что именно сегодня дети ждут совершенно новых уроков, уроков XXI века. Я решила, что мне необходимо найти нужные приемы и методы для своего предмета, создать свой «педагогический дизайн» урока. Именно в исследовательской работе я показала, как сформировать систему знаний и почувствовала новизну в своей работе.

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков в урочное и внеурочное время стало развитие способности ученика самостоятельно определять учебные цели, проектировать пути их реализации, проверять и оценивать свои достижения, иначе говоря – «учусь учиться».

В жизнь учителя вникло понятие «универсальные учебные действия» - термин для современных условий к эффективности образовательного процесса. Основами «умения учиться» становится целенаправленная работа педагога в развитии личности ребенка, предметом установления и оценки его достижений.

Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

    

Cписок использованных источников

  1. Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. – М.:УРАО, 1999-243 с.
  2. Там же
  3. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. (современная технология). Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 112 с.
  4. Там же
  5. Там же
  6. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. – 150 с.
  7. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли». М.:Просвещение, 2010. 159 с.
  8. Бардин К.Б. Как научить детей учиться. М., 2000 г.
  9. Заир-бек С.И. Основы педагогического проектирования: Учебное пособие – СПб., 1995 г
  10. Муштавинская И.В. Технология критического мышления: научно-методическое осмысление// Методист – 2002 г. №2.
  11. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. М., 2006 г
  12. Хаяперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 126 с.
  13. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
  14. www pedagogical.freenet.kz/technology
  15. http://vio.uchim.info/Vio_site/cd_site/Articles/archive.htm
  16. http://www.pandia.ru/text/77/339/93069.php
  17. http://cor.edu.27.ru/dlrstore/b7833e4c-35c6-40c4-a75e
  18. http://standart.edu.ru/
  19. http://www.school2100.ru/
  20. http://www.zankov.ru/news/new/article

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

«Педагогический дизайн урока информатики и ИКТ как средство формирования универсальных учебных действий УЧАЩИХСЯ»

 

 

 

 

Автор: учитель информатики и ИКТ

Килина Татьяна Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Педагогический дизайн известен с 1980 года в области программирования, учебных, методических комплектов и электронных учебников. Российские разработчики создают различные учебные материалы по технологии «педагогического дизайна».

     Если обратиться к английскому словарю, то «педагогический дизайн» звучит как «instructional design», что значит образовательный, воспитательный, учебный - план, замысел, намерение. Перевод дает понимание того, как можно рассматривать словосочетание «педагогический дизайн».

     За основу моего исследования я взяла книги А.Ю. Уварова «Электронный учебник: теория и практика», М.М.Поташника «Как подготовить и провести открытый урок», А.Г.Асмолова и др. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли». Мною изучены работы педагогов Т.И.Шубиной, Д.Б.Эльконина, Л.Г.Петерсон, М.М.Поташника, И.Н.Корбаковой и др. Проанализировала в различных источниках вопросы психофизиологического развития детей.

     Для меня идея и замысел педагогического дизайна уроков актуален по нескольким причинам:

     Во-первых, проанализировать содержательную сторону урока. В кабинете информатики всего 5 компьютеров (это значит – 1 компьютер приходится на 8 учеников с 8 по 11 классы), качество вычислительной техники у большинства детей несравнимо выше школьной. Поэтому мне надо так спроектировать и разработать урок, чтобы учащимся на уроке было ценностно, познавательно, интересно. Технология педагогического дизайна помогает полно изложить информацию и увидеть детей в центре педагогического процесса.

     Во-вторых, осуществить системный подход в построении учебного процесса, выстроить диагностические, познавательные, исследовательские цели урока, связать между собой задачи обучения, развития и воспитания.

     В-третьих, применение технологии критического мышления.

     В-четвертых, организовать учебный процесс на уроке так, чтобы учащимся гарантировать компетенцию «научить учиться».

     Я считаю, что моя система работы, созданная по технологии Уварова А.Ю., подтверждает замысел учебной деятельности учащихся на уроке. Готового ответа на волнующие меня вопросы в литературе нет.

     В Федеральном государственном образовательном стандарте сказано, что выпускник должен креативно и критически мыслить. В исследовательской работе представлены условия, стимулирующие развитие мышления учащихся.

      Практические рекомендации определены в пособии «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий» под редакцией А. Г. Асмолова. Авторами предложены ведущие типы заданий, нацеленные на усовершенствование и оценивание универсальных учебных действий учащихся 5-9 классов.

     Я считаю, что разработанные уроки информатики по технологии «педагогического дизайна», обеспечат  высокое качество преподавания информатики и ИКТ.

     Учебно-познавательный процесс как центр школьной жизни остается традиционным. К сожалению, это все тот же урок с сохранившейся типологией. И уж совсем не меняется отношение к ученику: он существует для школы, а не школа для него. Четкая последовательность изучения материала, прохождения практических заданий, контроль знаний – важный шаг педагогического дизайна. Я должна построить учебный процесс так, чтобы соблюдать «целеориентированный» и «конструктивистский» подходы.

     Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке [6, стр. 18].

     С введением Федеральных государственных образовательных стандартов работа учителя направлена не только на успех предметных образовательных результатов, но, в первую очередь на овладение универсальных учебных действий.

     Новый стандарт указывает на необходимость непрерывного профессионального развития педагогов, в том числе на необходимость освоения и использования современных образовательных технологий деятельностного типа. Основные идеи системно-деятельностного подхода находят свое отражение в концептуальных основах ряда образовательных технологий. Организовать эффективную познавательную деятельность учащихся возможно с помощью актуальных образовательных технологий.

     В соответствии с новыми требованиями планирование и проведение уроков информатики и ИКТ, решила определить с помощью элементов деятельностного, проблемного обучения и приемов технологии критического мышления. При проектировании уроков учитываю следующие моменты:

  • выбор универсальных учебных действия согласно цели урока, возрастным особенностям учащихся;
  • определение системы организации действий учащихся для формирования универсальных учебных действий;
  • использование методов разнообразных задач и средств её решения;
  • планирование рефлексии учащихся для измерения уровня освоения учебного материала и универсальных учебных действий;
  • использование методов учебных задач и ситуаций.

     В этом решении я использую, частично, технику планирования уроков по рекомендациям М.М.Поташника «Урок XXI века» (см. Приложение 9)

  1. Определение целей и задач урока:
  • Цели педагогические (обучение, воспитание, психологическое развитие учащихся) – усвоение стандартного минимума, формирование надпредметного умения, развитие психологических характеристик учащихся;
  • Цели совершенствования образовательного процесса (диагностические, когнитивные, исследовательские) – определение зоны ближайшего развития учащихся, установление результативности и эффективности ряда дидактических, методических приемов и технологических процедур, нахождение возможностей проектного, вероятностного подхода к созданию урока;
  • Цели профессионального и личностного саморазвития педагога – улучшение средств и приемов, умение планирования и проведения уроков.
  1. Выбор оптимальной дидактической структуры урока.
  2. Конструирование сценария урока.
  3. Содержание проекта урока:
  • Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (предполагает осознанное вхождение учащихся в зону учебной деятельности на уроке, девиз «Хочу, потому что смогу», «С маленькой удачи начинается большой успех»);
  • Актуализация знаний (предполагает подготовку мышления детей к проектированию деятельности, организуется подготовка к самостоятельному выполнению учебного действия);
  •  «Открытие» детьми нового знания (учащиеся продумывают проект будущих учебных действий);
  • Первичное закрепление (организация усвоения детьми нового способа действий с проговариванием во внешней речи);
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
  • Включение нового знания в систему знаний и повторение (открытие границ применения нового знания);
  • Рефлексия деятельности (оценивание учащимися собственной деятельности).
  1. Обоснование проекта урока (совершенствование прежнего опыта, заимствование и применение другого опыта, использование научных разработок, анализ методического инструментария).

     На уроках информатики и ИКТ, весьма актуальны приемы технологии критического мышления. Часть приемов позволяет сделать урок более эффективным, способствует сформировать собственную позицию, овладеть навыками работы с источниками, справочниками.

     Главная роль на уроке отводится работе с текстом: чтение, пересказ, анализ, интерпретация, дискуссия, сочинение. Для работы с материалом использую следующие методы:

  • Инсерт (помогает ученикам читать текст более внимательно, способствует лучшему запоминанию)
  •  Таблица ЗХУ (графическая организация и логико-смысловое структурирование материала)
  • ГРАФ (выделить из текста существенные признаки ключевого понятия)
  • Верные-неверные утверждения (умение прогнозировать, повышение мотивации к изучению материала)
  • Кластер
  • Синквейн
  • Мозговой штурм (активизация знаний)
  • Свободное письмо (аргументированное письмо)
  • Толстый и тонкий вопросы (взаимоопрос)
  • Карусель (групповая работа)

     Любая новизна, как известно, встречает на своем пути поддержку, принятие или возражение. Использование элементов деятельностного и проблемного обучения, приемов технологии критического мышления говорит о том, что учащиеся начинают свободно мыслить, классифицировать, анализировать учебный материал и подбирать недостающие факты, тем самым обнаруживают для себя новые знания.

     Одной из важнейших задач системы образования есть сформированность комплекса универсальных учебных действий, которые предоставляют возможность каждому ученику свободно выполнять деятельность учения, ставить цели, искать и применять методы и способы их достижения, уметь проверять и определять ценность учебной деятельности и ее результаты.

     В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения подчеркнуто, что основы формирования универсальных учебных действий должны побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию.

     Школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

     Универсальные учебные действия подразделяются на четыре вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

     Проведенные мониторинговые мероприятия выявили уровень сформированности метапредметных результатов учащихся 8 класса. Метапредметные результаты отслеживались на основе четырех блоков и в рамках следующих методик:

  1. Личностные универсальные учебные действия:
  • Методика «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» (по О.А.Карабановой).
  1. Регулятивные универсальные учебные действия:
  • Задание «Критерии оценки»
  1. Познавательные универсальные учебные действия:
  • Методика ГИТ (по М.К. Акимовой,Б.М. Борисовой, В.Т. Козловой и Г.П.Логиновой)
  •  
  1. Коммуникативные универсальные учебные действия
  • Задание «Совместное рисование», задание «Компьютерная презентация».

     Итоговый анализ метапредметных результатов рассматривался по трем уровням: первый уровень (до 50% выполнения) – низкий, второй (от 51% до 90%) – базовый, третий (от 91% до 100%) – повышенный.

     Учащиеся 8 класса показали следующие результаты сформированности универсальных учебных действий (Таблица 1) и (Приложение 10).

Таблица 1

Уровень

Май 2013

Январь 2014

1(низкий)

7 человек (58% от общего количества учащихся)

4 человека (33% от общего количества учащихся)

2 (базовый)

5 человек (42% от общего количества учащихся)

7 человек (58% от общего количества учащихся)

3(повышенный)

0 человек

1 человек (8% от общего количества учащихся)

     По итогам полученных результатов освоения универсальных учебных действий с мая 2013 года по январь 2014 года, можно сделать вывод, что низкий уровень понизился на 25%, базовый уровень повысился на 16% и 1 ученик (8%) показал уровень выше базового.

     Анализ личностных универсальных учебных действий показал, что самоопределение сформировано у 3 учеников (25%) – в мае, у 7 учеников (58%) – в январе. Показатели заметно улучшились на 33%. (см. Приложение 11).

     Регулятивные универсальные учебные действия были проанализированы в рамках оценки критерия успешности учения. Учащиеся называли следующие критерии оценивания своей работы: аккуратность – 100%, поиск информации сверх программы – 50%, аргументированность – 33%, самостоятельность – 67%, приложенные усилия – 58%. Динамика роста учеников наблюдается высокая, так как в мае 2013 года только 25% опрошенных могли справиться с данной методикой, остальная часть детей не смогли оценить свой труд (см.Приложение 12).

     Итоговый анализ познавательных универсальных учебных действий выявил следующие результаты интеллектуального развития учащихся: очень низкий уровень – 8%, низкий – 17%, близкий к нормальному – 8%, возрастная норма – 67% (см.Приложение 13).

     Результаты коммуникативных учебных действий (см. Таблицу 2) показали, что учащиеся умеют договариваться между собой, убеждать друг друга, аргументировать ответы, взаимодействовать друг с другом.  Динамика результатов в среднем выросла на 32% (см.Приложение 14).

Таблица 2

Показатели

Май 2013 г

Январь 2014

Низкий уровень

75%

33%

Средний уровень

25%

42%

Высокий уровень

0%

25%

 

     Результаты, показанные восьмиклассниками, жизнеутверждающие. Что касается программы по информатике, то ученики успешно овладевают метапредметными результатами. Результаты диагностики положительные: повышается количество детей, показавшие базовый уровень сформированности универсальных учебных действий; показатели низкого уровня уменьшаются.

     С моей точки зрения, главным обстоятельством оказывается обучение детей рефлексивным умениям на всех этапах урока, самопроверки учебных действий, заданий.

     Для формирования универсальных учебных действий на уроках использую следующие виды заданий:

  1. Личностные: подведение итога урока, творческие задания, самооценка, самоанализ и др.
  2. Познавательные: составление схем, работа с таблицами, кластер, синквейн, инсерт, ЗХУ и др.
  3. Регулятивные: взаимоконтроль, ЗХУ, работа с терминами, синквейн, ищем ошибки и др.
  4. Коммуникативные: беседа, исследование, групповая работа с презентациями, описать устно…, объяснить…, и др.

     Выполненные диагностические процедуры не могут дать полный анализ универсальных учебных действий, однако создают надежный прогноз для педагога, в каких рамках надо строить учебный процесс.

     Основное назначение педагогического дизайна урока информатики перевести учащегося на позицию субъекта, на личностное развитие. Надо подобрать такие приемы воздействия для детей, которые устраивали бы спокойный психологический климат, содействовали развитию его индивидуального «Я», укрепляли и создавали социально-ценностные отношения.

     Чтобы подобрать оптимальные для школьника методы обучения, я продиагностировала детей по темпераменту, восприятию, мышлению.

     Дети могут плохо учиться, могут не хотеть учиться даже при хороших интеллектуальных возможностях из-за отсутствия мотивации. Поэтому стараюсь использовать методы развития познавательного интереса детей.

     Урок можно считать несостоявшимся, если в определённый момент не почувствуешь психическое состояние ученика, его мотивы поведения. Моя педагогическая деятельность создает условия для улучшения мотивации учащихся, правильного формирования личности, благоприятного климата обучения.

     Учителю пора задуматься о том, что именно сегодня дети ждут совершенно новых уроков, уроков XXI века. Я решила, что мне необходимо найти нужные приемы и методы для своего предмета, создать свой «педагогический дизайн» урока. Именно в исследовательской работе я показала, как сформировать систему знаний и почувствовала новизну в своей работе.

     Вместо простой передачи знаний, умений, навыков в урочное и внеурочное время стало развитие способности ученика самостоятельно определять учебные цели, проектировать пути их реализации, проверять и оценивать свои достижения, иначе говоря – «учусь учиться».

     В жизнь учителя вникло понятие «универсальные учебные действия» - термин для современных условий к эффективности образовательного процесса. Основами «умения учиться» становится целенаправленная работа педагога в развитии личности ребенка, предметом установления и оценки его достижений.

     Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

    

 

 

список использованных источников

 

1. Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. – М.:УРАО, 1999-243 с.

2. Там же

3.  Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. (современная технология). Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 112 с.

4. Там же

5. Там же

6. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. – 150 с.

7. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли». М.:Просвещение, 2010. 159 с.

8. Бардин К.Б. Как научить детей учиться. М., 2000 г.

Заир-бек С.И. Основы педагогического проектирования: Учебное пособие – СПб., 1995 г

9. Муштавинская И.В. Технология критического мышления: научно-методическое осмысление// Методист – 2002 г. №2.

10. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. М., 2006 г

11. Хаяперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 126 с.

12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

www pedagogical.freenet.kz/technology

http://vio.uchim.info/Vio_site/cd_site/Articles/archive.htm

http://www.pandia.ru/text/77/339/93069.php

http://cor.edu.27.ru/dlrstore/b7833e4c-35c6-40c4-a75e

http://standart.edu.ru/

http://www.school2100.ru/

http://www.zankov.ru/news/new/article

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано: 25.04.2016