Развитие познавательного интереса дошкольников как одно из важнейших условий успешного обучения в школе

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Шкитина Наталья Викторовна

Организация: МАОУ Начальная школа – детский сад № 52

Населенный пункт: Камчатский край, г. Петропавловск- Камчатский

 

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,

если у ребёнка нет желания учиться»

В.А. Сухомлинский

При работе с детьми  дошкольного возраста  особое значение имеет систематическая, планомерная  подготовка к школе. Практика показывает, что наименее успешны в школе интеллектуально пассивные дети, с недостаточно развитой познавательной активностью. Решать проблему интеллектуальной пассивности детей, отсутствия познавательного интереса, как одного из факторов школьной дезадаптации, возможно при соблюдении принципа преемственности  в обучении и развитии детей на дошкольной ступени и в начальной школе.

Целью  работы в данном направлении является: создать условия для максимального раскрытия интеллектуального и творческого потенциала детей дошкольного возраста. Нами были определены следующие задачи:

  • изучить теоретические и практические материалы, исследования  по формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста;
  • использовать в работе наиболее эффективные формы, методы и приёмы развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста;
  • создать картотеку игр на развитие  познавательно - речевой активности дошкольников;
  • повысить родительскую компетентность в вопросах формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Познавательная активность дошкольников – активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации,  желании уточнить, углубить свои знания, самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении творчества,  а так же в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале. Чтобы поддерживать и развивать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей, который тесно связан с эмоциональной жизнью ребенка. Если ребенок удовлетворил свой интерес - узнал, научился – он испытывает положительные эмоции. Если нет - отрицательные эмоции. И если игнорировать детские «почему» - можно заглушить у детей познавательный интерес. Наличие познавательного интереса у дошкольников усиливает эффект воспитания, развития, обучения.

Подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности по следующим  причинам:

  • интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;
  • развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию  способностей;
  • создаёт  более  благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.

Начиная любую работу с детьми, педагог, прежде всего должен  начинать с самого себя: быть в постоянном творческом поиске, иметь желание  усовершенствовать свою работу, находить новые эффективные формы и методы  работы. Ежедневно, ежеминутно узнавать своих детей, изучать их, относиться к детям с «оптимистической гипотезой», т.е. опираться на лучшее в них, верить в их возможности, всем своим поведением (действиями, жестами, взглядом, голосом) дать почувствовать детям заинтересованное отношение к ним и на этом строить познавательное общение.

Немаловажное значение в развитии познавательной активности  детей имеет хорошо оборудованная, насыщенная развивающая предметно- пространственная среда. Создаваемые условия должны стимулировать детей на поиск ответов на поставленные вопросы, получение дополнительной информации по содержанию занятия и на самостоятельную исследовательскую деятельность. У воспитанников должен быть свободный доступ к пособиям и материалам прошедшего занятия (возможность внимательнее рассмотреть иллюстрации, повторить опыт, самостоятельно смоделировать ситуацию на макете и т.д.). Невозможно обойтись и без детской познавательной литературы, поэтому в группе необходимо оборудовать «Полочка умных книг» (детские энциклопедии, тематические познавательные книги «Насекомые», «Космос», «Как устроен самолет?» и т.д.). Эта полочка пополняется самодельными книжками – малышками, изготовленными детьми совместно  с воспитателем или родителями: «Животные камчатского края», «Помощники людей – машины», «Загадки с грядки». Глобус, физическая карта, атласы помогают совершать путешествия в различные уголки Земли. Незаменимы в работе настольные игры развивающего характера, которые подбираются с учётом возраста, тематики изучаемого материала, а также аудиотека и видеотека.

На успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызывать заинтересованность и познавательную активность детей. Особое внимание следует уделить эмоциональному комфорту ребенка в процессе познавательной деятельности. Положительное подкрепление успехов и достижений детей, эмоциональное невербальное общение взрослого с детьми - таков фон, на котором должно строиться обучение дошкольников.

Снижение интереса и активности на занятии некоторых детей может быть связано либо со сложностью предлагаемого материала ребенку, либо его легкостью. Поэтому, готовясь к занятию, необходимо  дифференцировать задания с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. 

Применение многосенсорного подхода к обучению и воспитанию дошкольников, подразумевает изложение учебного материала с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое восприятие и запоминание детей. Например, на занятии по обучению грамоте при знакомстве с новым звуком и буквой совместно с детьми:

  • обращаем внимание на положение органов артикуляционного аппарата (кинестетическое восприятие);
  • произносим звук с разной интонацией, громкостью, «пропеваем» звук на мелодии детских песен (аудиальное восприятие);
  • рассматриваем букву, соотносим с какими-либо образами, выделение изучаемой буквы из ряда других букв (визуальное восприятие);
  • конструируем букву из пластилина, крупы, камней, ниток, веточек, деталей конструктора; изображаем букву с помощью пантомимы (телом); «прописываем» буквы в воздухе рукой, носиком, ногой… (кинестетическое восприятие).

При организации различных видов деятельности целесообразно применение здоровьесберегающих технологий. Наряду с традиционными физкультминутками дети с удовольствием выполняют дыхательные упражнения, комплексы упражнений для глаз, вызывают интерес детей игры – энергизаторы,  игры – релаксаторы.  Для предупреждения утомления  детей на занятии использую различные зоны группового помещения (за столами, в кругу, стоя у магнитной доски, сидя на ковре).

В своей работе воспитателю необходимо применять ряд  методов и приёмов, стимулирующих познавательную активность детей. Игровые приёмы, выстроенные в логике изучения программного материала, обеспечивают заинтересованное восприятие информации, помогают сконцентрировать внимание детей на  учебной задаче, которая воспринимается, в этом случае, как  лично значимая цель. Приведу примеры некоторых из них:   - «Моделирование» - создание макетов города, улицы, космического корабля,  природных ландшафтов в свободной деятельности детей являются подготовительной работой к развертыванию сюжета занятия-путешествия.

  • «Маленькие открытия» -  проведение эвристических бесед.
  • «Точка удивления» - сюрпризный момент, результат какого – либо опыта, обнаружение противоречия и т.д.
  • «Создание ситуаций познавательного спора».  Воспитатель или персонаж специально принимает роль  неосведомленного, намеренно делает ошибку. Ребёнок объясняет, как правильно решить задачу, вызвавшую затруднение, замечает и исправляет ошибки.
  • «Создание ситуаций нравственных переживаний». Оказание помощи героям сказок, попавшим в затруднительные положения, поиск альтернатив в решении конфликтных ситуаций.
  • «Наблюдение и эксперимент». Проводя наблюдения, например, за растениями, необходимо отметить их особенности, из чего они состоят, какой формы, цвета, размера, каковы на ощупь, какие запахи и звуки издают (задействуем все анализаторы).
  • «Спросить у другого человека». Обучение  ребенка задавать вопросы,  узнавать информацию у взрослых и сверстников.
  • «Узнать из книг». Необходимо договориться с родителями о том, чтобы они помогали детям подбирать соответствующую литературу и читали им нужную информацию об исследуемом объекте из справочника, энциклопедии. Воспитатели или родители интересующую детей   информацию фиксируют  в символах.

Для систематизации знаний детей мною используются методы ТРИЗ: «мозговой штурм»,  «свободные ассоциации», «морфологический анализ», игры «Что сначала, что потом», «Наоборот» и др. Применение этой технологии позволяет сочетать предметно-познавательную деятельность с методами активизации и развития творческого мышления у детей.

Занятие будет познавательным, если дети:

  • думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
  • удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
  • внимательны (настойчивы, проявляют волю);
  • фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).

Большое значение в формировании познавательной активности и познавательного интереса  ребенка-дошкольника имеет специально организованное взаимодействие педагога с семьёй.

  • Консультации для родителей.

В индивидуальных беседах регулярно сообщается родителям о достижениях, успехах ребёнка.  Наряду с этим, уделяется внимание выявленным проблемам обучения и развития, намечаются совместные шаги по их преодолению.

  • Информационные материалы в родительский уголок: памятки («Погуляем и узнаем», «Лето на даче с ребёнком» и т.д.),  рекомендации, советы.
  • Конкурсы и соревнования для детей и родителей
  • Тематические родительские собрания (тренинг «Растим детей любознательными», практикум «Развивающие игры и их влияние на познавательный интерес детей», деловая игра «Соберем «портфель» будущего первоклассника», дискуссия «Ребёнок на пороге школы»).
  • Встречи в «Клубе заботливых родителей».

Взаимодействие педагогов и специалистов позволяет предупредить, возникновение факторов, формирующих школьную дезадаптацию. Сотрудничество воспитателя  с педагогами и специалистами реализуется в следующих мероприятиях:

  • взаимопосещение занятий и уроков (воспитатель посещает уроки в первом классе, учитель посещает занятия в подготовительной группе);
  • участие в работе психолого-медико-педагогических консилиумов, педагогических советов, методических объединений;
  • совместная разработка тематических консультаций, родительских собраний;
  • ознакомление с результатами диагностических исследований воспитанников, осуществляемых специалистами ОУ (педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем - логопедом).

Таким образом, целенаправленная работа воспитателя по формированию у детей познавательного интереса  является предпосылкой успешной адаптации детей при переходе с дошкольной ступени обучения в начальную школу.

 

 

 

 

Опубликовано: 16.10.2015