Изложение как средство формирований у обучающихся компетенций связного высказывания

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Максимова Нелля Алексеевна

Организация: МБС(К)ОУ «Общеобразовательная школа-интернат №6 V вида»

Населенный пункт: Пермский край, г. Пермь

Изложение – это письменное воспроизведение образцового текста, оно является творческой работой по развитию речи детей. Изложение играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии учащихся. Коррекционное значение изложений многоаспектно: способствует развитию всех уровней речи (лексического, синтаксического, уровня связной речи). В процессе обучения написанию изложений решается следующая задача: обучение детей навыкам построения связных письменных текстов разных видов (повествование, описание, рассуждение).

Требования к текстам изложений.

Изложение как вид работы всегда связано с исходным образцом, поэтому к текстам предъявляются следующие  требования:

  • тексты должны отвечать общедидактическим требованиям, т.е. иметь воспитательную и познавательную ценность;
  • тексты должны быть доступны детям по структуре и содержанию, с легко развивающимися событиями;
  • тематика текстов должна быть разнообразной, расширяющей кругозор в различных областях жизни (растения и животные, явления природы, жизнь замечательных людей, картины художников и т.п.);
  • тексты должны иметь высокое качество языкового оформления, поскольку они являются эталоном, образцом использования языковых средств  (лучше всего использовать литературные произведения);
  • тексты должны быть разнообразными и по стилистике и по видам: тексты описания, повествования, рассуждения;
  • объем текста для изложений должен соответствовать программным нормам (большие тексты адаптировать);
  • орфографическая насыщенность текстов не должна превышать 40%;
  • доступность синтаксического оформления текста: в тексте должны звучать такие предложения, структура которых известна ученикам.

 

Подготовка к изложению.

Подготовительный этап рассредоточивается во времени: работа проводится в течение 5 – 7 занятий. Педагог анализирует текст изложения с точки зрения лексической, орфографической и синтаксической сложности. Выписывает незнакомые по значению слова, группу правил, типы предложений, на основе этого разрабатывает систему подготовительных упражнений.

В первую очередь проводится лексическая подготовка. Сообщается детям цель работы («Начинаем подготовку к изложению»). Примеры упражнений по развитию лексики были рассмотрены выше. С каждым словом, которое берется для работы, обязательно составляем предложение, на котором выполняются грамматические задания. Предполагается работать над составлением таких типов предложений, которые встретятся детям в тексте изложения. Так постепенно вводятся все незнакомые слова из текста. Одновременно проводится орфографическая подготовка. Педагог распределяет правила, знание которых потребуется для написания текста изложения. Правило вспоминается на занятии, уточняется способ проверки, закрепляется на словах, среди которых есть слова из изложения. Работа по орфографии и синтаксису также проводится в течение нескольких занятий.

При подготовке к изложению работу целесообразно проводить по подгруппам.  Рассмотренная выше схема подготовки может быть проведена с более сильными группами. Для более слабых детей рекомендуется разнообразить упражнения (может быть, увеличить и количество занятий).На материале текста для изложения проводится работа по расширению словаря, развитию лексико-грамматической стороны речи, отработка орфографических и пунктуационных правил. На материале текста для изложения можно приготовить специальные упражнения для коррекционной работы, например, дифференциация приставок и предлогов, изжитие аграмматизмов, определение границ предложений и многие другие. (Разнообразные виды работы над текстом для изложенияданы в приложении №1).

Материалы для работы на индивидуальных и групповых занятиях используются из «Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы».

 

Работа над планом.

План – это заранее намеченный порядок изложения содержания текста. План является сложным аналитико-синтетическим упражнением. Составление плана является не только средством, используемым для развития ре­чи, но и способом организации учебной деятельности детей. Работая над планом, де­ти учатся определять тему высказывания, отделять главное от второстепенного, последовательно строить собственное сообще­ние.

Работа над планом идет в два этапа: 1этап – аналитический процесс: деление текста на смысловые части; 2 этап – синтетический процесс: озаглавливание смысловых частей.

Деление текста на смысловые части (не деление текста на абзацы) для ученика является сложной мыслительной операцией. При выполнении этой операции соблюдаются следующие критерии: должно быть или появление новых действующих лиц, или изменение фактов, событий,  или  смена времени, места действия, или изменение поведения действующих лиц, явлений природы.

Планы могут быть двух видов: картинные и словесные. Картинный план состоит из серии картинок, которые значительно улучшают качество изложения. Словесный план представляет собой систему заголовков. Составление плана является сложным интеллектуально - речевым умением, которое складывается из умения определять логическую последовательность событий и умения делить текст на смысловые части, выделять в них главную мысль.

Сначала у детей отрабатывается умение определять логическую последовательность событий, для этого можно использовать деформированный план. Затем формируется умение озаглавливать смысловые части. Например, педагог может предложить детям несколько готовых заголовков к смысловой части, они выбирают подходящее название. Затем обучаем детей коллективному озаглавливанию смысловых частей. Определяем, что главное в этой части, предлагаем придумать заголовок. Заголовок коллективно обсуждаем, определяем лучший, который наиболее полно отображает событие. Затем в процессе повторного чтения дети самостоятельно озаглавливают смысловые части. На начальных этапах обучения план составляется коллективно, можно предлагать готовый план, затем помощь уменьшается (называется точное количество частей, одна операция выполняется коллективно, другая самостоятельно). К 8 классу допускается полностью самостоятельное составления плана, но для этого подбираются только сюжетные тексты.

Методические требования к заголовкам пункта плана: с 3 по 5 класс – должны быть в виде распространенных повествовательных или вопросительных предложений. С 6 класса допускается цитатный план. С 8 класса допускается составление плана в виде назывных предложений.

 

Структура фронтального занятия.

 

Этап занятия

Примечания

1

Сообщение темы занятия

 

 

2

Восприятие исходного текста

 Педагог читает текст замедленно, соблюдая логические ударения и паузы. Паузы более длительные между предложениями. Читая текст, педагог стоит на месте, хождение отвлекает, мешает запоминанию

 

3

Беседа по содержанию

Выясняется последовательность развития действия или последовательность написания. Определяется главная мысль. Устанавливаются причинно-следственные связи.

4

Работа над планом

На начальном этапе обучения педагог дает план сам. В дальнейшем план составляется коллективно, а затем самостоятельно.

Педагог читает текст по абзацам или смысловым частям, после выяснения содержания данной части, ученикам дается задание озаглавить её – и так до конца текста. Рекомендуется пункты плана формулировать в виде развернутых повествовательных предложений или вопросных предложений. Кроме этого напротив пункта плана рекомендуется писать цифру, которая указывает на количество предложений в этой части. Это предлагает предупредить распространенное нарушение письменной речи – синтаксическую нерасчлененность текста.

 

5

Словарная работа

На доске напротив соответствующего пункта плана записывается образные выражения, которые желательно включить в текст, слова, к которым подбираются синонимы.

 

6

Орфографическая работа

Слова записываются напротив пункта плана.

Слова на неизученные правила записываются без разбора. Слова на изученные орфограммы разбираются.

 

7

Повторное чтение текста

 

 

8

Пересказ текста по плану

Пересказ используется только на начальных этапах обучения, пересказывают сильные ученики, используя план и словарь, написанный на доске.

В дальнейшем можно только оговаривать варианты начала и конца текста.

 

9

Письменное изложение текста учащимися

В течение письменной работы педагог оказывает индивидуальную помощь. Разрешается пользоваться словарем. Для слабых учеников заготавливаются индивидуальные карточки, на которых написаны вопросы по тексту (важные слова в скобках).

                                   

                                      Список литературы:

  1. Русская речь. Учебное пособие по развитию связной речи. Для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. Научный редактор профессор В.В. Бабайцева. Рекомендовано Министерством образования РФ. Москва «Дельфин» 1996
  2. Задания на понимание текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. Учебно-методический комплекс. О.Н. Зайцева. Рекомендовано Российской Академией Образования. Издательство «Экзамен» Москва. 2013.
Опубликовано: 06.12.2015