Семейные традиции — основа формирования духовно-нравственной личности дошкольника

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Фадеева Людмила Викторовна

Организация: МБДОУ детский сад № 44 «Золушка»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения определяется сегодня как ключевая проблема для отечественной системы образования, начиная с дошкольного образования. Процесс личностного развития ребёнка начинается с дошкольного детства, именно тогда закладываются основы готовности и способности к духовному развитию,  к формированию морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.

В условиях модернизации всей образовательной системы, в том числе и дошкольной, не вытесняется, а наоборот, приоритет отдается духовно-нравственному развитию личности ребенка, выражая его через целевые ориентиры на этапе завершения обучения. Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.

Задачи:

  • духовное, интеллектуальное обогащение детей;
  • знакомство с православными традициями;
  • формирование представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме;
  • возрождение русских национальных традиций и обычаев;
  • сохранение нравственных семейных ценностей.

Одним из основных принципов дошкольного образования является  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Воспитание духовно-нравственной личности ребенка возможно только совместными усилиями детского сада и семьи. Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому не хватает внимания и общения внутри семьи, семейных традиций, которые на сегодняшний день - большая редкость. Между тем ни что так не сплачивает семью, как традиции.

Семейные традиции имеют свои специфические особенности. Родство и семья неразрывно взаимосвязаны. Они функционируют в качестве механизмов передачи любви, доброты, жалости, взаимопонимания, готовности прийти на помощь близкому человеку [И.А. Захаров, В.Н. Дружинин, А.С. Спиваковская].

В нашей группе было проведено исследование (опрос, анкетирование родителей и детей) по выявлению видов традиций в каждой семье воспитанников. Самой распространенной традицией является празднование дня рождения. Если в семье принято собираться в дни рождения за праздничным столом, поздравлять именинника, дарить подарки, то ребенок с ранних лет будет чувствовать, что его появление на свет - важное радостное событие для окружающих и естественно, научится радоваться другим людям.

Следующая традиция это встреча Нового года. Подарки друг другу в этот день, встреча гостей, красивая елка, украшение дома и другие моменты, объединяют членов семьи, радуют детей, прививают семейные ценности, формируют чувства единства и сплоченности, уважения друг к другу.

Еще одна традиция - совместный отдых с мамой и папой. В выходные дни и во время отпуска многие семьи отправляются в туристические походы, организуют поездки к морю, отдых около реки и др. Так происходит восприятие природы, расширяются знания о родном крае, стране, формируется чувство патриотизма, любви и бережного отношения к родной природе.

С целью возрождения семейной педагогической культуры по духовно- нравственному воспитанию детей в нашей группе был реализован долгосрочный проект «Наша дружная семья», в рамках которого проходят лектории, консультации, «круглые столы», организуются совместные праздники, экскурсии, походы, творческие и спортивные конкурсы, семейные чтения. Особое место в организации деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей занимает привлечение в семейные объединения людей старшего поколения. С обязательным участием всех членов семьи (старших и младших поколений) происходит составление семейных родословных и фотоальбомов, семейных журналов, что способствует возрождению духовно-нравственному и социальному здоровью семьи и детей.

В рамках традиции, которую мы провели весной «Украсим наш любимый детский сад» родители приносили рассаду цветов, саженцы кустарников и деревьев и все вместе мы украшали территорию детского сада, а это в свою очередь способствует воспитанию у детей бережного отношения к природе и к результатам совместной трудовой деятельности.

В нашей группе также проводятся встречи с родителями, и в связи с проблемой организации духовно-нравственного развития и воспитания детей, обсуждаются следующие вопросы. «Духовное воспитание в семье», «Роль семьи в воспитании ребёнка», « Роль бабушки и дедушки в воспитании ребенка», «Хорошие отношения - основа семейного воспитания», «Воспитание детей своим примером».

Таким образом, работа по формированию духовно-нравственных качеств личности детей сближает и укрепляет внутригрупповые отношения в системе, способствуют душевному единению и нравственной связи родителей с ребенком.

Положительная атмосфера побуждает детей к активной деятельности. Положительные эмоции детей зависят от взаимоотношений, участниками которых они сами являются. Недаром народная мудрость гласит: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители - пример ему».

 

Опубликовано: 25.10.2015