Трудовое обучение и воспитание учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Андреева Ирина Александровна

Организация: ГБОУ МКШИ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Населенный пункт: Республика Башкортостан, с.Михайловка

В 1913 году на Всероссийском съезде по народному образова­нию в одной из резолюций был определен ряд требований к уси­лению использования ручного труда как педагогического средства улучшения развития умственно отсталых детей. Этот факт из ис­тории русской специальной педагогики заслуживает внимания, так как в нем отразилось всеобщее признание развивающей ро­ли труда. Действительно, если проанализировать труды дефекто­логов  А.Н. Граборова  В.П. Ка­щенко, Г.Н. Россолимо  и других, то все они так или иначе признавали большое педагоги­ческое значение занятий ручным трудом для развития умствен­но отсталых детей.

В. П. Кащенко предлагал шире использовать ручной труд как метод работы с детьми по всем другим учебным предметам (математика, история, география, русский язык).

Однако О. Декроли  как и В.П. Кащенко,  видел в ручном труде в первую очередь средство организации удовлетворения потребностей растущего организма в мышечной деятельности, в движении. Именно поэтому ни В.П. Кащенко, ни многие другие русские дефектологи не пытались рассматривать трудовую дея­тельность со стороны ее логического содержания, со стороны той системы умственных действий, которые могут быть сформированы у ребенка в процессе трудового обучения.

Пожалуй, наиболее последовательно развивал идею автомати­ческого положительного воздействия труда на психическое развитие умственно отсталого ребенка А.Н. Граборов.

Сам процесс работы ставит работающего в та­кое положение, из которого он должен найти выход. Работая, воспроизводя вещи, выполняя задания, ребе­нок воспитывает уверенность  в  себе,  развертывает собственную личность».

В том же направлении, что и у А.Н. Граборова, разрабаты­валась идея о коррекционном значении труда для развития по­знавательных способностей умственно отсталого ребенка и другими представителями русской олигофренопедагогики.

Методические вопросы трудового обучения разрабатывались так бедно и по существу не в педагогическом направлении из-за господства идеи саморазвития ребенка в тру­довой деятельности. В самом деле опубликованные статьи и ме­тодические пособия по методике ручного труда и профессио­нального обучения содержали в себе главным образом описание технологии по выработке правильных операционных рабочих на­выков у учащихся. Что касается проблемы коррекции познава­тельной деятельности умственно отсталого ребенка в процессе трудового обучения, то эта сторона дела в методическом плане почти не затрагивалась.

В практике обучения происходит своеобразное разделение труда - все, что надо делать руками, делают ученики; а все, что надо решить головой (например, уста­новление пооперационного плана, контроль за качеством выпол­нения операций и т.п.), - все это за учеников делает учитель. Такое положение в конечном счете нашло свое отражение и в некоторых методических рекомендациях к постановке трудового обучения умственно отсталых детей.

Таким образом, не оправдавшая себя на практике позиция пассивного выжидания улучшения познавательной деятельности детей в процессе труда логически привела к тому, что трудовое обучение сводилось к тренировке операционных навыков при пол­ном отсутствии заботы о развитии умственной деятельности ре­бенка в процессе труда.

Доста­точно  ознакомиться   с   некоторыми   пособиями Н.Л. Завитаева и И.Г. Розанова по методике ручного труда в массовой школе, чтобы убедиться в том, что пооперационный метод отражен поч­ти во всех рекомендуемых поурочных разработках. При таком методе обучения ученики выполняют задание под своеобразную диктовку, никаких умственных операций им почти не приходится выполнять (планирование, контроль, расчеты и т. п.). Очевидно, что при этом степень самостоятельности учеников в умственной деятельности практически сводится к нулю.

Надо отметить, что такое состояние в методике трудового в последнее время подвергнуто справедливой резкой критике. Вме­сте с тем стали определяться новые пути обучения, более активи­зирующие умственную деятельность ребенка в труде. Так, в иссле­дованиях, проведенных проф. Л.В. Занковым, проф. Д.Б. Элькониным, наметился принципиально иной подход к обучению в младших классах массовой школы: главной задачей на данном этапе трудового обучения является формирование у ребенка комплекса умственных умений, который должен обеспечить само­стоятельные навыки труда на уроках ручного труда. В   работах Н.Д. Левитова, К.К. Платонова,  В.В.Чебышевой, в ряде исследований, проведенных под руковод­ством А.А. Смирнова, особое значение придается формированию у учащихся общих способов действования в труде. Подводя итог анализу исследований, непосредственно относя­щихся к трудовому обучению умственно отсталых детей в коррекционной школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, можно сказать, что, несмотря на общее призна­ние коррекционно - развивающей роли труда, теоретические основы большинства этих работ были таковы, что они не могли сущест­венно изменить практику трудового обучения, нацелить учителей на более активное использование трудового обучения для реше­ния задачи коррекции недостатков познавательной и практической деятельности умственно отсталых.

Необходимо найти конкретные дидактические пути реализации принципа кор­ригирующего обучения, в частности трудового обучения. Очевид­но также, что для решения этого дидактического вопроса необхо­димо знать и обязательно учитывать те особенности умственной деятельности учащихся вспомогательной школы, которые имеют место при выполнении ими трудовых заданий.

Коррекционная работа в коррекционной школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ида не просто добавление к учебному процессу. Она прони­зывает весь педагогический процесс, выступает его не­отъемлемой частью. Прежде всего, она выполняет под­готовительную функцию, создает необходимые предпо­сылки для формирования у воспитанников готовности к сознательному усвоению знаний и целенаправленной деятельности, а затем через развитие правильного от­ношения к труду и потребности выполнять отдель­ные действия и операции в соответствии с поставлен­ной целью ведет к формированию общественных моти­вов труда и целенаправленных способов деятельно­сти. В данном направлении уроки ручного труда выполняют пропедевтическую  роль в трудовом обучении и воспитании учащихся с умственной недостаточностью.

 

Опубликовано: 29.10.2015