Коммуникативная цель обучения грамоте, русского языка и литературы в единой системе
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Арипова Ольга Николаевна
Организация: МОУ СШ №43
Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волгоград
Коммуникативная цель обучения становится одной из ведущих целей и выступает как интегрирующая основа для объединения уроков обучения грамоте, русского языка и литературы в единую систему.
Речевое общение становится ведущей линей всего курса. Изменилась и системообразующая основа курса: содержание развертывается не в логике науки о языке, а в развитии коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Именно деятельностный подход связывает в единое целое языковое и речевое содержание курса (мотив – цел, замысел, ориентировка, планирование, реализация, контроль). Главным средством организации основных подходов нового курса является речь. Коммуникативная направленность используется в широком смысле как общение. Практически на каждом уроке дети учатся общаться, знакомятся с основами культуры общения, учатся соблюдать нормы речевого поведения (речевого этикета).
В I классе основное внимание уделено работе над словом. В учебнике представлены все три линии работы по развитию речи.
- Работа над словом;
- Работа над словосочетанием и предложением;
- Работа над связной речью.
Чтобы ребенок захотел общаться со своими одноклассниками и учителем, надо прежде всего создать ему условия, вызывающие потребность в общении. Нужно «приглашать» детей высказывать свое мнение.
- Как тебя будут звать, когда ты вырастешь большим?
- Есть ли у тебя лохматый или пернатый друг? Какой он? Что любит делать?
Потребность в общении вызывается и через организацию естественной деятельности детей. В учебнике много заданий вида: слушаем, объясняем, пишем письмо, пишем заявку на телевидение, подписываем конверты, репетируем, разыгрываем сценки.
Несомненно, задания такого рода стимулируют потребность в общении, способствуют развитию речи.
Не менее важным фактором развития речи детей является речевая (языковая) среда, образец правильной литературной речи.
Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тоне вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, а все и облегчает взаимопонимание между людьми.
Именно через слово человек впервые узнает, о том чего еще невидели его глаза, перед ним раскрывается целый мир. Дети начинают работу над словом и из урока в урок продолжают открывать для себя мир родного языка.