Взаимодействие преподавателя и ученика при формировании личности музыканта

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Павлова Ольга Джемовна

Организация: МУ ДО ДШИ №1

Населенный пункт: Саратовская область, г. Балашов

Что такое ДШИ? Это школы дополнительного образования – музыкальные, художественные, хореографические. Музыкальное образование является  мощным средством воспитания. Мы знаем, что воспитывать и обучать будущего музыканта нужно без насилия, уважая и развивая его способности .Что такое музыкальность? Очень многие полагают, что если при рождении человеку не досталось таланта, то с этим ничего не поделать. Это большая ошибка.

Способность, склонность, задатки, талант, гениальность, одарённость. Человек рождается с природной способностью учиться. Одарённость – это более яркая способность, она ярче выражена. Самая яркая – гениальность.

Нельзя считать немузыкальным человека эмоционально воспринимающим музыку, любящего и, обладающего хорошими музыкальными данными, но у которого не сформирована специальная способность – музыкальная память.

С Д.Б. Кабалевским произошёл такой курьёзный случай, когда в детские годы он попал в число «трёх процентов», когда не сумел правильно повторить мелодию и был отчислен из детского хора за « отсутствием музыкальных способностей». Педагоги – музыканты пришли к выводу, что задатки музыкальной деятельности, имеются у каждого, важно вовремя попытаться их раскрыть. Главная роль в этом у педагога.

Как развить способности личности, каким образом посредственный ребёнок может превратиться в заслуживающее уважение человеческое существо и прекрасного музыканта? Весь секрет в тренировке способностей.

Преподаватель обязательно должен думать о здоровье ребёнка, о его психическом состоянии. Процент здоровых детей невелик, поэтому многие не выдерживают той психической и умственной нагрузки, которую мы даём на занятиях. Посещая уроки музыки – выясняется, что многие дети не могут выразить свои мысли, включить своё воображение, фантазию. Причина кроется в том, что свободное время детей заполнено играми за компьютером, книги детей  интересуют всё меньше, снижается их познавательная активность. Очень многое зависит от нашего терпени . Результат может созреть только при ежедневной тренировке. Помочь воспитать волю учащегося. Волю начинают воспитывать с началом учебной деятельности. Процесс этот начинается тогда, когда сталкиваются «хочу» и «надо».

Каждый ребёнок индивидуален. Если говорить о взаимодействии преподавателя и ученика, возникают такие цели:

-Увидеть индивидуальность в каждом ребёнке.

-Раскрыть эту индивидуальность.

-Дать возможность проявить её в жизни.

С чего мы должны начать?

Психологический подход. Психология – наука современная, обширная.

Психика – проявляется в движениях:

1. походке

2. мимике

3. жестах

4. позе

5. осанке

6. в речи ( в том, как говорит и что говорит)

7. внешности – как ребёнок одет, причёсан.

8. поступках

9. в общении с людьми

10. результаты учебной деятельности

Всё это – психическая деятельность.

В основном при обучении в ДШИ, на одно из ведущих мест выходит индивидуальное обучение. Заповедью педагога является: « Изучи, пойми ученика и помоги ему учиться». При знакомстве с учеником педагог должен использовать такие методы :

1. наблюдение;

2. беседа ( в беседе можно выявить мышление, восприятие, память воображение, уровень интеллектуального развития.);

3. анкетный метод (социальное, материальное, наличие инструмента);

4. исследования (исполнение какого-либо произведения, музыкальные диктанты, ответы на уроках). С помощью только этого метода можно определить уровень способности ученика. 

Методы работы с учащимися разные.

1.Подача информации

а) словесная (лекция, беседа)

б) наглядная(исполнение педагогом)

в) практическая

2.Степень участия ученика:

а) репродуктивный (материал в готовом виде)

б) проблемно – поисковый (даёте задание, а ребёнок самостоятельно выполняет)

3.Методы стимулирования интереса к учению:

а) игра

б) личный пример

в) соревнование (применяют осторожно)

г) поощрение и порицание: оценка, слова, льготы

Воспитание ребёнка – ответственное и сложное дело. Именно первые впечатления оказывают часто, очень сильное влияние на последующее  музыкальное развитие ученика. Именно с первых уроков надо приобщать ребёнка слушать музыкальную речь.

 

Используемая литература:

В. Богословский « Общая психология»

Л.Д. Столяренко « Общая психология»

Л.Д. Столяренко  и Крысько « Психология и педагогика», «Возрастная психология»

Н. Лагутина « Музыкальная педагогика».

Опубликовано: 29.11.2015