Инновационные образовательные технологии на уроках математики в средней и старшей школе

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Симакова Наталия Сергеевна

Организация: МБОУ Дединовская ШИСОО

Населенный пункт: Московская область, с. Дединово

Для обучения предмету математика необходимо сочетать применение разнообразных педагогических технологий с требованиями нового ФГОС.

Требования нового ФГОС: эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой (ИОС) — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения. Именно ИОС является – важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования.

Системно-структурная организация ИОС представляет собой совокупность взаимодействующих подсистем:

  • Информационно-образовательных ресурсов
  • Компьютерных средств обучения
  • Современных средств коммуникации
  • Педагогических технологий.

Главное в «новой школе» — это фигура учителя, организатора учебного процесса, от него будет зависеть успех реализации ФГОС.

Современное образование предусматривает значительное расширение роли информационных технологий как эффективного средства саморазвития, самосовершенствования и самообразования обучающихся. Умение находить и собирать информацию, проверять ее достоверность – первый шаг на пути к самостоятельной работе с информационными источниками, к самостоятельному продуцированию личностно значимой информации.

Если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника. Но здесь нельзя не сказать о качестве электронных пособий. Учитель сегодня не имеет тех необходимых электронных приложений к учебникам, которые бы соответствовали всем требованиям. Чаще всего сегодняшнее электронное пособие – это просто электронный вариант учебника. Приходится самой создавать вариант электронной поддержки урока,  либо, пользуясь готовыми электронными ресурсами, должен заранее «прокатать» их.  Поэтому приходится принимать участие в сетевых педагогических сообществах, вебинарах, создавать личные блоги.

Сегодня в нашей школе функционирует кабинет информатики, который во вторую половину дня действуют как кабинет открытого доступа к сети «Интернет». Компьютеры объединены в  локальную сеть, что способствует своевременному информационному обеспечению процесса управления, позволяет быстро получить и обработать необходимую информацию.

Что касается применения  новых педагогических технологий, то мне хотелось бы особое внимание уделить  кейс-методу и интернет - ориентированным педагогическим технологиям.
Кейс-метод – это метод анализа ситуаций (от англ.case-случай, ситуация). Под кейсом понимается детальное описание реального случая, причем детям предоставляется возможность проанализировать ситуацию, разобраться в проблеме, предложить свои пути разрешения проблемы и выбрать оптимальное решение.

Существуют следующие виды кейсов:

  1. Практические кейсы, отражающие реальные ситуации.
  2. Обучающие кейсы, отражающие типовые ситуации с ярко выраженными учебными и воспитательными задачами.
  3. Научно-исследовательские кейсы, предназначенные для выполнения исследовательской работы.

Рассмотрим каждый вид более подробно.

Практические кейсы. Основной задачей является подробное и детальное отражение конкретной ситуации. Учебное назначение – тренинг обучаемых, закрепление знаний, умений, навыков. Кейс должен быть наглядным, подробным, понятным.

Примером может служить практическая работа на тему : «Как правильно выбрать компьютер».

Обучающиеся получают кейс, в котором содержатся следующие материалы:

  1. Аппаратное обеспечение компьютеров, технические характеристики;
  2. Советы, которых следует придерживаться при покупке компьютеров;
  3. Ссылки на информацию в интернете о правилах выбора компьютеров;
  4. Прайс - лист магазинов «Ультра» и «Некс».

После того, как дети изучат материалы, они должны представить проект покупки компьютера для различных слоев населения: программист, директор завода по производству мягких игрушек, домашняя хозяйка, студент, специалист отдела рекламы, секретарь директора школы.

Обучающие кейсы. Основной задачей такого рода кейсов является является отражение типовых ситуаций , с которыми сталкиваются специалисты в профессиональной деятельности. В основе стоят учебные и воспитательные задачи. Например,  проработка кейсов о деятельности различных компаний по производству процессоров (Intel, AMD и др. ).

Научно-исследовательские кейсы. Основной смысл данного кейса в том, что он является моделью для получения новых знаний о проблеме, ситуации и умения разрешать эту проблему. В качестве примера можно рассмотреть кейс по теме: «Компьютерные и биологические вирусы».

Обучающимся предлагается кейс в котором предлагаются различные типы компьютерных  и биологических вирусов. Необходимо, использовать интернет и найти информацию о каждом  вирусе. Потом выбрать общие признаки, а также различия между заданными вирусами, исходя из предположения, что человек создал компьютер по своему образу и подобию.

Достоинства кейс-метода.

  1. Увеличивается количество заданий;
  2. Повышается темп работы обучающегося;
  3. Урок  обогащается  материалами, полученными из различных источников(в том числе из интернета);
  4. Работа с кейсом носит характер ролевой игры, что повышает мотивацию учебной деятельности;
  5. Достигается уровневая дифференциация обучения.

Но имеется и ряд недостатков. Дело в том, что учителю приходится затрачивать много времени на разработку кейса, а также уделять дополнительное внимание на развитию речевой, графической, письменной культуре обучающихся.

Далее мне хотелось бы остановиться на интернет – ориентированных педагогических технологиях. Здесь уместно привести пример урока с применением ЭОР(Электронные образовательные ресурсы) .

В настоящее время имеется несколько сайтов с электронными задачниками, тестами, лекциями и видео-лекциями, которые можно  включать в канву любого урока. Конечно, это требует дополнительного изучения и проработки материала, но значительно  повышает мотивацию детей к обучению. В качестве примера могу  предложить урок «Архитектура компьютера» с применением ЭОР. На этом уроке я использую ЭОР в на всех этапах : организационном, объяснение нового материала, закрепление, проверка знаний. Урок опубликован на сайте Электронных образовательных ресурсов. Более подробно http://eorhelp.ru/node/14604.

И ещё мне хотелось бы рассмотреть педагогическую технологию «Друзья по переписке». Это  популярная общения обучающихся по интернету. Переписка  по электронной почте эффективна при изучении гуманитарных дисциплин для тренировки языковых умений и навыков, а также при обучении учащихся  проектной методике. В качестве примера можно привести интегрированный урок (информатика + французский язык) «Здоровье – главная ценность жизни». Обучающимся  было предложено составить кроссворд на французском языке с применением электронных таблиц в «облаке» и результат выполнения задания прислать на электронный адрес учителя информатики. Урок опубликован на сайте «Методическая копилка учителя информатики». Более подробно :http://www.metod-kopilka.ru/page-integr-1.html.

В известной японской пословице сказано: «Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу – так я буду сыт до конца жизни».

Уроки, построенные с применением инновационных образовательных технологий, позволяют сформировать такие навыки учащимися, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни. А так же нацеливают детей на самопознание, саморазвитие, самосовершенствование в рамках информационной образовательной среды нашей гимназии.

Библиографический список:

  1. Булин-Соколова Е.И. Школа информатизации: путь к обновлению образования. Информатика и образование. № 6, 2011.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт.
  3. Творогова Г.А. Системно-деятельностный подход основа ФГОС, http://pedsovet.org.

 

Опубликовано: 13.12.2015