Развитие любознательности у детей младшего возраста через игры-занятия с элементами экспериментирования

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Светлакова Татьяна Анатольевна

Организация: МБОУ «Паклинская ООШ» СП «Детский сад»

Населенный пункт: Пермский край, д. Пермякова

«…не мыслям, а мыслить надо учить».

                                             Иммануил Кант.

  Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Это даёт современному педагогу – воспитателю свободу в выборе форм и методов организации детской деятельности, главным результатом этого выбора должны стать личностные качества ребёнка, а не сумма его знаний, умений и навыков. Поэтому педагогическая деятельность, сегодня должна стать качественно новой, более гибкой, инновационной, т. е. такой, при которой происходит развитие образовательного процесса (В. С. Лазарев).

  Как же я, как современный педагог, должна построить свою деятельность и организовать деятельность своих воспитанников , чтобы она соответствовала требованием времени и помогла добиться нужного результата?

  Образовательная деятельность осуществляется мною в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, чтение). Поэтому планируя каждый день своей работы в календарном плане, я должна находить решение таких задач:

 1. Какие современные формы, методы и приёмы работы помогут мне вовлечь в образовательный процесс каждого ребёнка?

 2. Какой вид детской деятельности выбрать для решения той или иной педагогической задачи?

  На протяжении уже нескольких лет я работаю над темой «Развитие любознательности у детей младшего возраста через игры-занятия с элементами экспериментирования». Считаю, развитие любознательности, познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.

  Маленькие детки по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. Именно поэтому очень важно интерес ребенка, любознательность сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития.

 В работах многих отечественных педагогов говориться о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые свойства предметов, их сходства и различия, о представлении или возможности приобретать знания самостоятельно /Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др./

  Между двумя видами деятельности: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.

  Работая в этом направлении, ставлю перед собой цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

  Для достижения этой цели ставлю перед собой следующие задачи: 

1. Углублять представления о живой и неживой природе.

2. Способствовать  участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.

3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.

  Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных опытов.

Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты я использую для установления детьми причин тех или иных  явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

  Для того чтобы игры-экспериментирования успешно осуществлялись в группе, я постаралась создать соответствующую предметно-развивающую среду: оборудование для проведения опытов и экспериментов  находится в открытом доступе для детей.

ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЯ МИНИ-ЛАБОРАТОРИЙ .
1. Термометры, веревки, линейки, песочные часы, глобус, лампы, фонарики, взбивалки, мыло, щетки, губки, пипетки, одноразовые шприцы, пищевые красители, ножницы, отвертки, винтики, терка, клей, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, колесики, дерево, пластмасса, металл, мел и т.д. 
2.Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки. 
3.Материалы: 
-природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.) 
-бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.) 
4.Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д. 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
1.Бусинки, пуговицы. 
2.Веревки, шнурки, тесьма, нитки. 
3.Пластиковые бутылочки разного размера. 
4. Разноцветные прищепки и резинки. 
5.Камешки разных размеров. 
6.Винтики, гайки, шурупы. 
7.Пробки. 
8.Пух и перья. 
10. Полиэтиленовые пакетики. 
11. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов. 
12. Спилы дерева. 
13. Вата, синтепон. 
14. Киндер-сюрпризы 
15.Глина, песок. 
16. Вода и пищевые красители. 
17. Бумага разных сортов. 

СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. 
Младший дошкольный возраст. 
Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи: 
-Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.) 
-Сравнивать сходные по внешнему виду предметы. 
-Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений. 
-Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт. 
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений: 
1.О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево). 
2.О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д). 
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа). 
4. О способах исследования объекта. 
5. О предметном мире. 
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.). 

Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть организованной деятельности. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.

При проведении опытов по ознакомлении с водой, дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

В процессе игр-экспериментов дети получили представления о свойствах воды.

Проводились и различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка.

Попытка вылепить из сухого песка пирожки первоначально заканчивается неудачей, при этом дети сами осознают, что у них не получается и почему. Неудача направляет внимание на выявление свойств песка. Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную активность детей. Чтобы найти выход из создавшейся ситуации ставлю на стол лейку с водой.  Дети смачивают песок водой и попробуют  еще раз слепить пирожки.  Дети с радостью замечают, что на этот раз у них все получилось.

Дидактическая игра «Следы» помогла детям убедиться, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.

При знакомстве и сравнении  бумаги и ткани  дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

Знакомство с камнем.

На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.

На организованной совместной деятельности «Галька» дети выяснили, что камни тонут в стакане с водой и поэтому вода поднимается выше.

Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.

     Подводя итоги я сделала вывод, что дети стали более любознательными, активными расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно-научных представлений.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития младших дошкольников позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.

 Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогли сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более интересной и разнообразной.

Исследовательская деятельность, которую я старалась включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.

Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения.

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Используемая литература:

  1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).
  2. Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.
  3. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. -М. : ТЦ «Сфера», 2005.
  4. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//' Формирование начал экологичес кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15«Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир. ВОИУУ, 2001.
  5. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
  6. Рыжова П. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
  7. Рыжова Н. А. Волшебница -вода /Текст/ Н. А. Рыжова. - М. :Линка-Пресс. 1997 .
  8. Интернет ресурсы

 

 

 

Опубликовано: 01.12.2015