Роль семьи в воспитании добрых чувств у детей

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Завьялова Тамара Петровна

Организация: МДОУ д/с «Звездочка» №29

Населенный пункт: Тверская область, г. Кимры

Добро не лежит на дороге,
его случайно не подберешь. Добру
человек у человека учиться
(Ч. Айтматов)

Все мы очень хотим, чтобы наши дети росли добрыми , отзывчивыми, уважали старших, Мы прекрасно, понимаем, что дети добры по своей природе, но бесценное  зерно доброты  требует постоянного ухода, иначе оно может не прорасти. Наша обязанность - учить ребенка и мыслить, и чувствовать, и действовать по законам добрых человеческих отношений.
Не все правильно понимают, что значит быть добрым. Некоторые родители рассматривают доброту узко, а порой и утилитарно: угостил конфеткой: «добрый».
Доброта - понятие емкое многозначное. Это человечность и отзывчивость, чуткость и  доброжелательность умение поступаться  «своим «Я», «хочу», ради «мы», «обязан» проявить готовность разделить невзгоды и радости других людей. Маленький ребенок не умеет понять сердцем, что плохим поведением огорчил маму, что, ударив сверстника, причиняя ему боль, что мучая животное, поступает жестоко. Он может с легкостью смеяться над плачущим товарищам, дразнить его, давать прозвище человеку с физическим недостатком.
Так он поступает, потому что еще многого не понимает, не умеет поставить себя на место другого, проникнуться  чужой болью, обидой.
В этом проявляется особенность дошкольного возраста. И долг взрослых -предотвратить проявление равнодушия, жесткости в ребенке, учить его умение сочувствовать, понимать состояние другого человека. Сам он этому может не научиться, если не помогать ему мыслить по законам доброты, не побуждать его к хорошему поступку, чуткому отношению к людям. В. А. Сухомлинский говорил, что добрые чувства должны уходить своими корнями детство.
Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.
Первая школа воспитания добрых чувств растущего человека - это семья, ибо все человеческие тропы начинаются оттуда. Это целый мир для ребенка, в которой он учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Здесь он приобретает первый опыт общения, умение жить среди людей.
В дошкольные годы, когда привязанность маленького ребенка к близким людям – отцу, матери, бабушки, дедушки безмерна, проявления добрых чувств к ним  является естественным. Но уже тогда надо отправлять эти чувства, следить, чтобы они не приобретали эгоистическую направленность. Ведь как бывает часто, что ребенок что-то делает за покупку. Чувства детей приобретает потребительский характер. Эти чувства обращены только к самому, но не к родителям. Он считает, что все окружающие должны угождать ему, доставлять радость. А его предназначение пользоваться этими радостями. Часто слышать: «пока мамы Так и должно быть пусть порадуется, он же еще ничего не понимает». Но так ли это? Не растим ли мы против своего желания эгоиста, потребителя радостей, равнодушного, черствого человека? Даже детям 7 лет, а у них ответы: «А мне мама все покупает, что я захочу». Пока ребенок мал, родительские чувства не всегда позволяют вовремя видеть в нём зреющие качества эгоистов. И только вместе с  взрослением ребенка близкие вдруг обнаруживают, что он забывает поделиться с ними лакомством ( со сверстниками, игрушкой и т.д.), проявляется полное равнодушие к их радостям и огорчениям, не умеет сочувствовать тогда, когда они так нуждаются в этом.
Родители искренне удивлены, огорчены: откуда такое у него? Разве за их любовь и заботу он не должен платить, чем же? Но, увы, ребенок, вскормленный на избыточном потреблении всяческих благ, очень рано усваивает, что ему обязаны все», он – никому. Эгоист, потребитель не способен на добрые поступки, не умеет сочувствовать, проявлять заботу о других, так как все его помыслы обращены на самого себя: он делает охотно только то, что доставляет ему удовольствие, что удобно ему самому, а до других ему и дела нет. Вот почему важно уже с первых шагов сознательной жизни ребенка учить его не только брать, но и отдавать: на внимание и забота старших о нем требовать ответного внимания и заботы к себе, ставить его в условия, равнозначные для всех членов семьи, не делая скидок на то, что он маленький или, что «несмышленый еще», приучать его к  мысли о том что и отец и мать, и старшие братья, сестры имеет свои потребности и интересы, с которыми нельзя не считаться. Только в атмосфере семейного равенство создается благоприятная почва для формирования  высоких нравственных качеств.
Учить ребенка с уважением относится к близким, значит заложить в нем зерно человечности, умение жить среди людей трудно. Ведь трудно себе представить, что плохой сын, став взрослым, может быть чутким отцом, верным другом, хорошим семьянином. Подготовить растущего человека к будущей жизни, вырастить в нем настоящего гражданина с присущими ему качествами Нового Человека, умеющего отстаивать добро и бороться со злом - задачи огромного социальное значение. Добрые чувства должны становиться стимулом добрых поступков для других, выражаться у растущего человека в активной форме: т.е. не столько в словах и порывах, сколько в делах. А это значит уже сейчас учить умению уважительно относится к делам взрослых, считаться с их настроением, проявлять к ним предупредительность, оказывать посильную помощь, не огорчать плохим поведением, добросовестно выполнять свои обязанности.
Народная мудрость гласит: « Что посеешь то и пожнешь». Не воспитаешь ребенка внимательное, чуткое, доброжелательное отношение к окружающим людям, сочувствие и любовь ко всему живому, не жди иного отношение к себе.
Повседневные и совсем, казалось бы, малозаметные дела должны учить ребенка быть творцом радости для других, помог маме, позаботился о бабушке, пожалел сестренку... Но если ребенок останется в стороне от забот и нужд семьи, если взрослые стараются сделать его жизнь праздником, бояться омрачить переживаниями, то у него складывается убеждение: все  радости принадлежать только ему, а то, что требуют душевного напряжения, сопряжено с неприятными  эмоциями - удел родителей. Умение это не приходит само по себе, надо это воспитывать. Повседневная жизнь семьи дает для этого малу поводов: « Что-то у папы усталый вид, спроси его, как он себя чувствует? », « что твоя подруга была грустная и т.д.».  Для растущего человека должно стоять правилом: неуместно радоваться, веселиться, если в доме огорчения, печаль; если видишь кому-то больно пожалей, утешь; если младший брат, сестричка загрустила в отсутствие мамы - отвлеки их интересными делами; если у твоего товарища что-то не получается - помоги, скажи, посоветуй, не будь равнодушным к его переживания. Так чувственный опыт и «опыт поступков» сливаются воедино . Это очень важно в воспитание у детей активной, деятельной заботы.

Опубликовано: 28.11.2015