Применение инновационных технологий на уроках русского языка

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Дудникова Марина Юрьевна

Организация: МКОУ «Липчанская ООШ»

Населенный пункт: Воронежская область, с. Липчанка

Воспитывает ребенка каждая минута жизни и
каждый уголок земли, каждый человек, с которым
формирующаяся личность соприкасается.
В.А.Сухомлинский

Применение инновационных технологий на уроках русского языка

Традиционная система обучения несколько отстает от потребностей общества. Следствием этого становится разработка инновационных технологий в обучении. Инновационные методики характеризуются новым стилем организации учебно-познавательной деятельности учеников, изменяющим как способы презентации и усвоения знаний, так и тип овладения ими. Цель таких методик — активизировать, оптимизировать, интенсифицировать процесс познания.

 Инновационное обучение предполагает обязательное включение учащихся в деятельность, коллективные формы работы, обмен мнениями. Инновационные технологии позволяют реализовать одну из основных целей обучения русскому языку (развитие коммуникативной личности), то есть дают возможность перейти от изучения языка как системно-структурного образования к изучению его как средства общения и мышления, а учебно-познавательную деятельность перевести на продуктивно-творческий уровень.

Нам хочется, чтобы ученик обучался добровольно, самостоятельно и творчески. Этого можно добиться, если ввести в учебный процесс активные формы и способы работы.

Новация – это все новое.

Инновация – это новый способ в работе.

Проблема педагогики, как повысить эффективность обучения, всегда актуальна.

Канарская О.В., доктор педагогических наук, профессор создала модель инновационной методики, в соответствии с которой обучение русскому языку осуществляется на основе развития эмоций (в том числе радости открытия, радости познания, интеллектуальных эмоций). Ведь несомненно, что запоминается дольше то, что пережито эмоционально.

Инновационное обучение определяется как обучение нового типа, построенное на активизации эмоциональной сферы ученика. Организация инновационного обучения обеспечивает формирование положительной мотивации через предвосхищение результата учения школьником, позволяет включить всех учащихся в процесс познания на максимальном для каждого обучающегося уровне успешности и перевести учебную деятельность на продуктивно-творческий уровень.

В инновационном обучении происходит усвоение знаний и умений и  опыта мышления на базе подкрепления рационального эмоциональным. Активное функционирование интеллектуальных и волевых сфер психики ребенка обеспечивается включением его эмоциональных сфер, что ведет за собой обязательное участие в учебном процессе.  ( При проблемном обучении не все включаются в работу).

 

Инновационный подход в обучении.

Это поиск резервов в недостаточно востребованной эмоциональной сфере учащегося, которые позволят как включить в активную деятельность, так и успешное в ней участие.  А успешным оно будет тогда, когда каждый обучаемый получит возможность удовлетворить возникший учебный интерес, добиться положительного результата, когда организация изучаемого материала на уроке позволит ученику преодолеть интеллектуальные затруднения и на положительно эмоциональном фоне восполнить недостаточность знаний для умственного действия.

Цели инновационной методики:

1. Создать предвосхищение результата (тайна)

2. Обеспечить активное участие каждого ученика в работе

3.  Опора на эмоциональную сферу школьника при восприятии им учебного материала, при предъявлении материала учителем, организующим работу с языковыми единицами всех уровней;

4. Опора на эмоциональную память, обеспечивающую знаниям надежность, гибкость, воспроизводимость и функционирование в новых учебных ситуациях;

5. Опора на механизмы творческой деятельности (ассоциативный, эвристический, механизмы анализа через синтез и связи эмоционального и рационального), что обеспечивает перевод учебно-познавательной деятельности на продуктивно-творческий уровень.

6. Развитие ребенка до уровня продуктивного творчества.

Инновационная технология обеспечивает:

1. поисковую активность учащихся

2. добровольную учебу в творческом режиме 

МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ

В основе технологии лежит  организационная сторона (особый способ организации и преподнесения материала) – метафоризация  (иносказательное образное представления языка и форма урока – дидактическая игра). Материально-дидактическая сторона- инновационная наглядность : рисунки, опорные сигналы, опорные конспекты, тексты с прозрачным ассоциативным рядом.  Структурная сторона-  алгоритм творческого учения.

В этой технологии все частное усваивается как элемент системы. Ученик движется  самостоятельно от наблюдений, во время которого получает возможность открывать и присваивать знания, к умению самостоятельно создавать продукты ученического творчества.

 

Практическая значимость ТЕХНОЛОГИИ состоит в том, что:

  • разработана система обучения, направленная на формирование положительной мотивации при инновационном подходе к изучению русского языка;
  • расширены возможности методического арсенала учителей: предложена система инновационных упражнений; методика применения средств зрительной наглядности дополнена инновационными дидактическими средствами;
  • установлена вариативность инновационной методики обучения русскому языку, которая может быть применена в школах и классах разного типа (5 - 9 классах школы, лицея, гимназии;  педклассах, гуманитарных классах и пр.) для реализации различных образовательных программ: базовых, углубленного и повышенного уровня, специально-профильных, для одаренных и ослабленных детей, для детей с личностными проблемами;
  • разработаны обучающие компьютерные программы (поисково-технологическая модель) по предмету "русский язык", построенные на принципах инновационного обучения, и осуществлен перенос инновационного подхода на предметы начальной школы и ряд предметов гуманитарного и естественного циклов.

Методы инновационного обучения русскому языку:

  • метод проблемной наглядности,
  • метод лингвистической аллюзии,
  • метод активизации ассоциативных связей;

 Приемы работы на уроках русского языка:

  • ассоциативный,
  • "немой" вопрос,
  • прием составления тематической сетки готового текста и прием ее вычисления при создании текста.
  • прием составления схемы развертывания микротем будущего текста и прием ее вычленения из готового текста и др.

Организационная сторона  инновационной технологии обеспечивается реализацией способа инновационного обучения, функционирующего в двух его разновидностях:

  • в способе метафоризации лингвистических сведений (на уроке дидактической игре),
  • в способе инновационного развития речи (на уроке-исследовании).

Таким образом, организационная сторона инновационной технологии, применяемой на уроках русского языка, включает понятия: способ инновационного обучения, урок-дидактическая игра и урок-исследование

Материально-дидактическая сторона инновационной технологии связана с новой функцией лингвистической наглядности, обеспечивающей управление познавательной деятельностью ученика через аппарат эмоций, и с опорой на специально организованную работу со словесными ассоциациями. При этом материально-дидактическая сторона инновационной технологии включает главное понятие -инновационная опора (лингвистическая метафора-образ и текст с "прозрачным" ассоциативным рядом) - и результаты ее трансформации: схема-опора, рисунок (картина)-опора, крок, компакт, учебный видео клип, инновационный опорный конспект; тематическая сетка текста и др. При такой организации инновационная опора, "провоцирующая" ученика на учебное действие, на "расшифровку" системно-структурной модели в режиме продуктивного творчества, выступает ориентировочной основой умственного действия.

Отличительной особенностью учебно-познавательной деятельности при инновационном обучении является тип овладения знаниями, при котором создаются условия для включения учащихся не просто в деятельность, а в деятельность творческую. Это достигается:

  • использованием различных источников добывания знаний (инновационная наглядность, тексты с "прозрачным" ассоциативным рядом),
  •  видом учебной деятельности (наблюдение и практические действия преобладают над слушанием, объяснением учителя или сопровождают его),
  •  логикой познавательного процесса (индукция сопровождает дедукцию),
  •  учетом психологии познавательного процесса, опирающегося на механизмы творческой деятельности (анализ через синтез, ассоциативный и эвристический, связь эмоционального и рационального).

Урок-исследование- средство организации познавательной продуктивно-творческой деятельности учащихся введено с целью развития речи и построено на использовании текстов с "прозрачным" ассоциативным рядом и приемов инновационного обучения.

Дидактическая игра- средство организации познавательной продуктивно-творческой деятельности учащихся, направленное на вовлечение каждого ученика как субъекта деятельности в творческий коммуникативно-познавательный процесс, в котором происходит его интеллектуально-эмоциональное развитие и реализация индивидуальных возможностей и способностей.

Для разных разделов и этапов обучения разработана инновационная наглядность (своеобразное опредмечивание системы языка), трансформирующаяся по мере надобности из схемы-опоры или опоры учебной картинки в крок, сокращающаяся до компакта, преобразовывающаяся в учебный клип или принимающая вид опорного конспекта.

Схема-опора - это модель изучаемого языкового материала, изображение его "устройства", главных черт, взаимоотношения частей; применяется на уроке первичного усвоения.

Рисунок-опора - учебное средство, основанное на сюжетно-лингвистической образности, используемое и для изучения основ русского языка, и как средство развития речи учащихся на уроках обобщающего и вводного повторения в 5-м классе. При инновационном изучении русского языка с 5-го класса, начиная с 6-го класса, может использоваться на уроках других типов. Такая опорная картинка помогает "зрительно" в системе увидеть содержание материала. В инновационном обучении схемы-опоры и опоры-рисунки применяются для создания проблемной ситуации, в которой начальному моменту мышления помогает введенная в такую наглядность новая информация, новый способ ее подачи или новые условия ее действия.

Крок - "послесловие" к уроку первичного усвоения материала, составление схемы маршрута "лингвистического путешествия", проделанного в классе и восстанавливаемого дома по памяти. Это дидактическое средство выполняет мнемоническую функцию, способствуя самостоятельному осознанию и анализу учебного материала с помощью учебной книги. Крок выступает средством развития орфографической зоркости и устной речи.

Компакт - производное от опоры сюжетной картинки, ее интерпретация; отображение изучаемой темы на этапе закрепления материала при значительном сокращении опорных сигналов с сохранением главного; графический "мини-портрет" изучаемой темы, обнаруживающий не только знание учеником составляющих пройденного лингвистического материала, а и понимание характера связей и отношений между ними.

Лингвистическая визитка - " визитная карточка" изучаемой части речи, например, причастия, с "именем, отчеством, фамилией" (причастие = глагол + прилагательное), "местом работы" (предложение), "занимаемой должностью" (определение, сказуемое), "домашним адресом" (Лингвистическая Вселенная, Морфологическая галактика, Действенно-признаковая орбита) и т.п.

Учебный клип - "склеивание" нескольких "кадров" в наглядный лингвистический сюжет, авторская защита которого проходит на уроке творческом зачете. Кадрами клипа могут быть все перечисленные ранее средства обучения и написанные в ходе изучения темы, раздела сочинения-миниатюры, сочинения- лингвистические сказки, а также опорный конспект с дополнениями ученика.

Мы считаем допустимым называть опорным конспектом словесно-образную, вторичную, индивидуализированную краткую авторскую запись учеником основного содержания темы, изучаемой с применением схемы-опоры или рисунка-опоры, разработанных учителем.

Лингвистическая метафоризация построена на идее космического путешествия, работе с Атласом - сборником главных объектов Лингвистической вселенной. 8 игре участвует искусственный объект -межпланетная станция "Логос-текстум" (Logos-textum). Телескоп-логоскоп, "установленный" на ее борту и "направляемый" на различные объекты вселенной, дает более детальное их увеличение.

Образные опоры- средство обобщенного моделирования, наглядного изображения лингвистического материала - в инновационном обучении выступают и как стимулы речевого развития учащихся.

 

Применение инновационных технологий на уроках русского языка

Основной принцип технологии коллективной взаимообучаемости – принцип сотрудничества. Принцип непрерывной и безотлагательной передачи полученных знаний друг другу – это тот рычаг, который приводит к массовому и качественному знанию учебного материала.
Коллективная форма обучения дает возможность трудиться на уроке всем учащимся. Эффективность урока возрастает за счет того, что увеличивается время для активной работы учащихся. Труд на уроке носит общественно полезный характер, так ближайшая цель каждого ученика не только учиться самому, но и учить других, помогать другим. Каждый на уроке имеет возможность усвоить материал!
Самое главное в основе технологии коллективной взаимообучаемости – это наличие воспитательного и здоровьесберегающего аспекта: он заключен в проблеме общения (ученик – учитель, ученик – ученик). Стиль отношений при работе в парах сменного состава демократичный, искренний. Технология ведет к партнерству, сотрудничеству, что вызывает в ученике радость от совместного труда, ученик учится умению слушать и слышать друг друга, у него повышается самооценка. Ученики начинают уметь выстраивать диалог, культурно дискутировать. И самое важное: ученик поглощает не только поток знаний, но и чувств; он имеет право на ошибку, на собственное мнение.
Преимущества данной технологии:

  • в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
  • в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
  • каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
  • повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
  • отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате класса;
  • формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
  • обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.
     

Существует большое количество методик, применяемых на коллективных занятиях, и они имеют различные названия: «организованный диалог» , «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения» (КСО), «работа в парах сменного состава» и др.
Работа в парах сменного состава по определенным правилам позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения. Применение коллективной формы обучения дает возможность трудиться на уроке всем учащимся. Эффективность урока возрастает за счет того, что возрастает время для активной работы учащихся, ведь половина из них (в разных группах) может говорить, отвечать одновременно. Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу, то есть принцип сотрудничества становится ведущим, каждый на уроке имеет возможность усвоить материал. Именно этим меня привлекла данная форма обучения.
Можно выделить следующие основные преимущества КСО:
в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

  • в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
  • каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
  • повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
  • отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате класса;
  • формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
  • обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

Парную работу можно использовать в трех видах:
статичная пара (постоянная), которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель-ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;
динамическая пара: выбирают четверо учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля ученик обсуждает трижды с каждым партнером тему, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;
вариационная пара: здесь каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает 4 порции учебного содержания.

Технология ведет к партнерству, сотрудничеству, что вызывает в ученике радость от совместного труда; ученик учится умению слушать и слышать друг друга, у него повышается самооценка совместных действий (взаимодействие)!. Ученики начинают уметь выстраивать диалог, культурно дискутировать, у учителя появляется возможность помогать ученику в индивидуальном порядке четко формулировать высказывания. И самое важное: ученик поглощает не только поток знаний, но и чувств; он имеет право на ошибку, на собственное мнение.

Рекомендуемая литература

  1. Васянина Е. Интернет ресурсы по РКИ: достижения и детские болезни. Русский язык за рубежом, 1, 2004, 60 – 70.
  2. Замковая Н., Моисеенко И. Инновационные формы работы на уроках русского языка как иностранного. Таллинн, 2006.
  3. Канарская О. В. Инновационное обучение. СПб, 1997.
  4. Лаврова О. Н. Метафоризация лингвистических терминов на уроках русского языка. В сб. «Герценовские педагогические чтения». СПб, 2002, 11 – 15.
  5. Логвина И., Мальцева-Замковая Н., Рождественская Л. Есть «Надежда»! Итоги сетевого образовательного проекта. Русский язык за рубежом, 4, 2009, 48 – 56.
  6. Мередит К., Стил Дж. и др. Обучение сообща. Тарту, 1999.
  7. Мальцева-Замковая Н., Моисеенко И., Рождественская Л. Возможности сетевых образовательных сообществ в обучении русскому языку. Русский язык за рубежом, 2008, 2, 57 – 64.
  8. Патаракин Е. Телекоммуникации в среде Лого: многообразие сообщений. Педагогическая информатика, 2, 1993, 16 – 20.
  9. Патаракин Е. Стайные сетевые взаимодействия, Educational Technology & Society, 8 (2), 2005, 278 – 288.
  10. Педагогические мастерские: теория и практика. Сост. Н. И. Белова, И. А. Мухина. СПб, 1998.
  11. Шукейло В. А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. СПб, 1998.
  12. Соосар Н., Замковая Н. Интерактивные методы преподавания и учения. СПб, 2004.
  13. Johnson D. W., Johnson R. T., Youtube E. I. Circles of Learning: Cooperation in the Classroom. Minnesota, 1990.

Поисковые машины и каталоги
http://www.yandex.ru, http://www.gogle.com, http://www.rambler.ru

Энциклопедические ресурсы
http://www.rubicon.com

Средства массовой информации
http://www.lenta.ru, http://www.top.rbc.ru

Сайты и порталы для русистов
http://www.gramota.ru, http://www.ropryal.org http://www.gramma.ru
http://rus.1september.ru/
http://www.it-n.ru/about.aspx?cat_no=232
http://www.uchportal.ru/
http://zavuch.info/
http://collection.edu.ru/default.asp

Сетевые библиотеки, интернет-магазины
http://www.lib.ru, http://www.ozon.ru

Игровые технологии на уроках русского языка
http://festival.1september.ru/articles/517466/
http://www.rusedu.ru/detail_10533.html
http://www.openclass.ru/wiki-pages/93147

Опубликовано: 29.10.2015