Взаимодействие преподавателя и ученика при формировании личности музыканта
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Павлова Ольга Джемовна
Организация: МУ ДО ДШИ №1
Населенный пункт: Саратовская область, г. Балашов
Что такое ДШИ? Это школы дополнительного образования – музыкальные, художественные, хореографические. Музыкальное образование является мощным средством воспитания. Мы знаем, что воспитывать и обучать будущего музыканта нужно без насилия, уважая и развивая его способности .Что такое музыкальность? Очень многие полагают, что если при рождении человеку не досталось таланта, то с этим ничего не поделать. Это большая ошибка.
Способность, склонность, задатки, талант, гениальность, одарённость. Человек рождается с природной способностью учиться. Одарённость – это более яркая способность, она ярче выражена. Самая яркая – гениальность.
Нельзя считать немузыкальным человека эмоционально воспринимающим музыку, любящего и, обладающего хорошими музыкальными данными, но у которого не сформирована специальная способность – музыкальная память.
С Д.Б. Кабалевским произошёл такой курьёзный случай, когда в детские годы он попал в число «трёх процентов», когда не сумел правильно повторить мелодию и был отчислен из детского хора за « отсутствием музыкальных способностей». Педагоги – музыканты пришли к выводу, что задатки музыкальной деятельности, имеются у каждого, важно вовремя попытаться их раскрыть. Главная роль в этом у педагога.
Как развить способности личности, каким образом посредственный ребёнок может превратиться в заслуживающее уважение человеческое существо и прекрасного музыканта? Весь секрет в тренировке способностей.
Преподаватель обязательно должен думать о здоровье ребёнка, о его психическом состоянии. Процент здоровых детей невелик, поэтому многие не выдерживают той психической и умственной нагрузки, которую мы даём на занятиях. Посещая уроки музыки – выясняется, что многие дети не могут выразить свои мысли, включить своё воображение, фантазию. Причина кроется в том, что свободное время детей заполнено играми за компьютером, книги детей интересуют всё меньше, снижается их познавательная активность. Очень многое зависит от нашего терпени . Результат может созреть только при ежедневной тренировке. Помочь воспитать волю учащегося. Волю начинают воспитывать с началом учебной деятельности. Процесс этот начинается тогда, когда сталкиваются «хочу» и «надо».
Каждый ребёнок индивидуален. Если говорить о взаимодействии преподавателя и ученика, возникают такие цели:
-Увидеть индивидуальность в каждом ребёнке.
-Раскрыть эту индивидуальность.
-Дать возможность проявить её в жизни.
С чего мы должны начать?
Психологический подход. Психология – наука современная, обширная.
Психика – проявляется в движениях:
1. походке
2. мимике
3. жестах
4. позе
5. осанке
6. в речи ( в том, как говорит и что говорит)
7. внешности – как ребёнок одет, причёсан.
8. поступках
9. в общении с людьми
10. результаты учебной деятельности
Всё это – психическая деятельность.
В основном при обучении в ДШИ, на одно из ведущих мест выходит индивидуальное обучение. Заповедью педагога является: « Изучи, пойми ученика и помоги ему учиться». При знакомстве с учеником педагог должен использовать такие методы :
1. наблюдение;
2. беседа ( в беседе можно выявить мышление, восприятие, память воображение, уровень интеллектуального развития.);
3. анкетный метод (социальное, материальное, наличие инструмента);
4. исследования (исполнение какого-либо произведения, музыкальные диктанты, ответы на уроках). С помощью только этого метода можно определить уровень способности ученика.
Методы работы с учащимися разные.
1.Подача информации
а) словесная (лекция, беседа)
б) наглядная(исполнение педагогом)
в) практическая
2.Степень участия ученика:
а) репродуктивный (материал в готовом виде)
б) проблемно – поисковый (даёте задание, а ребёнок самостоятельно выполняет)
3.Методы стимулирования интереса к учению:
а) игра
б) личный пример
в) соревнование (применяют осторожно)
г) поощрение и порицание: оценка, слова, льготы
Воспитание ребёнка – ответственное и сложное дело. Именно первые впечатления оказывают часто, очень сильное влияние на последующее музыкальное развитие ученика. Именно с первых уроков надо приобщать ребёнка слушать музыкальную речь.
Используемая литература:
В. Богословский « Общая психология»
Л.Д. Столяренко « Общая психология»
Л.Д. Столяренко и Крысько « Психология и педагогика», «Возрастная психология»
Н. Лагутина « Музыкальная педагогика».