Формы взаимодействия с родителями по развитию речи в условиях дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Комарова Татьяна Юрьевна

Организация: МБДОУ ЦРР детский сад №64 «Искорка»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол

Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для роста и развития личности ребенка. Именно в этом возрасте формируются все психические процессы в организме. Речь не является исключением, ведь ребенок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок овладел этим навыком. А взрослые должны всячески помогать ребенку, чтобы его речь развивалась правильно и своевременно. Поэтому одним из основных  направлений работы дошкольного учреждения  в условиях ФГОС является развитие речи детей. Речь современных детей образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями – явление очень редкое. Наблюдения логопедов и педагогов образовательных учреждений, сделанные за последние несколько лет, свидетельствуют об увеличении количества дошкольников с различными речевыми нарушениями. Дети усваивают родную речь, подражая разговорной речи окружающих. Педагоги дошкольных учреждений немало внимания уделяют речевому развитию детей. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Развитие речи  дошкольника в дошкольном учреждении (в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами Дошкольного образования (ФГОС ДО)) включает в себя:

  1. владение речью как средством общения и культуры;
  2. обогащение активного словаря;
  3. развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  4. развитие речевого творчества;
  5. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  6. знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  7. формирование звуковой анаплитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Развитие связной речи является основной задачей речевого воспитания дошкольников. Именно в связной речи реализуется главная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного роста дошкольника. Под связной речью мы предполагаем обстоятельное изложение информации, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это признак общей речевой культуры человека. Поэтому определение тенденций и условия развития речи у детей относится к числу главных педагогических задач. Методика развития связной речи содержит в себе не только обучение дошкольника навыкам логической передачи собственных мыслей, но и обогащению его словарного запаса. Основными «инструментами» развития связной речи являются: сказки; дидактические игры; театрализованные игры. В Федеральных требованиях определено, что образовательная деятельность, осуществляется в ходе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также во время режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ. Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, усиление ее превентивных аспектов, использование педагогического потенциала специалистов ДОУ и родителей. Включение родителей в педагогический процесс считается важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Установлено, что образовательно-воспитательное влияние представляет собой два взаимосвязанных процесса – организации различных форм помощи родителям и  непосредственной содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию и развитию дошкольника обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и дошкольным учреждением, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна образовательная  программа не может дать удовлетворяющих требованиям федерального стандарта результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе. Овладение дошкольниками речевыми навыками успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в детском саду, но и в семье. В условиях развития современного общества, когда молодые семьи ориентированы на материальное благополучие и карьерный рост, дети мало проводят времени с родителями (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. По мере взросления ребенка, родители беспокоятся о развитии его творческого потенциала, мышления, логики и иногда не обращают внимания на такую не менее важную тонкость, как формирование связной речи. Часто родители думают, что дети, наблюдая за ними, самостоятельно научатся связно излагать свои мысли. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку по развитию речи в сочетании с правильным использованием рекомендаций педагогов и специалистов детского сада на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.

Для того, чтобы выяснить степень осведомленности родителей по представленной проблеме, мы провели анкетный опрос. С помощью анкетирования были получены следующие результаты: 61 % родителей не представляют, какую работу по развитию речи проводят воспитатели дошкольного учреждения; 73 % родителей считают, что работа по развитию речи это забота воспитателей; 32 % родителей считают, что работа по развитию речи производится совместно воспитателями и родителями; 71 % родителей не имеют знаний в области развития речи, основываются на свой жизненный опыт; 73% очень редко читают своим детям литературные произведения (реже 2 – 3 раз в неделю).

Проанализировав данные ответов, мы определили проблемное поле и составили план взаимодействия с родителями, направленный на формирование правильного речевого развития ребенка в семье. Одной из форм работы с родителями, направленной на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, стало проведение родительского собрания на тему: «Роль семьи в развитии речи дошкольников». Целью данного собрания было – донести до родных, какую роль они играют в ходе формирования коммуникативных навыков ребенка. В ходе собрания мы выяснили, какие вопросы интересуют родителей и наметили пути решения этих вопросов. Одной из проблем является отсутствие опыта и не знание элементарных упражнений на развитие речевого аппарата. Мы разработали практические рекомендации родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определенных звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала. В раздевалке нашей группы мы оформили информационный стенд по речевому воспитанию. Первой информацией размещенной на нем стала консультация для родителей  «Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста в условиях ФГОС».

В наших планах проводить индивидуальные консультации по вопросам, интересующих родителей, рекомендовать им необходимую литературу для чтения детям дома. Так же в приемной нашей группы мы размещаем информацию по развитию речи в рамках непосредственной образовательной деятельности, режимных моментах в течение недели. Следующая форма работы с родителями – дни открытых дверей. В эти дни родители получат возможность увидеть непосредственно-образовательную деятельность воспитателя с детьми, в процессе которой мы покажем, чем и как следует заниматься с ребенком, как использовать практический материал дома во время игр. Мы составили рекомендации родителям, как правильно организовать деятельность по развитию речи ребенка в семье: рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства; рассказывать о своей работе; показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве, рассказывать о их свойствах; рассматривать и наблюдать с ребенком различные объекты и явления природы в разные времена года; ходить с детьми на экскурсии; объяснять ребенку требования, связанные с его безопасностью;  собственными действиями и поступками демонстрировать бережное отношение к животным, к представителям животного мира, другим людям;  заучивать с ребенком стихотворения и т.д. В своей работе мы планируем проводить совместные досуги. Эта форма работы поможет установить теплые неформальные отношения между воспитателями и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми, способствует повышению педагогической культуры родителей и обогащению словаря детей. К совместным досугам относят: литературные вечера; фольклорные праздники;  ярмарки; и другие. Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, – все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи. Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно. От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Задача детского сада – вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи. Для этого можно использовать различные формы работы.

 Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в разговор с окружающими, он может понятно выражать свои мысли, желания, задавать вопросы, делиться впечатлениями. И, наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с окружающими. Поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели родной речью.

 

Литература

  1. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.
  2. Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет. // Ребенок в детском саду 2002, № 2.
  3. Ельцова О.М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с.
  4. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем. – М., ООО «ТЦ Сфера», 2005.
  5. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей /С.И.Поздеева// Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

 

Опубликовано: 03.01.2016