Словесные методы обучения на уроках географии в коррекционной школе-интернате VIII вида

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Кадырова Дилара Фагимовна

Организация: ГБОУ ТКШИ №2 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Туймазы

Изучение географии в школе - интернате  VIII  имеет большое коррекционное  значение. Географический материал  в силу своего содержания обладает большими возможностями для развития наиболее слабых сторон познавательной деятельности у детей с ограниченными невозможностями: внимания, наблюдательности, умения сравнивать и анализировать наблюдаемые предметы, явления, понимать их причинно – следственную зависимость, дают благоприятный материал для патриотического, эстетического и экологического воспитания. На уроках географии продолжается работа над устной речью, начатая в пропедевтический период обучения – на уроках развития устной речи разговорной речи в 1-4 классах.

Целью изучения географии является формирование в сознании обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья системы взглядов и принципов, норм поведения по отношению к окружающей их среде. Важными коррекционно-развивающими задачами, решаемыми посредством изучения географии являются развитие речи и мышление воспитанников, обогащение  активного словаря новыми терминами, понятиями географического содержания.

В коррекционной школе основными словесными методами обучения географии являются рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником. Однако  применение исключительно  словесных методов не дает положительного результата в усвоении знаний, поэтому необходимо использовать в сочетании наглядные  и практические методы.

Использование   рассказа  применимо при подаче несложных для восприятия тем, содержащий  большой  объем фактического материала и при описании географических объектов и явлений (рассказы о растительности, животном мире, занятия людей различных природных зон, материков).

Целью   иллюстрированных  рассказов    является   создание представлений у обучающихся  определенных образов, картин географических объектов или явлений.  Примером  таких рассказов может  служить  текст для дополнительного чтения, помещенный в рубрике «для любознательных», выдержка из художественных произведений.  Следует помнить также о содержании описаний. Яркое, красочное описание будет способствовать воспитанию эстетических чувств, но оно  дает мало познавательного материала учащимся, что должно учитываться в первую очередь.  Включение в урок чтения художественных рассказов, различных описаний способствует лучшему осмыслению школьниками изучаемого материала и тем самым развивает внимание, интерес.  Небольшой по объему красочный рассказ учителя является важнейшим источником знаний учащихся, средством формирования у них географических образов, эстетического воспитания. При образовании представлений учитель последовательно направляет сознание учащихся на типичные существенные стороны изучаемого  объекта. Одновременно с образованием представлений учащиеся  усваивают ряд терминов, названий предметов и явлений.

 Плодотворным и интересным  является применение на уроках географии рассказа – путешествия. Этот тип рассказа удобен тем, что учащиеся переносятся в соответствующую обстановку, а это придает географическим сведениям особую убедительность. Обучающиеся  вживаются в роль путешественников и переживают описываемые события. Такой рассказ должен иметь сюжетную линию, то есть должно быть не только словесно описана местность, но и ввести события и действия, которые придадут больше реальности и убедительности. Учитель должен обговорить сборы и подготовку, какие предметы пригодятся и как их применить, во что одеться.

Особенно привлекательным  бывает рассказ, в основу которого положены личные впечатления педагога.

Речь педагога должна быть  живописной, увлекательной явления природы должны быть описаны в ярких красках. Что действует на воображение и память, то не скоро забудется. Учащиеся с ограниченными возможностями усваивают все новое очень медленно, неточно воспроизводят, быстро забывают, плохо перерабатывают воспринятый материал, поэтому педагогу нужно тщательно продумывать последовательность рассказа.

Следует отметить, что формированию познавательного интереса способствует поисковый характер обучения на уроках  географии. Когда учащиеся ищут ответ на поставленный учителем вопрос. В природном примере объяснение учителя включает элементы беседы.

Беседа – это такой метод обучения, при котором основное место занимает вопросы педагога и ответы учащихся. Беседа подготавливает и включает учащихся  в самостоятельную работу с пособиями, активизирует процесс обучения. Она открывает большие возможности для индивидуального подхода.   Надо отметить, что эффективность, успеха беседы зависит от глубоко продуманных вопросов к учащимся. Поэтому педагог  заранее подготавливает вопросы и вписывает их в план урока. Примерами конкретных, кратких вопросов могут быть и вопросы к статьям в учебнике географии.  Успех любой беседы зависит не только от правильной постановки вопросов, но и от своевременности исправления неверных ответов учащихся, так как  нельзя допустить закрепления неправильно воспринятых учениками знания.  Лучших успехов может добиться педагог, если он создает условия, при которых ученик сам поймет ошибочность своего вывода. Для проведения беседы педагогу необходимо приготовить нужные наглядные пособия. Завершается беседа задания для самостоятельной работы учащихся.

Традиционными также являются другие виды бесед. Вводная или воспроизводящая применяются учителем  для организации внимания учащихся и восстановления в их памяти знаний, необходимых для освоения нового учебного материала.  Эвристическая или разъяснительная беседа проводится на основе уже имеющихся знаний при объяснении материала, содержащего причинно-следственные связи. Они устанавливаются совместно с учителем и сопровождаются объяснением, рассказом, а так же наглядными пособиями.

Обобщающая беседа проводится с целью закрепления, повторения и систематизации знаний учащихся в конце урока, темы, раздела.

Учащиеся с ограниченными возможностями могут  быть участниками беседы  только в результате систематического и  длительного обучения. Для  участия в беседе учащихся необходимо предварительно готовить. В этой подготовке необходимо отводить значительное место самостоятельным работам учащихся (наблюдения, запись фактов, имеющих значение для развития темы беседы, систематизация этих фактов, умение сделать обобщения и выводы).

 Главным учебным пособием является учебник и средством обучения для  учащихся. В нем систематически и последовательно изложен материал курса каждого класса, подлежащий усвоению. Имеется  иллюстрированный и методический материал, облегчающий работу учащихся и педагога. Систематическая работа с учебником способствует достижению важных дидактических целей. С помощью учебника необходимо обучить учащихся сознательному чтению текста, так как при механическом чтении материал усваиваться не будет.  Необходимо на уроках добиваться того, чтобы учащиеся понимали и представляли то, о чем читают. Для этого педагогу необходимо с помощью наглядных пособий иллюстрировать  прочитанный материал, а также использовать приемы сравнения, аналогии.

Посредством работы с учебником у учащихся формируются географические понятия и представления, а у педагога появляется возможность контролировать и направлять этот процесс.

Важную роль играет учебник в осуществлении словарной работы, так как при работе с учебником пополняется словарный запас учащихся, формируется грамотная устная и письменная речь. Ведь речь учащихся с ограниченными возможностями неправильна и скудна.  Познание учащимися окружающей действительности, которое проходит в неразрывной связи с формированием у них речи как средства общения, подготавливает детей к овладению системой теоретических знаний курса географии и дает богатый материал, необходимый им в жизни.

Работа с учебником помогает развитию самостоятельности у учащихся. Однако необходимо помнить, что как источник самостоятельного получения знаний учениками с нарушением интеллекта учебник может использоваться

не всегда. Обучающиеся не в состоянии одни осмыслить и структурировать изложенный материал. Поэтому при  самостоятельной работе с книгой должно предшествовать предварительное и планомерное обучение учеников навыкам самостоятельного осознанного чтения.

На уроках географии применяются традиционные методические приемы работы с книгой: чтение вслух, чтение по цепочке, чтение про себя, комментированное чтение, объяснительное чтение, выборочное чтение. Следует помнить:

  • чтение статьи учебника целесообразно проводить после предварительного опроса учащихся, вводной беседы, рассказа учителя, словарной работы, работы с картой, разбора рисунка;
  • первоначально учитель  должен предложить прочитать статью учащимся целиком, не отвлекая их внимания  дополнительными пояснениями и вопросами;
  • трудные слова, встречающиеся в тексте учебника, рекомендуется разобрать заранее, выписав их на доску, а те слова, значение которых ученики не поняли, разобрать при повторном чтении;
  • чтение вслух необходимо поручить учащимся с хорошей техникой чтения, но остальные учащиеся, чтоб следили за чтением товарища и могли его продолжить;
  • иллюстрации рассматривать до чтения статьи.

Таким образом, использование различных словесных методов   способствуют более интересно и  живо проводить  уроки. Правильно организованные уроки географии побуждают интерес к предмету, воспитывают  художественный вкус, любовь к живой природе, понимать необходимость защищать и оберегать то, что нас окружает.  Более того, словесные методы позволяют развить речь учащихся, помогают ученику стать активным участником учебного процесса, научиться отстаивать свое мнение, суждение, сопереживать друг за друга, усваивать материал непосредственно на уроке.

 

 

Список литературы

  1. Барков А.С. Вопросы методики и истории географии / А.С. Барков. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 80 с.
  2. Головина Т.Н. Практические работы по географии во вспомогательной школе / Т.Н. Головина – М.: Просвещение, 1965. – 30 с.
  3. Пороцкая Т.И. Лекции по методике преподавания географии во  вспомогательной школе / Т.И. Пороцкая – М.: Просвещение, 1970. – 87 с.
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы/ под. ред. В.В. Воронковой. – М.: Владос, 2011. – 228 c.
  5. Синев В.Н.  Коррекционная работа на уроках географии и естествознания во вспомогательной школе/ В.Н. Синев, Л.С. Стожок – Киев: Радянська школа, 1977. – 85 с. 

 

Опубликовано: 29.10.2015