Психологическая экспертиза образовательной организации как перспективное направление экспертной деятельности

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Маняхина Ольга Викторовна

Организация: СГПИ

Населенный пункт: Ставропольский край, г. Ставрополь

Объективная необходимость в проведении  экспертизы возникает тогда, когда человек и социальные институты сталкиваются с такой проблемой, которую невозможно неразрешить стандартными или  прежними средствами. Основными причинами обращения к процедуре  проведения экспертизы также являются необходимость получения комплексной характеристики изучаемого явления, а так же многогранность оцениваемой ситуации. Метод экспертизы является важнейшим элементом анализа образовательной среды. Работы, которые ведутся в области экспертизы образовательной среды с целью осуществления мониторинга и получения более ясного представления о потенциале ее организационного развития представляют собой перспективное направление для исследований, а также вызывают большой интерес у руководителей образовательных учреждений и педагогов. Экспертиза образовательного учреждения может включать в себя три блока: анализ формальных результатов, анализ динамики развития учащихся и анализ психолого-социальной организации образовательной среды. Последнее направление экспертизы образовательной среды на данном этапе разработки носит инновационный характер и не имеет еще достаточного методического оснащения, поэтому именно здесь для исследователя открывается большое поле эксперимента [1].

Традиционная система оценки эффективности образования ориентировалась, прежде всего, на такой показатель успешности обучения, как отметки по предметам. Современные представления об эффективности образования связывают с оценкой показатели не столько обученности, сколько психического развития, проявления креативности в процессе осуществления педагогической деятельности [6].

Проблема экспертизы в сфере образования находится в центре внимания исследователей, однако по сравнению с другими областями (такими как юриспруденция, здравоохранение и др.), образование является относительно новой и не вполне освоенной сферой приложения экспертной деятельности. Значимой становится задача изучения и определения путей комплексной психологической оценки качества образовательной среды, характера условий, влияющих на позитивное личностное и профессиональное развитие ее субъектов. Решение проблемы связано с разработкой научно обоснованного содержания и технологического обеспечения психологической экспертизы образовательной среды.

С тех пор как образовательная среда стала объектом психологических исследований, экспертизе подвергаются образовательные проекты, программы развития образования, нормативно-правовые документы, педагогическая деятельность учителей, инновационные разработки, авторские программы и учебно-методические комплексы. В исследованиях, посвященных различным аспектам экспертизы в образовании, образовательная среда рассматривается как категория, характеризующая развитие ребенка, проблемной областью которой является определение критериев ее эффективности. В ряде работ в качестве основного критерия эффективности рассматривается уровень психического развития учащихся в интеллектуальной и личностной сферах [7]; анализируются выделенные конкретные аспекты образовательной среды; осуществляется оценка образовательной среды с точки зрения ее эффективности как социальной системы; анализируется потенциал ее организационного развития [8]; определяется эффективность процесса обучения и развития учащихся посредством той или иной образовательной технологии [6], выявляется качество инновационных изменений, заложенных в образовательную программу. Анализ работ, посвященных проблеме экспертизы в области образования, позволяет выделить два подхода к оценке образовательной среды: диагностический, опирающийся на использование пакета психодиагностических методик, адресованных отдельным участникам экспертизы, и экспертный, базирующийся на использовании определенного набора оценочных суждений как участников образовательного процесса, так и экспертов [2].

Современным перспективным направлением экспертной деятельности в образовании является гуманитарная экспертиза, понимаемая как оценка обоснованности преследуемых целей, целесообразности планируемой или осуществляемой деятельности, ее оправданности широким социально-культурным контекстом общественной жизни, прежде всего - перспективой благополучия людей как личностей.

Анализ современных условий образовательной среды позволяет нам рассматривать ее как психолого-педагогическую реальность, содержащую специально организованные условия для формирования личности и возможности для ее развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, сущностью которой является совокупность взаимодействий и личностных особенностей участников образовательного процесса, особенностей содержания образования, способов его усвоения, а также такой характеристикой как «историко-культурный компонент». В образовательной среде тесно переплетены объективные и субъективные условия и предпосылки для развития, что приводит к необходимости глубже анализировать именно субъективную (психологическую) составляющую, которая и является предметом психологической экспертизы. Методологические предпосылки к реализации этой задачи мы находим в трудах Л.С. Выготского[3], который отмечал, что главный недостаток теоретических и практических исследований среды состоит в том, что среду изучают исключительно в ее абсолютных (или объективных) показателях. Одним из центральных методологических положений, лежащих в основе теоретической разработки концепции психологической экспертизы образовательной среды, является идея Л. С. Выготского, что для понимания особенностей развития индивида важна не сама объективная ситуация, а то, как он переживает эту ситуацию [3]. Иными словами, среда определяет поведенческую реакцию человека через его переживание этой среды.

Проведенный теоретический анализ образовательной среды как объекта психологической экспертизы позволил И.А. Баевой [1] предложить структурно-функциональную модель образовательной среды, имеющую пятикомпонентный состав:

- пространственно-предметный компонент образовательной среды (архитектурно-эстетические, предметные, материальные условия; помещения, оборудование, материалы; материально-техническое оснащение занятий и др.);

- организационно-управленческий компонент образовательной среды (компетентность и управленческая культура администрации образовательного учреждения и т. п.);

- психодидактический компонент образовательной среды (содержание обучения, методы обучения и т. д.);

- социально-психологический компонент образовательной среды (система взаимоотношений, деятельностно-коммуникативных актов и процессов взаимодействия участников образовательной среды);

- субъектный компонент образовательной среды (личностные, возрастные, психофизиологические и другие особенности субъектов образовательной среды) [2].

Данная структура позволяет рассматривать образовательную среду как диалектическое единство связанных между собой и взаимообусловленных компонентов, каждый из которых имеет психологическую составляющую. Такой подход является оптимальным для дальнейшей разработки теоретической модели психологической экспертизы образовательной среды [4].

Целями психологической экспертизы образовательной среды являются: анализ образовательной среды с точки зрения предоставляемых ею условий и возможностей для личностного развития субъектов образовательного процесса; обеспечение психологически комфортной, безопасной, развивающей образовательной среды (через создание устойчивых механизмов сотрудничества, закрепленных в организационной культуре учреждения и форм взаимодействия); гуманизация средств и способов воспитательного воздействия на развивающуюся личность и ее защита от деструктивного воспитательного (социального) и психологического влияния. Развивающая и защитная функции психологической экспертизы в рамках гуманитарного подхода являются системообразующими.

Специфика психологической экспертизы обусловлена принадлежностью образования к сфере гуманитарного знания и деятельности человека, следовательно, приоритет должен отдаваться гуманитарным технологиям ее создания, эти же принципы должны применяться и в вопросе подбора экспертов. Психологическая экспертиза в полной мере учитывает специфику исследования в гуманитарной сфере научного знания (где мир представлен человеку смысловым образом как ценностная сущность, подлежащая пониманию и истолкованию) и предполагает специфический тип коммуникации, требующий не только профессиональной методологии, но и особых качеств личности эксперта, связанных с гуманитарной методологией.

Таким образом, множественность субъектов управления образовательными практиками и различие стоящих перед ними задач определяют многоуровневый характер психологической  экспертизы.

В отличие от психологической диагностики, опирающейся в основном на стандартизированные психодиагностические методики, психологическая экспертиза опирается главным образом на метод экспертных оценок. В настоящее время складываются различные подходы к определению содержания и методов психолого-педагогической экспертизы и проектирования образовательной среды.

Экспертный подход к оценке образовательной среды, как правило, нацелен на комплексный анализ ее развивающих возможностей. Ряд авторов утверждает, что именно развивающая функция психологической  экспертизы является системообразующей: «Назначение экспертизы в образовании как особого способа изучения образовательных процессов и явлений и заключается именно в том, чтобы служить средством такого самопознания, рефлексии его развития» [5].

Общий обзор подходов к экспертизе образовательной среды убеждает в необходимости дальнейшей разработки ее психологической составляющей. Важнейшее значение для разработки экспертной процедуры приобретает определение содержательных оснований качества образовательной среды. Такие данные существенно дополнят систему оценки качества образования, сделают ее более сбалансированной в отношении образовательной среды каждого учебного заведения, а в итоге - и системы обучения и воспитания в целом.

 

Список литературы:

  1. Баева, И.А., Лактионова Е.Б. Экспертиза психологической безопасности образовательной среды / И.А. Баева // Народное образование, 2009. № 2. С. 273-277.
  2. Баева, И. А., Психологическая безопасность образовательной среды: Учеб. пособие / И.А. Баева, Е.Н.  Волкова, Е.Б. Лактионова под ред. И. А. Баевой. М.: Экон-Информ, 2009. 248 с.
  3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005
  4. Иванов Д. А. Экспертиза в образовании. Учебное пособие. М., 2008.
  5. Лактионова Е.Б. Аналитический обзор основных подходов к психологической экспертизе образовательной среды / Е.Б. Лактионова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №68. - С. 18-30.
  6. Лебедева В. П., Орлов В. А, Панов В. И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика. 1996. № 6.
  7. Мкртчян Г. А. Психолого-педагогическая экспертиза инноваций в образовании // Вестник ННГУ. Сер. Инновации в образовании. 2005. Вып. 1.
  8. Слободчиков В. И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. 2001. № 4.
Опубликовано: 14.02.2016