Коммуникативная цель обучения грамоте, русского языка и литературы в единой системе

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Арипова Ольга Николаевна

Организация: МОУ СШ №43

Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волгоград

Коммуникативная цель обучения становится одной из ведущих целей и выступает  как интегрирующая основа для объединения уроков обучения грамоте, русского языка и литературы в единую систему.

Речевое общение становится ведущей линей всего курса. Изменилась и системообразующая основа курса: содержание развертывается не в логике науки о языке, а в развитии коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Именно деятельностный подход связывает в единое целое языковое и речевое содержание курса (мотив – цел, замысел, ориентировка, планирование, реализация, контроль). Главным средством организации основных подходов нового курса является речь. Коммуникативная направленность используется в широком смысле как общение. Практически на каждом уроке дети учатся  общаться, знакомятся с основами культуры общения, учатся соблюдать нормы речевого поведения (речевого этикета).

В I классе основное внимание уделено работе над словом. В учебнике представлены все три линии работы по развитию речи.

  • Работа над словом;
  • Работа над словосочетанием и предложением;
  • Работа над связной речью.

Чтобы ребенок захотел общаться со своими одноклассниками и учителем, надо прежде всего создать ему условия, вызывающие потребность в общении. Нужно «приглашать» детей высказывать свое мнение.

- Как тебя будут звать, когда ты вырастешь большим?

- Есть ли у тебя лохматый или пернатый друг? Какой он? Что любит делать?

Потребность в общении вызывается и через организацию естественной деятельности детей. В учебнике много заданий вида: слушаем, объясняем, пишем письмо, пишем заявку на телевидение, подписываем конверты, репетируем, разыгрываем сценки.

Несомненно, задания такого рода стимулируют потребность в общении, способствуют развитию речи.

Не менее важным фактором развития речи детей является речевая (языковая) среда, образец правильной литературной речи.

Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тоне вежливости, доброжелательности, взаимного внимания,  а все и облегчает взаимопонимание между людьми.

Именно через слово человек впервые узнает, о том чего еще невидели его глаза, перед ним раскрывается целый мир. Дети начинают работу над словом и из урока в урок продолжают открывать для себя мир родного языка.

Опубликовано: 07.02.2016