Развитие грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Коробейникова Алла Георгиевна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 12»

Населенный пункт: Пермский край, г. Чернушка

Сейчас уже никого не нужно убеждать в том, насколько важно развивать речь детей. Все мы понимаем, что уровень культуры речи во многом определяет его личную и профессиональную судьбу. А это, особенно в наше время, уже не только личное дело. От уровня культуры речи детей зависит будущее нашего языка, который переживает сейчас очень трудный этап в своем развитии. В этом смысле совершенствование речи каждого ребенка становится общественно необходимым делом. К большому сожалению, количество детей, в том числе и говорящими не правильно, год от года не уменьшается, а растет.

Речь – это, почему в первую очередь судят о развитии ребенка, потому что речь неразрывно связана с мышлением.

Если дошкольник умеет хорошо говорить, это значит, что он:

-достаточно свободно для своего возраста ориентируется в окружающем мире;

-умеет думать, способен понятно выражать свои мысли и отстоять свое мнение;

-легко устанавливает контакты с другими детьми и взрослыми.

Речь не является врожденной способностью и не передается по наследству, речь ребенка формируется в процессе общения с  взрослыми и сверстниками.

Формирование грамматически правильной речи  осуществляется двумя путями: в обучении на занятиях  и в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.

Специально организованные нами игры - занятия по формированию грамматически правильной речи строятся, как естественное взаимодействие взрослого с детьми, имеют свободную организацию (расположения в пространстве, разнообразие поз, свободное перемещение и т.д.) Дети участвуют в них добровольно, а мы стараемся поддерживать инициативные высказывания детей, их разговоры, вопросы, обращения к воспитателю. Также, приглашая детей  небольшими подгруппами, организуем игры с раздаточным материалом, вовлекаем в деятельность малоактивных и застенчивых детей.

Основным методом нашей работы является игра, ведь игра  основной вид деятельности детей. Игра для ребенка, это и есть сама жизнь, а дидактическая игра – одна из форм обучаемого воздействия педагога на ребенка. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели.

Так как игра является основной деятельностью дошкольника, то воспитателю необходимо знать, как проводить игру, а так же, как создать условия для самостоятельных игр. Для реализации этой цели в группе существует центр речевой активности, где дети могут использовать для рассматривания альбомы, иллюстративный материал, фотографии, игрушки, дидактические игры, напоминающие им о данной теме. Дидактические игры, используемые нами, очень разнообразны. Например, в  дидактической игре «Дай задание игрушкам», ребенок употреблял глаголы в повелительном наклонении (Самолет, лети; кукла, пей!), или в игровой ситуации: «Я лечу на самолете!», «Я пью чай!». В игре «Чудесный мешочек» дети развивали связную речь, обогащали словарь, согласовывали существительное с другими частями речи. В игре дети использовали знакомые игрушки. Нужно было не только назвать игрушку и внимательно ее рассмотреть, но и описать ее качества и сказать, как можно с ней играть. Ребенок в этой игре использовал разные части речи, учился словом обозначать признаки предметов, действия с предметами.

В дидактических играх: «Кто что нарисовал?», «Доктор Айболит» дети упражнялись в употреблении существительного в винительном падеже. (мальчик нарисовал елочку; Айболит лечит лису)

Многие игры мы сделали своими руками. Все старались сделать ярким, привлекательным для детей.

Кроме того, наши дети любят игры – превращения. В играх дети превращаются в разных животных, имитируют их звукоподражания, называют их детенышей и взрослых животных в единственном и множественном числе.

В дидактических играх и упражнениях применялись такие приемы, как сопряженная, отраженная речь, речевой образец, исправления, подсказ.

Вопросы: Зачем? Как?  Почему? Когда? Требуют от детей развернутого высказывания.

Дидактические игры: «Что куда? «Поручения» «Где положишь – там возьмешь» и др. учат детей употреблять предлоги : «в», «из», «на»

Дидактическая игра: «Это чье?» научила детей использовать в речи местоимения (мое ведро, моя кукла).

Через игру «Стиральная машина»  у детей обогатился словарь по теме «Одежда», дети научились согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе. Научились составлять простые предложения (Я буду стирать синее платье.)

Игра «Закрепи прищепку» - обогащает словарь детей по темам «Дикие животные»,  «Времена года»… Дети учатся строить простые предложения (время года –зима; зима – снежная, морозная,)

Через дидактические игры: «Что изменилось?», «Устроим кукле комнату» учили детей согласовывать слова в роде, числе, падеже; образовывать множественное число ( не хватает стульев, чашек)

Упражнение «Скажи ласково» хорошо применять на употребление существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами «ик», «ок», «ичк». Например, говорю стол, а они – столик и т.д.

Итак, в заключение хочется сказать, что в дидактических играх у детей поднимается интерес, обогащается словарь, речь становится грамматически правильной, а формирование грамматической стороны речи – постоянный непрерывный процесс. Важнейшим условием его формирования является практика речевого общения. Таким образом, работая системно по этому направлению, мы достигли основного: большинство детей нашей группы слышат речь и правильно говорят.

Опубликовано: 24.02.2016