Личностное развитие дошкольников в процессе физического воспитания

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Марилова Светлана Александровна

Организация: ГККП «Ясли-сад №96» ЦГР «Радуга»

Населенный пункт: Республика Казахстан, г. Павлодар

Многие прогрессивные деятели науки (Сеченов И.М., Павлов И.Л., Лесгафт П.Ф и другие) утверждали, что физическое и психическое выступают в человеке в единстве и во взаимосвязи, поэтому соответствующая организация двигательной деятельности может стать фактором формирования личности в целом.

Личность – это целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения или общественных форм сознания и поведения. В ней выражена сила индивидуализированных всеобщих устремлений, потребностей и целей, творческое начало, готовность и умение создавать новое.

Дошкольный возраст – это период первоначального складывания личности, период развития личностных механизмов поведения. Главная цель развития личности – реализация ребёнком своего «Я», а также переживания себя в качестве социального индивида – успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду.

Очень важно совмещать и грамотно использовать физическое и психологическое развитие ребёнка.

«Воздействуя на телесное комплексом специфических средств и методов, физическая культура также оказывает влияние на интеллектуальную, эмоциональную, духовную сферы личности в силу единства взаимной обусловленности функционирования материальных и духовных начал в человеке» (Визитей Н.Н).

Движение, даже самое простое, даёт пищу детской фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребёнка, которую учёные рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности.

Важнейшая особенность творчества дошкольника – насыщенность яркими, положительными эмоциями, благодаря чему оно обладает большой притягательной силой и ведёт к развитию новых мотивов деятельности, формирующих эвристическую личность. Двигательное творчество раскрывает ребёнку моторные характеристики собственного тела, учит относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования.  Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети в воображаемую ситуацию, через движение тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции.

Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения, которые всегда интересны детям, они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач.

Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей человека – в здоровом образе жизни. Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддаётся воздействиям окружающей среды. У детей укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим.

Чем скорее ребёнок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее у него сформируется важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне жизни.

В дошкольном возрасте начинает складываться самооценка – наиболее сложный продукт развития сознательности ребёнка, проявляющейся в оценке личности самого себя. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость. Оценочное суждение дошкольников непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно педагога.

В сложных действиях проявляется воля ребёнка. Действенными факторами воспитания воли дошкольника могут служить условия, побуждающие к преодолению трудностей. Особенно ценным в этом отношении являются подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении требуется выполнять волевые усилия для преодоления растущего физического и эмоционального напряжения. Большое значение имеют применения методов стимулирования волевых усилий, контроль и учёт степени развития волевых качеств.

Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребёнка. Прежде всего, она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребёнка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований в действиях. Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего невозможно достичь умения видеть другого, действовать с ним. Взаимная ответственность обеспечивает ребёнку возможность самоутверждения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества. Исследования показывают, что движение – наиболее предпочитаемая детьми форма обучения. Например, такие пространственные понятия как  высоко – низко, далеко – близко, лево – право, дети лучше усваивают, совершая соответствующие действия: высоко подпрыгнуть, низко наклониться, далеко бросить мячик.

Усвоение нового требует от ребёнка определённых физических и психических усилий, преодоление трудностей. Обучение требует у ребёнка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти: эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный отклик; образной – при восприятии наглядного образца движений педагога и выполнения упражнений детьми; словесно-логической – при осмыслении задач и запоминании последовательности выполнения всех элементов упражнения, содержания, и действия в подвижной игре и самостоятельного их выполнения; двигательной – моторной – в связи с практическим выполнением упражнений самими детьми; произвольной, без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений.

Таким образом, в процессе обучения движениям у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности.

Всё это во взаимосвязи является осуществлением комплексного подхода к процессу обучения, который содействует формированию всесторонне развитой личности.

В дошкольном возрасте особенно важно развитие и активизация познавательных и других равнонаправленных характеристик восприятия ребёнком мира. Рассмотрим особенности развития внимания у дошкольника. Развитость внимания обладает высокой значимостью в различной деятельности  дошкольника, в том числе и в физкультурной – ориентация на слова и указания инструктора – педагога. Устойчивость внимания существенно повышается, если ребёнок активно взаимодействует с объектом, например, рассматривает его и изучает, а не просто смотрит. Так, например, детям просто необходимо дать возможность как можно больше пользоваться предлагаемыми для занятий спортивными снарядами.

Большую значимость при восстановлении образов используемых на занятиях физической культурой у дошкольников имеет развитость воображения. Особенность воображения состоит в том, что оно позволяет принимать решение и находить выход из проблемной ситуации даже при отсутствии знаний, которые в таких случаях необходимы мышлению. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и представить себе конечный результат. В случае, когда ребёнку в ходе занятий физической культурой для выполнения того или иного упражнения важно восстановить тот или иной образ важны практически все виды воображения.

Наблюдательность – один из важнейших компонентов интеллекта человека. Тренировка способности наблюдать должна проводиться в тесной связи с развитием памяти и мышления, а также одновременно с формированием познавательных потребностей ребёнка, элементарной формой проявления которых является любопытство и любознательность.

Включение мыслительных действий в процесс двигательной активности и манипуляция со спортивно-игровым оборудованием, способствует развитию мышления. Операции анализа, синтеза, сравнения, нахождения сходства и различия в объектах, классификации, обобщение насыщают каждое физкультурное занятие. Например, преодолению полосы препятствий предшествует задание, подобрать инвентарь, соответствующий данному признаку (форме, цвету, назначению) или расставить его в соответствии со схематическим изображением, предложенным педагогом.

Таким образом, физическое воспитание является важным фактором формирования личности ребёнка. Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия.

Практическая часть.

Именно через игру и общение дети узнают мир со всеми его сложностями, усваивают систему взаимоотношений, развиваются, формируются как личности. Мы в своей работе используем множество игр, сохраняя физическое и психическое здоровье детей.

Например, обращаясь к возможностям арт-терапии, мы учитываем особенности психики и физического состояния наших детей. Особый интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей игры с красками, когда можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками рук и ног, пяточками, косточками, ракушками, пуговицами.

Большое разнообразие пуговиц позволяет нам использовать их для коррекционных и развивающих игр. Упражняясь с пуговицами ребёнок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; усидчивость и произвольность психических процессов, аудиальный, визуальный, кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделал.

В коррекционно-развивающей работе  с пуговицами проводим различные игры и упражнения.

Например:

Наполнить широкую ёмкость различными пуговицами так, чтобы ребёнок мог погрузить руки в «пуговичное море». Начинаем пуговичный массаж.

  1. Упражнения для рук. Погладить пуговичную поверхность, периодически погружая руки в пуговицы и захватывая как можно больше пуговиц в каждую ладошку. Поднять руки над поверхностью ёмкости и постараться высыпать пуговицы по одной.
  2. Упражнения для ног. 1. Захват пуговиц пальцами обеих ног одновременно. 2. Опустив ступни в пуговицы, «сверлить» пяткой ямку.
  3. Поочерёдно каждой ногой выкладывать пуговицы друг на друга, как будто наклеивая.

Используя пуговицы для кинезиологических упражнений, мы развиваем умственные способности и физическое здоровье ребёнка. Применение определённого комплекса упражнений с пуговицами позволяет улучшить у ребёнка память, внимание, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Игра: «Трудно» - детям предлагается поймать палочку локтями, коленями, ступнями.

Упражнение: «Напиши» - детям предлагается написать слово, при этом крутить носком правой, левой ноги.

Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.

 

 

Опубликовано: 17.12.2015