Проектная деятельность: теория и практика

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Парфенова Анжелика Николаевна

Организация: Филиал МОУ «СОШ п. Петровский»

Населенный пункт: Саратовская область, с. Раздольное

Самостоятельность головы
учащегося - единственно
прочное основание всякого
плодотворного учения
К..Д. Ушинский

 

В настоящее время происходит постепенный процесс переориентации системы школьного образования со знаниевой к преимущественно компетентностной модели,  которая    предполагает не только наличие необходимых знаний, но и умение их использовать. Важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и  применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Поэтому сегодня необходимо научить школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки.

Составление проектов – это относительно новая форма исследовательской деятельности, хотя элементы этой деятельности учителя постоянно используют в практических  и творческих  работах. Главная цель проектной деятельности- развитие творческих и исследовательских способностей, создание целостной исторической картины мира. Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию, научатся применять полученные знания в новых ситуациях. В целом, как подчёркивает В. Гузеев, «проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия». Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.

Основная школа Российской Федерации перешла на работу по новому Федеральному  государственному стандарту основного  общего образования. Стандарт второго поколения построен на основе системно-деятельностного подхода, где проектной деятельности отводится ведущее место.                                                     

В нашей школе  с 2008 года действовала муниципальная   экспериментальная площадка  по внедрении проектных технологий в учебно-образовательный процесс, где мы впервые подробно изучали данную технологию.

Технология проектного обучения применима к изучению любой школьной дисциплины. Однако проектный подход сложнее для учителя, но он живее, интереснее, чем инструкционный для ученика. Совсем нелегко научить школьников выдвигать гипотезы и предложения. Очень трудно воспитывать в них готовность к тому, что для получения ответа необходимо заглянуть в справочник, что – то обследовать, проанализировать.

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой.   Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении  основного общего, среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.

Все мы знаем о наших проблемах, возникающих в процессе педагогической деятельности:

  • отсутствие внутренней мотивации к деятельности;
  • ребенок не может применить теорию на практике;
  • испытывает страх перед практической деятельностью.

Тем не менее,  метод проектов является базовой педагогической технологией, позволяющей формировать ключевые компетентности учащихся.

Что же такое проект?

Проект – это «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представлений в рамках устной или письменной презентации».

Сам метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи. Научное обоснование теории проектирования даны и в работах С.Т.Шацкого,  В.В.Гузеева,  Н.Ю.Пахомовой, Е.С.Полат.           

Все они отмечают, что три «кита», на которых держится данная технология, это:

  • самостоятельность,
  • деятельность,
  • результативность.

Метод проектов – набор приёмов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Основные умения, необходимые для формирования культуры проектной деятельности:

  • проблематизация — умение формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации или явления;
  • целеполагание — умение формулировать цель деятельности;
  • планирование — умение формулировать задачи, планировать этапы, предполагаемые результаты, сроки, исполнителей и т.д.;
  • анализ результатов и рефлексия — умение анализировать результат выполнения проекта по соответствию цели, умение оценивать результаты решения задачи и т.д.
  • презентация и защита — умение представлять результаты выполненного проекта.

В проектной деятельности принято выделять несколько этапов, так Е.С.Полат выделяет 6 этапов,  Пахомова Н.Ю.-4 этапа

Основные этапы работы над программным проектом:

  • формулирование темы проекта;
  • разработка проектного задания;
  • планирование работы;
  • подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, отбор литературы, определение форм выражения итогов проектной деятельности;
  • собственно разработка проекта;
  • анализ полученных результатов;
  • оформление результатов исследования;
  • презентация и защита проекта.

Работа над проектом проходит при гибкой поддержке учителя.

При использовании проектной технологии каждый ученик:

  • учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
  • приобретает коммуникативные навыки и умения;
  • овладевает практическими умениями исследовательской работы;
  • собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Как показала практика, выработать единый алгоритм выполнения проектно-исследовательской деятельности, практически невозможно. Этому имеется ряд причин.

Во-первых, возраст участников проекта: младшим школьникам достаточно проблематично провести грамотную аналитическую обработку материала с определением вывода.

Во-вторых, смысловая нагрузка проводимой работы и желаемого результата: получение чего-то нового или доказательство существующего.

В-третьих, количество задействованных учеников в работе над проектом: индивидуальные, групповые, коллективные требуют собственного плана работы.

В-четвертых, имеющиеся возможности для выполнения проекта.

Школьники часто путают  исследовательскую деятельность и проектную. Эта таблица четко дает представление о возможностях и сравнительных характеристиках двух видах деятельности.

ИССЛЕДОВАНИЕ

(Процесс выработки новых знаний)

ПРОЕКТ

(Замысел, план)

1.Бесконечное движение вглубь                                    

2.Свободно, не регламентировано

внешними установками

3.Возможны "безумные идеи"

4.Поиск истины

1.Четкий план

2.Реальные гипотезы и их проверка

3.Ориентация на практику

4.Заданы границы решения проблем

Истинное творчество

Творчество по плану

Можно увидеть, что исследовательская деятельность более свободная, более гибкая, более смелая. Однако проект более четкий и чаще реализуемый

Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 5- классе. 

Поэтому, проект, изготовленный учениками 5 или 6 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского проекта, но уже в этом возрасте ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы.

Проекты на уроках истории могут быть краткосрочными ( в рамках одного урока), среднесрочными ( в рамках изучения раздела) и долгосрочные ( в рамках одного курса).

В новых учебниках по истории Древнего мира уже предусмотрены разнообразные  темы информационно - творческих проектов для учащихся, которые можно использовать как на уроке, так и во внеурочной работе.

В 5 классе, на одном из уроков в начале года, я рассказываю  ребятам о методе проектов. И уже  на уроке «Науки - помощницы истории» (2 урок) предлагаю поработать  археологами  (мини-проект «Раскопки»)

Принесенные мною на этот урок  орудия труда археолога (лопата, кисточка, сито, пинцет и др.), заставляют детей задумать о назначении данных предметов, привлекают к себе внимание.

Проблема: у истории очень много наук-помощниц: геральдика, нумизматика, топонимика, хронология, этнография  и среди них археология

Гипотеза: археология - «наука о древности»,

Задачи.

Выяснить:

-  чем занимаются археологи;

- с какой целью ведут раскопки и как правильно  вести раскопки;

-что археологи могут найти в земле;

-зачем археологу лопата, нож, кисточка, пинцет, сито, ручка.

Вместе выводим правила раскопок.

1. Определение места раскопок.

2. Разрешение на раскопки.

3. Описать, обмерить, разделить на квадраты.

4. Не торопиться, вскрытие вести пластами.

5. При появлении культурного слоя вскрытие вести ножами, кисточкой, пинцетом.

6. Постоянно вести съемку и записи.

Проводим мини- раскопки на макетном столе. Найденные  «следы» жизни  необходимо определить к какому виду источников относятся (вещественные или письменные) и составить таблицу на основании наших раскопок  и учебника (монеты, бусы, осколки керамики, береста с надписью,  древесный уголь,  основание жилища из камней или деревянных брусочков, кости от рыбы, зубы животных и др.).

Конечно,  учителю необходимо провести большую подготовительную работу и соорудить макет (ящик с  землей, где зарыты «артефакты»).

В проекте «Раскопки» формируются задатки будущего исследователя, умение внимательно относится к любому, даже незначительному «следу истории», применять фантазию, добывать максимальное количество информации, чтобы сделать необходимые выводы.

В своей работе я  применяю  различные виды проектной деятельности. Так, в 5 классе, при изучении истории Древнего мира, мы с учащимися разрабатывали прикладной проект “По следам древних людей”. Целью работы было научиться всему, что когда-то открыл древний человек; попробовать все своими руками. Мы лепили  горшки, украшали их первобытным способом и, таким образом, “открыли” керамику. Мальчики с удовольствием мастерят  каменный топор и  лук.  В мастерской “первобытного художника”, с  увлечением, выцарапывали наскальные рисунки на гипсовых заливках или кирпиче. Можно ученикам  предложить поучаствовать в конструкторском проекте «Стоянка первобытных людей» и создать модель доисторического жилища из “костей” и “шкур” мамонта. Познавательный мини-проект «Ткачество» научил ребят прясть нити и ткать материю на первобытных ткацких станках из картона.  Учащиеся с большим интересом работают над такими проектами.

При изучении истории Древнего мира  таких тем как  «Возникновение искусства и религиозных верований» Междуречья, Египта, Китая, Индии  можно создать прикладной  проект «Зарождение письменности в древнем мире» как на отдельно взятом уроке, так  и долгосрочный  проект. Например,  в Междуречье нам известно, что в данном государстве был необычный вид письменности – клинопись. Древние жители писали на глиняных дощечках методом клиновидных отпечатков на не застывшей глине. В связи с этим я предлагаю ученикам поставить себя на место жителей Междуречья и попытаться использовать различные виды письма. В результате возникает гипотеза: «Никакой другой вид письменности кроме клинописи в Междуречье был невозможен».     Ставятся задачи: 1) Создать необходимые условия для работы над проектом; 2) Экспериментальным методом доказать или опровергнуть предложенную гипотезу. Далее определяется план действий и начинается его осуществление:

Подготовительный этап. Ученикам дается задание приготовить дома «глиняную табличку» - на квадратный лист картона нанести пластилин и деревянную заготовку величиной с ручку, один конец которой остро заточен, а второй в виде штампа-треугольника.

Информативный этап. На данном этапе  рассказываю  о жизни людей в древнем Междуречье и делает упор на то, что чернила и бумага ещё не были изобретены, и главным материалом выступала глина.

Практический этап. На данном этапе происходит доказательство практичности и удобства клинописи. Предлагаю острой стороной деревянной заготовке написать на «дощечке» слово или  фразу. При этом указывается на появление «глиняных» катышков, которые при обжиге заполнят собой письменные бороздки и, тем самым, сотрут надпись. Кроме того, после написания слова  предлагаю  провести пальчиком по надписи с легким нажимом. Результат показывает, что надпись смазывается и её смысл теряется.

Затем, я предлагаю  использовать другой конец деревянной заготовки - штамп-треугольник. Прямым надавливанием на «табличку» ребята получают четкий отпечаток. Возможно написание какой-либо буквы. Затем повторяется предыдущая процедура проверки надписи на прочность. Оказывается, что надпись незначительно деформируется, но сохраняет смысловое значение.

Аналитический этап. После проведения эксперимента подводится итог учащимися об удобстве клинописания.

Таким образом, урок получился интересным, информативным.

Аналогичным образом проводятся уроки и по другим темам. В Китае дети учатся писать кисточкой слово «чай», в Египте из листьев початка кукурузы склеивают «папирус» и пишут на нем гусиными перьями.

В курсе истории метод проектов может использоваться в рамках программного материала на многих уроках. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся.

При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:

•   Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.

•   Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

•   В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.

Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои работы на компьютере в программах Microsoft Office. 

Очень охотно работают на компьютере, печатают текст, подбирают иллюстрации или картинки. Когда проекты готовы, назначается день защиты проектов, и ребята представляют их. Когда тема проекта совпадает с темой урока, защиту можно провести на уроке. Удачно проекты вписываются в программу по предмету, если их использовать на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал.

На уроках истории  работа над проектами в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивать для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность. Небольшие по объему исследования о персонажах или явлениях сводятся в коллективный труд «Усадьба вельможи», «Олимпийские игры в древности», «Театр Диониса», «Религия  Древней Греции» и др. 

К сожалению, далеко не у всех школьников, выполняющих творческие задания, наступает озарение – внезапное прояснение сознания, ясное понимание чего-либо, которое является важнейшим компонентом творчества. Как отмечал великий русский композитор П.И. Чайковский «Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых». Иногда выполнение проекта носит сугубо формальный характер, ученики переписывают найденные в СМИ готовые решения проблемы без учета конкретных ситуаций. Подобная деятельность, конечно, не может считаться творческой.
Проектная деятельность во внеклассной работе представлена намного шире: занятия в кружках, элективных курсах, недели истории. В нашей школе в этом учебном году очень удачно прошли три  проекта в рамках плана общешкольной воспитательной работы. Каждый проект был длиной в одну четверть, приняли в нём участие учащиеся 5-9 классов. Это были такие проекты, как «Города- герои», «Пионеры-герои», «Земляки- герои Великой Отечественной войны».  Итогом проектов краеведческой тематики может стать участие в краеведческих конференциях и чтениях, деятельности школьных уголков и музеев, летописные альбомы.

Вывод

Проекты сегодня используются как в рамках учебного процесса в школе, так и  в дополнительном образовании.  И, по крайней мере, что касается школы, с использованием проектного подхода остается множество вопросов: Как сочетать проектный подход с классно-урочной системой? Как можно выстроить иной процесс обучения, базирующийся, в основном, на системе проектов? и т.п.

Зато точно уже понятно, что применение метода проектов во многом помогает решить такие больные проблемы, как недостаточная мотивация учеников, их отчужденность от проблематики и ценностей образования и культуры в целом, оторванность знаний от жизни и т.д.

Известно, что работа методом проектов требует довольно высокого педагогического мастерства от учителя.

Обучение учителей проектной деятельности - необходимое условие для внедрения в практику метода учебных проектов.

Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Сегодня даже для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу новому

Список используемой литературы

1. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы. – 1995. -  № 6

2. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998

3. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 384с.

4. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся.//Преподавание истории и  обществознания в школе. – 2002. - №9.

5. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. -  2000. - № 7.

6. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000

7. Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,1995 – 233с.

Опубликовано: 10.10.2015