Развитие познавательного интереса дошкольников как одно из важнейших условий успешного обучения в школе
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Шкитина Наталья Викторовна
Организация: МАОУ Начальная школа – детский сад № 52
Населенный пункт: Камчатский край, г. Петропавловск- Камчатский
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,
если у ребёнка нет желания учиться»
В.А. Сухомлинский
При работе с детьми дошкольного возраста особое значение имеет систематическая, планомерная подготовка к школе. Практика показывает, что наименее успешны в школе интеллектуально пассивные дети, с недостаточно развитой познавательной активностью. Решать проблему интеллектуальной пассивности детей, отсутствия познавательного интереса, как одного из факторов школьной дезадаптации, возможно при соблюдении принципа преемственности в обучении и развитии детей на дошкольной ступени и в начальной школе.
Целью работы в данном направлении является: создать условия для максимального раскрытия интеллектуального и творческого потенциала детей дошкольного возраста. Нами были определены следующие задачи:
- изучить теоретические и практические материалы, исследования по формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста;
- использовать в работе наиболее эффективные формы, методы и приёмы развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста;
- создать картотеку игр на развитие познавательно - речевой активности дошкольников;
- повысить родительскую компетентность в вопросах формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Познавательная активность дошкольников – активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, желании уточнить, углубить свои знания, самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении творчества, а так же в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале. Чтобы поддерживать и развивать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей, который тесно связан с эмоциональной жизнью ребенка. Если ребенок удовлетворил свой интерес - узнал, научился – он испытывает положительные эмоции. Если нет - отрицательные эмоции. И если игнорировать детские «почему» - можно заглушить у детей познавательный интерес. Наличие познавательного интереса у дошкольников усиливает эффект воспитания, развития, обучения.
Подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности по следующим причинам:
- интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;
- развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей;
- создаёт более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.
Начиная любую работу с детьми, педагог, прежде всего должен начинать с самого себя: быть в постоянном творческом поиске, иметь желание усовершенствовать свою работу, находить новые эффективные формы и методы работы. Ежедневно, ежеминутно узнавать своих детей, изучать их, относиться к детям с «оптимистической гипотезой», т.е. опираться на лучшее в них, верить в их возможности, всем своим поведением (действиями, жестами, взглядом, голосом) дать почувствовать детям заинтересованное отношение к ним и на этом строить познавательное общение.
Немаловажное значение в развитии познавательной активности детей имеет хорошо оборудованная, насыщенная развивающая предметно- пространственная среда. Создаваемые условия должны стимулировать детей на поиск ответов на поставленные вопросы, получение дополнительной информации по содержанию занятия и на самостоятельную исследовательскую деятельность. У воспитанников должен быть свободный доступ к пособиям и материалам прошедшего занятия (возможность внимательнее рассмотреть иллюстрации, повторить опыт, самостоятельно смоделировать ситуацию на макете и т.д.). Невозможно обойтись и без детской познавательной литературы, поэтому в группе необходимо оборудовать «Полочка умных книг» (детские энциклопедии, тематические познавательные книги «Насекомые», «Космос», «Как устроен самолет?» и т.д.). Эта полочка пополняется самодельными книжками – малышками, изготовленными детьми совместно с воспитателем или родителями: «Животные камчатского края», «Помощники людей – машины», «Загадки с грядки». Глобус, физическая карта, атласы помогают совершать путешествия в различные уголки Земли. Незаменимы в работе настольные игры развивающего характера, которые подбираются с учётом возраста, тематики изучаемого материала, а также аудиотека и видеотека.
На успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызывать заинтересованность и познавательную активность детей. Особое внимание следует уделить эмоциональному комфорту ребенка в процессе познавательной деятельности. Положительное подкрепление успехов и достижений детей, эмоциональное невербальное общение взрослого с детьми - таков фон, на котором должно строиться обучение дошкольников.
Снижение интереса и активности на занятии некоторых детей может быть связано либо со сложностью предлагаемого материала ребенку, либо его легкостью. Поэтому, готовясь к занятию, необходимо дифференцировать задания с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Применение многосенсорного подхода к обучению и воспитанию дошкольников, подразумевает изложение учебного материала с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое восприятие и запоминание детей. Например, на занятии по обучению грамоте при знакомстве с новым звуком и буквой совместно с детьми:
- обращаем внимание на положение органов артикуляционного аппарата (кинестетическое восприятие);
- произносим звук с разной интонацией, громкостью, «пропеваем» звук на мелодии детских песен (аудиальное восприятие);
- рассматриваем букву, соотносим с какими-либо образами, выделение изучаемой буквы из ряда других букв (визуальное восприятие);
- конструируем букву из пластилина, крупы, камней, ниток, веточек, деталей конструктора; изображаем букву с помощью пантомимы (телом); «прописываем» буквы в воздухе рукой, носиком, ногой… (кинестетическое восприятие).
При организации различных видов деятельности целесообразно применение здоровьесберегающих технологий. Наряду с традиционными физкультминутками дети с удовольствием выполняют дыхательные упражнения, комплексы упражнений для глаз, вызывают интерес детей игры – энергизаторы, игры – релаксаторы. Для предупреждения утомления детей на занятии использую различные зоны группового помещения (за столами, в кругу, стоя у магнитной доски, сидя на ковре).
В своей работе воспитателю необходимо применять ряд методов и приёмов, стимулирующих познавательную активность детей. Игровые приёмы, выстроенные в логике изучения программного материала, обеспечивают заинтересованное восприятие информации, помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче, которая воспринимается, в этом случае, как лично значимая цель. Приведу примеры некоторых из них: - «Моделирование» - создание макетов города, улицы, космического корабля, природных ландшафтов в свободной деятельности детей являются подготовительной работой к развертыванию сюжета занятия-путешествия.
- «Маленькие открытия» - проведение эвристических бесед.
- «Точка удивления» - сюрпризный момент, результат какого – либо опыта, обнаружение противоречия и т.д.
- «Создание ситуаций познавательного спора». Воспитатель или персонаж специально принимает роль неосведомленного, намеренно делает ошибку. Ребёнок объясняет, как правильно решить задачу, вызвавшую затруднение, замечает и исправляет ошибки.
- «Создание ситуаций нравственных переживаний». Оказание помощи героям сказок, попавшим в затруднительные положения, поиск альтернатив в решении конфликтных ситуаций.
- «Наблюдение и эксперимент». Проводя наблюдения, например, за растениями, необходимо отметить их особенности, из чего они состоят, какой формы, цвета, размера, каковы на ощупь, какие запахи и звуки издают (задействуем все анализаторы).
- «Спросить у другого человека». Обучение ребенка задавать вопросы, узнавать информацию у взрослых и сверстников.
- «Узнать из книг». Необходимо договориться с родителями о том, чтобы они помогали детям подбирать соответствующую литературу и читали им нужную информацию об исследуемом объекте из справочника, энциклопедии. Воспитатели или родители интересующую детей информацию фиксируют в символах.
Для систематизации знаний детей мною используются методы ТРИЗ: «мозговой штурм», «свободные ассоциации», «морфологический анализ», игры «Что сначала, что потом», «Наоборот» и др. Применение этой технологии позволяет сочетать предметно-познавательную деятельность с методами активизации и развития творческого мышления у детей.
Занятие будет познавательным, если дети:
- думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
- удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
- внимательны (настойчивы, проявляют волю);
- фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).
Большое значение в формировании познавательной активности и познавательного интереса ребенка-дошкольника имеет специально организованное взаимодействие педагога с семьёй.
- Консультации для родителей.
В индивидуальных беседах регулярно сообщается родителям о достижениях, успехах ребёнка. Наряду с этим, уделяется внимание выявленным проблемам обучения и развития, намечаются совместные шаги по их преодолению.
- Информационные материалы в родительский уголок: памятки («Погуляем и узнаем», «Лето на даче с ребёнком» и т.д.), рекомендации, советы.
- Конкурсы и соревнования для детей и родителей
- Тематические родительские собрания (тренинг «Растим детей любознательными», практикум «Развивающие игры и их влияние на познавательный интерес детей», деловая игра «Соберем «портфель» будущего первоклассника», дискуссия «Ребёнок на пороге школы»).
- Встречи в «Клубе заботливых родителей».
Взаимодействие педагогов и специалистов позволяет предупредить, возникновение факторов, формирующих школьную дезадаптацию. Сотрудничество воспитателя с педагогами и специалистами реализуется в следующих мероприятиях:
- взаимопосещение занятий и уроков (воспитатель посещает уроки в первом классе, учитель посещает занятия в подготовительной группе);
- участие в работе психолого-медико-педагогических консилиумов, педагогических советов, методических объединений;
- совместная разработка тематических консультаций, родительских собраний;
- ознакомление с результатами диагностических исследований воспитанников, осуществляемых специалистами ОУ (педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем - логопедом).
Таким образом, целенаправленная работа воспитателя по формированию у детей познавательного интереса является предпосылкой успешной адаптации детей при переходе с дошкольной ступени обучения в начальную школу.