Технологии формирования коммуникативных умений учащихся на уроках мировой художественной культуры и во внеурочной деятельности
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Симонова Ирина Александровна
Организация: МАОУ СОШ № 200 с углубленным изучением отдельных предметов
Населенный пункт: Свердловская область, г. Екатеринбург
Под коммуникативной культурой понимается практическое применение необходимых и полезных каждому человеку умений и навыков общения: строить собственную мысль и речь, понимать мысль и речь партнеров в общении, уметь эффективно взаимодействовать с ним в ситуации общения, добиваясь результата, соответствующего выбранным целям. Результат овладения этими умениями скажется в любой сфере: в деловом и неофициальном общении, в познавательной интеллектуальной деятельности, социальной и личностно значимой для каждого человека.
Подходы к формированию коммуникативной культуры в общем виде выглядят следующим образом:
- постановка цели;
- сообщение новых знаний;
- формирование умений на репродуктивном уровне;
- демонстрация деятельности в целом и по элементам;
- отработка умений в упрощенных условиях (по операциям);
- организация самостоятельной практики с обязательной обратной связью;
- переход к поисковой творческой деятельности;
- организация проблемных ситуаций, решение нестандартных задач;
- рефлексия: анализ учащимися своей деятельности и ее обсуждение.
К основным коммуникативным умениям относятся:
1. Умение видеть цель своего высказывания и добиваться ее выполнения словесными способами.
2. Умение сформулировать свою точку зрения и отстаивать ее в споре.
3. Умение придерживаться темы.
4. Умение определить границы темы высказывания.
5. Умение выбрать ситуативно - уместный тип речи.
6. Умение соблюдать логику изложения (аргументировать, приводить примеры, делать выводы).
7. Умение правильно располагать части материала.
8. Умение управлять своими эмоциями, использовать этикетные формулы в беседе.
Изучение мировой художественной культуры и в то же время формирование коммуникативных способностей учащихся требует специфических форм организации урочной и внеурочной деятельности. Представляется интересным показать формы организации уроков, которые используются на уроках мировой художественной культуры в МАОУ СОШ № 200:
- Урок – лекция. Перед уроком учитель формулирует цели и задачи, ставит проблему перед учащимися, решение которой они должны найти в ходе лекции. Заканчивается такая лекция выводами, которые формулируют сами учащиеся.
- Урок – семинар. Проблема, тематика, вопросы к семинару и список необходимой литературы выдаются учащимся заранее для того, чтобы каждый мог выбрать для себя наиболее приемлемую форму учения и интересную именно для него тему сообщения.
- Урок – беседа. Вопросы для такого урока могут быть даны как заранее, так и в ходе самого урока – от этого зависит организация урока.
- Урок – беседа по индивидуальным опережающим заданиям. Такие задания выдаются конкретным ученикам заранее с учетом индивидуальных психических и интеллектуальных способностей.
- Урок – семинар группового типа (проблемно-аналитическое занятие). Такой урок предполагает распределение класса по группам, в которых могут быть выделены функциональные обязанности каждого участника группы. Проблема и цели урока, задания для групп даются на уроке. В ходе урока группа исследует поставленную проблему, анализирует, решает ее и делает выводы.
- Урок – творческая лаборатория. При такой организации урока распределение на творческие лаборатории, проблема, цели и задания по этой проблеме происходит заранее. Каждая лаборатория самостоятельно работает над своим заданием. Распределяются функциональные обязанности каждого участника лаборатории, например, руководитель, оформитель, эксперт и пр. На уроке каждая творческая лаборатория представляет результаты свой исследовательской работы, совместно подводятся итоги работы каждой лаборатории.
- Урок – диспут. Такой урок предполагает обмен мнениями по различным проблемам, предлагаемым учителем заранее.
- Урок – деловая игра. В основе такого урока, как правило, групповой подход. Учащиеся содержания заданий заранее не знают. Классу предлагается та или иная проблемная ситуация, каждая группа должна найти решение этой проблемы со своей позиции в ходе урока, например, критика, художника, зрителя и т. д.
- Урок – ролевая игра. Проблема, цели, задачи и задания сообщаются заранее. Заранее распределяются роли. Например, в ходе ролевой игры «Суд над авангардом» распределяются роли судей, обвиняемых, защитников, обвинителей, свидетелей. Каждый из них готовит свое слово на суде. Решение суда в конце урока – это выведение в ходе игрового конфликта обобщения мировоззренческих идеалов художников - авангардистов.
- Урок – концерт. Эта форма используется, как правило, при изучении тем, связанных с творчеством композиторов или в ходе интегрированных уроков «литература – МХК». Такая форма способствует раскрытию творческих способностей каждого ученика.
Во внеурочной деятельности представляются интересными следующие формы работы:
- Театральная деятельность. Так, при постановке спектаклей выбирается определенная культура той или иной страны и эпоха, в которой происходит действие. При этом учащиеся изучают историю костюма, быт, нравы, обычаи, интерьер того или иного периода и страны, сами пишут сценарии, рисуют декорации и шьют костюмы.
- Экскурсионно - аналитическая работа. Такая деятельность предполагает не только посещение культурных центров города и области, но и ежегодные тематические поездки по литературным и историческим местам России. После таких поездок каждый ученик готовит отчет по своим темам, при этом формы отчетов могут быть самые различные (путевые заметки, монолог экскурсовода, анализ эксперта, журналистское расследование и т. д.)
Технологии формирования коммуникативных умений учащихся
заключаются в выборе заданий учащимися по своим возможностям. Однако, учитель, ориентируясь на зону ближайшего развития конкретного ребенка, может предлагать тот или иной тип заданий, способствующих его интеллектуальному развитию и формированию коммуникативной культуры.
Задания на создание возможностей для самоопределения
- выбор заданий различной качественной направленности (креативности, теоретичности – практичности, аналитической – синтезирующей направленности и т. п.);
- задания, предлагающие выбор уровня сложности учебной работы;
- задания с аргументированным выбором способа учебной работы, в частности характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем (как и с кем делать задания);
- выбор форм отчетности учебной работы;
- задания на самоопределение, когда от ученика требуется выбор нравственной, научной, эстетической, идеологической позиции в рамках представленного учебного материала;
- задания на определение самим школьником зоны своего ближайшего развития.
Задания с учетом возможности самореализации
- задания, требующие творчества в содержании работы;
- задания, требующие творчества в способе учебной работы (переработка содержания в схемы, опорные конспекты, самостоятельное планирование и пр.);
- выбор различных жанров заданий (научный отчет, рецензия, эссе, сочинение, реферат, доклад, сообщение, инсценировка и т. д.);
- задания, дающие возможность проявить себя в определенных ролях: учебных, квазиучебных, квазикультурных (оппонент, критик, эксперт, генератор идей и др.);
Задания, ориентированные на совместное развитие школьников
- совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы: «мозговой штурм», групповые проекты и пр.;
- обычные творческие совместные задания без какого-либо распределения учителем ролей в группе и без особой технологии;
- творческие совместные задания со специальным распределением учебно-организационных ролей, функций (такое распределение ролей работает на совместное развитие, если каждая из ролей воспринимается ребятами как вклад в общий результат и предоставляет возможности для творческих проявлений);
- творческие игровые задания с распределением игровых ролей в форме деловых и ролевых игр;
- совместный анализ результата и процесса учебной работы.
Задания на создание возможностей самопознания
- анализ и самооценка учащимися содержания проведенной учебной работы;
- анализ и самооценка способа работы над содержанием;
- оценка учеником себя как субъекта учебной деятельности по заданным характеристикам (умею ли я ставить цели, планировать свою работу, организовывать свои учебные действия и т. п.);
- анализ и оценка характера своего участия в учебной работе (степень активности, роль, позиция во взаимодействии с другими участниками работы и пр.)
Коммуникативная культура помогает не только организовать собственную речевую деятельность человека, но и способствует умению четко, грамотно, убедительно выражать свои мысли в любой жизненной ситуации, следовательно, работает на формирование личности учащегося, способной к самореализации и социально адаптированной в современных условиях.