Создание здоровьесберегающей образовательной среды в условиях ДОУ

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Арбузова Виолетта Генриховна, Коннова Наталья Михайловна, Юшкова Ольга Вячеславовна

Организация: МАДОУ «Детский сад комбинированного типа «Ивушка»

Населенный пункт: Саратовская область, г. Балашов

Литература:

  1. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса,  2008.
  2. «Я и мое тело» - программа занятий, упражнения,  дид. игры-  С.Е.Шукшина-М.:Школы Пресса,2009г.
  3. Гаврючина Л.В.- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2008
  4. Разговор о правильном питании / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М.:  Олма- Пресс, 2010.
  5. Ковалько В.И.- Азбука физкультминуток для дошкольников: М.: ВАКО,2005
  6. Давыдова М.А.- Спортивные мероприятия для дошкольников 4-7 лет - М.: ВАКО,2007

 

ЦЕЛЬ:   пропаганда здорового образа жизни среди детей и родителей, повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для форми-рования основ здорового образа жизни.

ЗАДАЧИ:

1.Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы  в детском саду

2.Расширять и закреплять знания детей о здоровом образе жизни.

3.Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.

4.Повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения  по теме здоровый образ жизни.

5.Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.

УЧАСТНИКИ: Дети логопедической группы, воспитатели, учитель- логопед, физ. инструктор, родители.

ТИП ПРОЕКТА: Краткосрочный. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 1 неделя.

АКТУАЛЬНОСТЬ: Сохранение здоровья дошкольника зависит от образа жизни, который он ведет, поэтому в детском саду и в семье нужно создать условия для здоро-вого образа жизни каждого ребенка. Физическое воспитание - один из основных ком-понентов общего воспитательного процесса, без которых невозможно гармоничное  развитие ребенка. Забота о здоровье ребенка занимает во всем мире приоритетные позиции.Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. Поэтому сохранение и укрепление здоровья, формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни,  должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей, что помогает  наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и  на членов его семьи. Низкая компетентность родителей (по данным анкетирования) в вопросах здоровья   сбереже-ния не способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольника. А добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повыше-нии их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детских садах и дома.

Предполагаемые результаты:

-приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни,

-полученные ребёнком знания и представления о себе, о своём здоровье и двигательной активности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья,

-родители получат необходимые теоретические знания об уровне физического развития своих детей.

Итоги проекта: 

1. Дети получили знания и представления о себе, о том, как можно укреплять и беречь своё здоровье.

2. Изготовлено нетрадиционное физкультурное оборудование.

3. Выставка работ родителей «Лучший массажный коврик для ребенка»

4. Спортивное развлечение.

 

Понедельник.

Утро. Прием детей на свежем воздухе. Беседа «Что такое здоровье?» Цель: форми-рование понятий о здоровом образе жизни.

Что означает выражение «будь здоров без докторов»? Что такое здоровый образ жиз--ни? Как мы укрепляем свое здоровье? Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным.   Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоро-вье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять.

Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.

Это, во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда. (беседа с детьми о режиме дома и в детском саду).

Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки.

- Дети должны уметь правильно умываться.

-Для чего это надо делать? Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленным, чтобы смыть микробы.

В-третьих, это гимнастика, физзанятия, закаливание и подвижные игры.

- Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше.

- Почему так говорят: "Береги здоровье смолоду".

По утрам зарядку делай

Будешь сильным,

Будешь смелым.

В-четвертых, культура питания.

Утренняя гимнастика. (см. приложение 1)

1. НОД . Познавательное развитие

Тема: «Сохрани свое здоровье сам» (Волчкова, 64)

Прогр.сод. Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать на сложные приемы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь.

Прогулка.  Подвижные игры. «Третий  лишний». Цели: учить соблюдать правила игры; развивать ловкость и быстроту бега.«Совушка». Цели: учить ориентироваться в пространстве; развивать интерес к игре.

2 пол. дня. Побудка. Дыхательная гимнастика. «Тропа здоровья». Закаливающие процедуры. (см. приложение 2).

3. Музыкальная НОД

Беседа  «Зачем нужен сон?». Цель: Сформировать представления о сне; убедить детей в необходимости сна для сохранения и укрепления здоровья; познакомить с правилами здорового сна. Рассматривание иллюстраций  на тему «Будь здоров без докторов». 

Прогулка.  Подвижные игры «Кто самый меткий?». Цель: развивать самостоятельность, смекалку, смелость. «Чье звено скорее соберется?». Цель: учить бегать на скорость. Индивидуальная работа  Цель: совершенствовать прыжки с продвижением вперед.

Вечер. Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу». Цель: Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.

Воспитатель: В каких продуктах есть витамины? Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д. В каких продуктах они содержатся и для чего нужны?

Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

(Для лучшего запоминания использовать художественное слово).

Никогда не унываю И улыбка на лице,
Потому что принимаю Витамины А, Б, С.

Очень важно спозаранку, Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам И не только по утрам.

Помни истину простую Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую, Или сок морковный пьёт.

От простуды и ангины Помогают апельсины.
И неплохо есть лимон Хоть и очень кислый он.

Воспитатель: -Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!». А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.

1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить
Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.
И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.

6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

- Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.
- Ребята, я предлагаю вам стать «садовниками здоровья», давайте вырастим чудо-дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают их на дерево).
- Почему на дереве выросла морковь?
- Чем полезно молоко?
- Какой витамин в свекле?
- Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?
- Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда.

Сюжетно-ролевая игра «Повара. Здоровое питание»

 

Вторник

Утро. Беседа  «Что такое микробы и вирусы? Что мы делаем, чтобы избавиться от микробов и вирусов?» .

Мойся мыло! Не ленись!

Не выскальзывай, не злись!

Ты зачем опять упало?

Буду мыть тебя сначала!

О микробах:

Они очень маленькие и живые (рисунок).

Они попадают в организм и вызывают болезни.

Они живут на грязных руках.

Они боятся мыла.

Микроб - ужасно вредное животное, Коварное и главное щекотное.

Такое вот животное в живот Залезет - и спокойно там живет.

Залезет шалопай, и где захочется Гуляет по больному и щекочется.

Он горд, что столько от него хлопот: И насморк, и чихание, и пот.

Вы, дети, мыли руки перед ужином? Ой, братец лис, ты выглядишь простуженным

Постой-ка, у тебя горячий лоб Наверное, в тебе сидит микроб!

Утренняя гимнастика. (см. приложение 1)

1. НОД. Познавательное развитие (ФЭМП)

Прогр.сод. Учить считать в пределах 7,показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7..

2. НОД. Физкультура

Прогр.сод. Разучить с детьми поворот по сигналу воспитателя во время ходьбы в колонне по одному, упражнять в беге с перешагиванием через  бруски

Прогулка. Подвижные игры  «Волк и козлята», «Иголка, нитка, узелок». Цели: учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил; развивать быстроту и реакцию. Индивидуальная работа   Прыжки. Цель: закреплять умение прыгать на одной ноге.

2 пол. дня. Побудка. Дыхательная гимнастика. «Тропа здоровье». Закаливающие процедуры. (см. приложение 2).

3. Художественно-эстетическая НОД (рисование)

Тема: «Дети делают зарядку» (Комарова, 123)

Прогр. сод.: Учить детей определять и передавать относительную величину частей тела, общее строение фигуры человека, изменение положения рук во время упражнений. Закреплять приемы рисования и закрашивания изображений карандашами.

Беседа: «Если хочешь быть здоров – закаляйся!». Цель: Познакомить детей с эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности; формировать у детей представления об ответственности человека за здоровье. Чтение худ. литературы: С. Михалков «Про мимозу» Предложить детям нарисовать рисунки на тему спорта. Выставка рисунков.

Прогулка.  Индивидуальная  работа  Развитие движений. Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания). Прыжки на двух ногах до флажка и обратно.

Подвижные игры  «Кто самый меткий?». Цель: развивать самостоятельность, смекалку, смелость. «Чье звено скорее соберется?». Цель: учить бегать на скорость.

  

Вечер. . Просмотр анимационного фильма «Микрополис» (Россия,2007г), мультипликационного фильма «Митя и микробы». Беседа по содержанию. Вместе с детьми рассматриваем  ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета.

-Что мы делаем, чтобы защитить себя от микробов? (есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды).

- Посчитайте, сколько раз в день вы моете руки руки?

 

Среда

Утро. Беседа на тему «Полезные и вредные продукты». Цель: сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, познакомить с понятием здорового образа жизни; развивать познавательную активность детей, учить рассуждать, делать выводы, воспитывать волю и характер. систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах.

Утренняя гимнастика. (см. приложение )

1.Музыкальная НОД

2. Логопедическая НОД

Прогулка. Подвижные игры  «Добеги и прыгни», «Попрыгунчики». Цель: развивать двигательную активность, умение пры­гать в длину.

Индивидуальная работа  Развитие движений. Цель: совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся, на).

2 пол. дня. Побудка. Дыхательная гимнастика. «Тропа здоровье». Закаливающие процедуры. (см. приложение 2).

3. НОД. Развитие речи

Тема:  «Чистота-залог здоровья».

Прог. сод.: Учить детей говорить правильно, уметь рассуждать, объяснять свои действия. Развивать речь, внимание, память, мышление. Способствовать формированию навыков здорового образа жизни: знать назначение и применение предметов личной гигиены и одежды. Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.

Закаляй свое тело с пользой для дела.

Холода не бойся, сам по пояс мойся.

Кто спортом занимается, тот силы набирается.

Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.

Кто любит спорт, тот здоров и бодр.

Смекалка нужна, и закалка важна.

В здоровом теле здоровый дух.

Паруса да снасти у спортсмена во власти.

Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.

Солнце, воздух и вода - наши верные друзья.

Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.

Крепок телом - богат и делом.

Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь.

Пешком ходить — долго жить.

Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.

Прогулка. Подвижные игры «Лиса в курятнике», «Самолеты». Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя, спрыгивать со скамейки.

Индивидуальная работа Элементы хоккея. Цель: учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота.

  

Вечер. Д/игра «Мяч на поле».

- Подойдите к столам, рассмотрите ваше футбольное поле, возьмите «мяч» в руки.

Итак:

Положите мяч в центр поля.     Мяч отправляется в левый верхний угол.

Гол! Мяч в правых воротах.     Положите мяч в центр поля.

Мяч в правом нижнем углу.     Мяч в правом верхнем углу.

Гол! Мяч в левых воротах.    Мяч в левом нижнем углу.

Правила по технике безопасности при игре с мячом.

- От игры с мячом могут случаться и неприятности, если забыть правила безопасности.

- Как приучит мяч быть послушным?

1. Не играйте с мячом возле стеклянных окон, витрин магазинов. Почему? Мяч может их разбить.

2. Не играйте с мячом возле проезжей части дороги. Почему? Мяч может выкатиться под колеса проезжающей машины, вызвать аварию. И конечно, ни в коем случае нельзя выбегать за мячом на дорогу!

3. Нельзя сидеть на мяче, прокалывать его. Почему? Это испортит мяч.

Чтение художественной литературы. "Вовкина победа" А. Кутафин.

 

Четверг

Утро. Беседа на тему «Будем спортом заниматься». Цель: закрепить знание названий видов спорта, умение узнавать их по картинке. Беседа об Олимпийских играх; рассматривание символов, талисманов Олимпиады 2014, иллюстраций различных видов спорта.  Дидактические игры «Мяч на поле»,«Мяч в ворота» (на дыхание).

Утренняя гимнастика. (см. приложение 1)

1. НОД. Развитие речи

Тема: "Путешествие в страну "Здоровья"

Прог. сод.: Развивать интерес к  здоровому образу жизни, к значению спорта для здоровья человека. Развивать связную речь, обогатить словарь детей: микроскоп, лупа, микроб.

2. НОД. Физкультура

Прог. сод.: Закрепить навык приземления на полусогнутые ноги при спрыгивании; повторить перебрасывание мяча друг другу и переползание через препятствия.

Прогулка. Подвижные игры «Встречные перебежки», «Попади в обруч». Цели: —      повышать двигательную активность детей на прогулке; —      развивать меткость, ловкость, выносливость.

Индивидуальная работа . Прыжки через скакалку. Цель: развивать двигательную активность.

2 пол. дня. Побудка. Дыхательная гимнастика. «Тропа здоровье». Закаливающие процедуры. (см. приложение 2).

3. Художественно-эстетическая НОД (рисование)

Тема: «Олимпийский флаг»

Прог.сод.: . Расширить и закрепить знания детей о символах Олимпийских игр; Способствовать развитию любознательности, мышления, способности делать выводы и умозаключения; закреплять умение рисовать кистью и красками; развивать внимание, память, сенсорное восприятие, глазомер

Чтение стихотворения А.Барто «Девочка чумазая». Беседа по содержанию.

- Дети должны уметь правильно умываться.

-Для чего это надо делать? Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленным, чтобы смыть микробы.

Мойся мыло! Не ленись!

Не выскальзывай, не злись!

Ты зачем опять упало?

Буду мыть тебя сначала!

О микробах:

Они очень маленькие и живые (рисунок).

Они попадают в организм и вызывают болезни.

Они живут на грязных руках.

Они боятся мыла.

 

Микроб - ужасно вредное животное,

Коварное и главное щекотное.

Такое вот животное в живот

Залезет - и спокойно там живет.

Залезет шалопай, и где захочется

Гуляет по больному и щекочется.

Он горд, что столько от него хлопот:

И насморк, и чихание, и пот.

Вы, дети, мыли руки перед ужином?

Ой, братец лис, ты выглядишь простуженным

Постой-ка, у тебя горячий лоб

Наверное, в тебе сидит микроб!

 

Прогулка. Подвижные игры (по желанию детей). Цель: закрепление правил ранее изученных игр; обеспечить двигательную активность детей; создать хорошее настроение; воспитывать дружеские чувства, интерес к подвижным играм.

Вечер. Чтение стихотворения А.Барто «Девочка чумазая». Дид. игра «Правила гигиены». Цель:  .Предложить детям наклеить аппликацию «Предмет личной гигиены для девочки чумазой». Игры по желанию детей.

 

Пятница

Утро. Беседа на тему: «Врачи – наши помощники». Цель: закрепить знания о том, что при серьёзной травме нужно вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «03» (поупражнять в вызове врача). Дид. игра «Как избежать неприятностей». Цель:

Утренняя гимнастика. (см. приложение 1).

1.НОД. Познавательное развитие

Тема: Витамины укрепляют организм (Волчкова, 66)

Прогр.сод. Познакомить с понятием «витамины», закрепить знания о необходимости наличия витаминов человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины

2. Художественно-эстетическое ( аппликация)

Тема: «Где спряталось наше здоровье?»

Прогр.сод. : развивать устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни;   развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность при работе с клеем.

Прогулка. Подвижные игры «Затейники», «Пожарные на ученье». Цель: закреплять умение бегать, увертываться от ловушки, пролезать под препятствием.

Индивидуальная работа  Развитие движений. Цель: учить метать снежки вдаль

2 пол. дня. Побудка. Дыхательная гимнастика. «Тропа здоровье». Закаливающие процедуры. (см. приложение 2).

3. НОД. Физкультура

Прог.сод.: Упражнять в ходьбе на носках, пятках, беге до 1,5 мин; разучить игровые упражнения с мячом.

Работа в книжном уголке: Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий о здоровье, спорте. Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр». Беседа по содержанию.

Прогулка. Дидактическая игра: «Малыши- крепыши». Цель: Учить детей вести здоровый образ жизни – заниматься физкультурой, закаляться, правильно и вовремя питаться, формировать хорошую осанку и соблюдать режим дня. Подвижная игра «Мы — веселые ребята». Цели: —     учить внимательно слушать команду воспитателя;  развивать внимание, следить за правильностью выполнения заданий.

Индивидуальная работа «Не сбей флажок». Цель: учить ходить змейкой между предметами, не сбивая их.

Вечер. Беседа. «Если ты заболел». Цель: Формировать сознательное отношение к выполнению гигиенических навыков; приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком. Дидактическая игра: «Письмо заболевшему товарищу». Цель: Воспитывать у детей внимательность, доброжелательность, готовность доставлять радость своим товарищам; учить детей проявлять сочувствие к больному, интересоваться его самочувствием, находить слова поддержки. Сюжетно –ролевая  игра «Поликлиника».

  • pril-5-fizminutki.docx.. 13,1 КБ
  • pril-1-tochka-utr-tochka-g.. 14,0 КБ
  • pril-tochka-6-ankety-dlya-.. 11,8 КБ
  • pril-2-pobudka.docx.. 13,9 КБ
  • pril-3-zrit-tochka-gimn.do.. 12,7 КБ
  • pril-4-palch-gimn.docx.. 16,2 КБ
  • pril-tochka-7-dorozhki-zdo.. 2,9 МБ
  • Опубликовано: 30.11.2015