Возможности использования элементов рейтинговой оценки на уроках английского языка

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Фиклистова Ольга Валерьевна

Организация: МБОУ СОШ №6

Населенный пункт: Иркутская область, г. Иркутск

Современное общество требует от выпускников не только, и даже не столько, прочного багажа знаний, сколько умения воспользоваться им, а затем - самостоятельно пополнить. В педагогической теории и практике такое поведение личности определяется  как компетентность. С одной стороны, компетентность можно рассматривать как  показатель личностного развития (жизненная активность, ориентация на дело, высокая степень самостоятельности и личной ответственности за результаты деятельности, способность разрабатывать реальные планы будущего), а с другой стороны, как показатель качества образовательного процесса, реализуемого в образовательном учреждении. Достижение качественного результата возможно только в условиях системного подхода, где каждый процесс направлен на формирование компетентного специалиста.

Качество — категория системная.  Качество в этом случае это:

  • качество педагогического персонала;
  • качество образовательных программ;
  • качества абитуриентов и студентов;
  • качества инфраструктуры;
  • качества нравственно-психологической атмосферы;
  • качества отношений с внешней социальной средой;
  • качества управления техникумом как единым целым и его частями.

В  системе качественного образовательного процесса особое место отводится аттестации студентов как форме контроля качества образовательного процесса. И в этой системе аттестация студента не может носить формального характера разрозненных сиюминутных  оценок состояния знаний студента в разные моменты его образовательного процесса. Она должна  принять характер системы контроля за формированием  компетентности на каждом этапе обучения и в ней должны быть  отражены его достижения и личностный рост -  такая аттестация станет важным элементом реализации качественного образовательного процесса. Нам представляется, что аттестация студента должна отражать достижения не только стандартизированных образовательных результатов, но и творческих личностных успехов.

 

В реализации системного подхода при аттестации студентов система балльных оценок (абсолютная количественная шкала) не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса. В Иркутском Гидрометеорологическом Техникуме проводится ежемесячная, промежуточная, итоговая и государственная аттестации. Целью этой системы контроля образовательного процесса как элемента достижения качественного результата является диагностика проблем образовательного процесса и его своевременная коррекция. В настоящее время идет поиск оптимальных путей достижения этой цели. Например, на уроках английского языка вводится система рейтингового контроля образовательного процесса.

 В Иркутском Гидрометеорологическом Техникуме дисциплина английский язык изучается на специальностях: Гидрология, Метеорология, Охрана окружающей среды и Рациональное использование природных ресурсов, Эксплуатация метеорологических и радиотехнических систем  в течение всего периода их обучения в техникуме .

Одной из причин ввода элементов рейтингового контроля является то, что на первом этапе обучения студенты приходят  с совершенно разным уровнем подготовленности. У некоторых  английский язык не входил в программу обучения, то есть такие студенты начинают обучение английскому языку, что называется «с нуля». Наряду с ними приходят  студенты, уровень знаний которых близок к свободному владению языком. В этих условиях балльная система не будет отражать успехов, достигнутых студентами в процессе обучения в среднем профессиональном образовательном учреждении.

Процесс образования предполагает наличие результатов. О соответствии целей и результатов можно говорить, когда имеются необходимые механизмы и инструменты измерения достижения этих целей и результатов, отметки степени близости достигнутого к планируемому. Сами же измерительные инструменты во многом зависят от характера критериев, применяемых оценочных шкал.

Рейтинг — дословно с английского — это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается "накопленная оценка" или " оценка, учитывающая предысторию". Рейтинговая система — система накопительного типа, в которой индивидуальный коэффициент обучаемого (рейтинг) определяется по результатам всех видов занятий и вариантов контроля. Рейтинг — это индивидуальный суммарный индекс ученика, устанавливаемый на каждом этапе текущего, рубежного и итогового контроля знаний. Основа рейтинговая системы — деятельностный подход к организации учебной работы учащихся.

 

Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых - своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения хорошо успевающих учащихся.

Основой  рейтинговой системы контроля знаний на уроках английского языка является то, что весь курс обучения по дисциплине разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен. Важной частью рейтинговой системы является точная установка на достижения по окончании каждого раздела. Студент изначально должен знать, чему он должен научиться за установленный период времени.

По окончании обучения по каждому разделу проводится достаточно полный контроль знаний учащихся с оценкой в баллах. В конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка. Студент, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 86% до 100% могут быть освобождены от зачета по предмету.

Студент изначально знает, при каких условиях он будет освобожден от зачета или, наоборот, не допущен до него.

Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки образовательного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.

Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учащегося преподаватель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы учащегося, тем самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельностью..

Важное значение приобретает система контрольных работ, если учащийся выполнил контрольную работу, то переходит к изучению следующей темы, если нет, ему предстоит выполнение индивидуальных заданий по этой теме. А также предстоит сдача зачета повторно, целиком или частично, в зависимости от того, какую часть контрольной работы он сделал.

Уровень контрольной работы одинаков для всех и соответствует уровню «зачет». В нашем понимании контрольная работа - это необходимый минимум, который каждый учащийся обязан знать по теме.

Алгоритм определения рейтинговой оценки успеваемости учащихся.

Выполняя какое-либо задание, студент зарабатывает определенное количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения. Такие задания являются контрольными точками, по которым преподаватель оценивает рейтинг учащихся.

Примерные виды контрольных точек и примерное начисление баллов за него:

  • Выполнение типовых упражнений по теме (10);
  • Выполнение упражнений повышенной сложности  (3);
  • Перевод  текста учебника, статьи, журнала (3);
  • конструирование вопросов разного уровня сложности и эталонных ответов (3);
  • подготовка дополнительного материала по теме (5).
  • Написание сочинения на английском языке по изученной теме. (5).
  • Устный ответ - монолог (5).
  • Контрольная работа по содержанию темы (10).
  • Составление доклада по страноведению на английском языке (10).

Дополнительные баллы начисляются за изготовление раздаточного материала, выполнение индивидуальных заданий учителя, оформление средств наглядности и др. (5).

Штрафные баллы: отклонение от графика и несвоевременная сдача работы - минус 20 баллов, отказ от устного ответа - минус 5 баллов

Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что дает возможность студентам сопоставлять результаты своей учебы с результатами сокурсников.

Итак, технология рейтинговой оценки учебной успешности учащихся представляет собой многофакторную технологию оценки обучения, в которой успешность, кроме успеваемости, оценивается по следующим оценочным критериям:

  • домашнее задание (его наличие, соответствие заданному объему),
  • информационная активность (сообщения, доклады, рефераты и т. д.),
  • участие в изучении нового материала и закреплении изученного материала,
  • дисциплина (замечания, деструктивный конфликт),
  • пропуски уроков и опоздания (без уважительной причины).

В ней используется как пятибалльная система оценок, так и рейтинговая шкала учебной успешности. Балльная система оценок соответствует пятибалльной системе учебной успеваемости. Использование традиционной пятибалльной системы оценивания знаний, умений и навыков учащихся основано на том, что выставление оценок в  журнал соответствует требованиям действующих нормативных документов по оценке знаний, умений и навыков учащихся по отдельным предметам и предметным областям.

Предусмотрена система перевода оценочных баллов в единицы успешности. В зависимости от уровня успеваемости выделяют следующие уровни успеваемости наивысший, высший, высокий, средний, низкий, крайне низкий, чрезвычайно низкий.

Предусмотрена система начисления поощрительных и штрафных баллов, которая, при соблюдении требований учебно-воспитательного процесса, позволит либо повысить уровень учебной успешности, либо понизить, если учащийся, нарушая требования учебно-воспитательного процесса, их получает.

При внедрении рейтинговой системы в учебный процесс создаются следующие преимущества в обучении:

  • Снижается стрессовая ситуация в процессе контроля как для учащихся, так и для преподавателей;
  • Обучение становится личностно-ориентированным;

У студентов пропадает языковой барьер при составлении устных ответов.

  • Рейтинговая система исключает всякое унижение личности учащегося, позволяет ему самому оценивать свои способности и возможности, т.е. стимулирует его на добросовестную работу в течение всего периода обучения.

Таким образом, внедрение рейтинговой системы оценки знаний студентов обеспечивает постоянное стремление студентов набрать больше баллов, повышает их интерес к учебной деятельности, тем самым организует систематическую, ритмичную работу студентов и как результат повышает мотивацию к учебной деятельности.

Кроме  того, на наш взгляд, именно такая оценка знаний студента может обеспечить качественную систематическую аттестацию студентов как элемент организации качественного образовательного процесса, отражая динамику сформированности компетентности, а также  личностных достижений студента.

Опубликовано: 22.10.2015