Развитие описательной речи детей старшего дошкольного возраста

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Безденежных Вера Петровна

Организация: МАДОУ ДС №52 «Самолётик»

Населенный пункт: Тюменская, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Нижневартовск

Актуальность работы. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции.

Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематической работы по развитию у детей монологической речи свидетельствуют данные изучения состояния связной речи учащихся младших классов  школы. К началу школьного обучения уровень развития связной монологической речи у них значительно отстает от нормы. (В.К. Воробьева, Л.Ф. Спирова, Г.В. Бабина и др.). Это создает детям дополнительные трудности в процессе обучения.

Наиболее низкий уровень отмечается в развитии описательной речи детей, которая в отличие от повествовательной не вызывает у них особого интереса из-за отсутствия в ней динамичности. Тем не менее, школьникам часто приходится прибегать в процессе школьного обучения и в повседневной жизни к описательной речи, особенно на основе их опыта. В практике развития монологической речи на основе опыта детей воспитатели отдают предпочтение составлению повествовательных монологов. Обучению детей описательным монологам по памяти уделяется немного внимания, хотя этот метод позволяет не только упражнять детей в построении монолога описательного типа, но и закрепляет их представления об окружающих предметах и явлениях, активизирует словарь признаков, развивает произвольность памяти.

Идея опыта: поиск эффективных технологий направлен на повышение уровня развития описательной речи детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы: повышение уровня развития описательной речи детей старшего дошкольного возраста посредством  метода рассказывания из опыта.

 

Задачи работы:

  1. Повышать интерес к описательным рассказам путем подбора эмоционально значимых для детей объектов описания.
  2. Развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание.
  3. Формировать умение детей  самостоятельно составлять рассказ, опираясь на личный опыт.
  4. разработка и апробация технологии развития описательной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе рассказывания из опыта.

Методы, используемые в работе: теоретический анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы; непосредственное наблюдение за самостоятельной деятельностью детей старшего  дошкольного возраста в целостном педагогическом процессе дошкольного учреждения; рассказывание, беседы, обсуждение проблемных ситуаций, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий).

Методологической и теоретической основой данной работы являются лингвистическая характеристика речи-описания как типа монолога (М.М. Алексеева, Л.А. Введенская, Т.П. Колодяжная, О.А. Нечаева, В.И. Яшина); теоретические положения о развитии начал произвольной памяти у старших дошкольников (А.А. Смирнов, П.И. Зинченко, С.Л. Рубинштейн, З.М. Истомина.); теория развития монологической речи у детей дошкольного возраста (М.М. Алексеева, В.И. Яшина, О.С. Ушакова и др.); положения о педагогической технологии (Г.К. Селевко, М.В. Кларин, В.А. Сластенин и др.).

Новизна педагогического опыта состоит  разработке и апробации технологии  развития описательной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе рассказывания из опыта. Разработка содержательного модуля технологии, направленной на развитие описательной речи детей в рассказывании из опыта осуществлялась с учетом основных характерных признаков связного монологического высказывания. Содержательный модуль включал четыре блока. Каждый блок предусматривал параллельное решение задач, связанных с развитием описательной речи детей старшего дошкольного возраста.

 

Глава 1
Технология развития описательной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе рассказывания из опыта

1.1. Характеристика экспериментальной технологии развития описательной речи у детей 5-7 лет в рассказывании из опыта

Задачей  моей работы была разработка и апробация технологии развития описательной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе рассказывания из опыта.

Таблица

Схема технологии развития описательной речи детей старшего

 дошкольного возраста в рассказывании из опыта

Целевой модуль

Цель: развитие описательной речи  из опыта детей 5-6 лет

Задачи:

1. Учить детей разным способам межфразовой связи при построении описательного монолога, закреплять сочинительные и подчинительные связи в предложении.

2. Совершенствовать умения детей описывать полно и содержательно.

3. Закреплять умения последовательно перечислять признаки объекта описания.

4. Обогащать описательную речь детей средствами образности.

5. Развивать произвольную память.

Содержательный модуль

I блок - содействие  усвоению связности описания, одного из важных признаков текста

II блок - содействие усвоению полноты описания

III блок - содействие усвоению последовательности описания, характерной для связной речи

IVблок - содействие усвоению образности описания

Процессуально-деятельностный модуль

Участники образовательного процесса: дети в возрасте 5-6 лет, воспитатели, профильные специалисты, родители.

Средства: обучение в форме специально организованных занятий (речевых, по ознакомлению с художественной литературой); совместная деятельность воспитателя с детьми; комплекс развивающих игр; предметно-развивающая среда.

Основной метод: составление рассказов детьми из опыта, составление писем; дополнительно использовались методические приемы: рассказы воспитателя из жизненного опыта, моделирование.

Последовательность: параллельная реализация блоков в воспитательно-образовательном процессе

Диагностико-результативный модуль

Результат: повышение уровня развития описательных рассказов из опыта у детей 5-6 лет.

Итоговая диагностика.

 

Разработка содержательного модуля технологии, направленной на развитие описательной речи детей в рассказывании из опыта осуществлялась с учетом основных характерных признаков связного монологического высказывания. Содержательный модуль включал четыре блока.

Первый блок включал задачи обучения детей использованию лучевой связи между предложениями различными способам: повтор, местоименная, синонимическая связь; совершенствование умения использования союзной связи слов в предложении.

Второй блок состоял из комплекса задач, предполагающих развитие умения выделять отдельные признаки объектов описания и обучение выделения всех основных свойств (части и детали, материал, цвет, форам, свойства и качества); обогащение словаря признаками объектов окружающего мира.

Третий блок состоял из задач: развитие умения выделять отдельные признаки объектов описания; обучать выделять и называть части и детали объектов описания, материал из которого изготовлен объект, цвет, форму, свойство и качество материала.

Четвертый блок предполагал обогащение речи детей образными средствами: сравнениями, метафорами, эпитетами.

Каждый блок предусматривал параллельное решение задач, связанных с развитием описательной речи детей старшего дошкольного возраста.

Дети старшего дошкольного возраста овладевают навыками построения сложных предложений, это требует осмысления значений союзов сочинения и подчинения. Необходимо было активизировать в речи дошкольников употребление сочинительных союзов (а, но, и, то-то), служащих для связи слов в предложении и для связи предложений, и подчинительных союзов (что, чтобы, потому что, когда, так как) для связи предложений. Вводить союзы в речь нам предстояло с помощью упражнений, в которых требуется отвечать на вопросы целым предложением или заканчивать предложение. Такие упражнения, как «Закончи предложение», «Ответь на вопрос», «Все наоборот», «Угадай, где ошибка», самостоятельное придумывание ребенком предложений с союзами, способствующие формированию умения пользоваться сложными предложениями проводились в процессе совместной деятельности и индивидуальной работы с детьми. Используя описание по схемам, на специально организованных занятиях, педагог демонстрирует конструкции сложноподчиненных предложений и межфразовую связь. Труднее всего было научить детей использовать различные виды связи. Непроизвольно, подражая образцу педагога, дети чаще употребляли такой способ связи как повтор и местоименную, при этом практически не использовали синонимы. Для совершенствования связности описаний необходима была специальная работа.

Аналогично проводилось обучение детей способам синонимической связи.

В процессе апробации технологии, для развития умения выделять и называть отдельные признаки объекта описания, памяти и образности речи использовали прием отгадывания и составления загадок. Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-описания.

Учитывая, специфику описания как типа монологической речи и особенности усвоения описания детьми дошкольного возраста, был выделен круг содержательных задач, решение которых должно помочь детям овладеть описательной речью.

К ним относятся: развитие у детей наблюдательности: умений выделять в рассматриваемых объектах части и признаки, адекватно обозначая их словом; обучение детей последовательному обследованию предмета; формирование у детей умений выделять и называть объект описания.

Для развития наблюдательности  использовались дидактические игры: «Узнай, что изменилось», «Что одинаковое и разное», «Найди два одинаковых предмета», «Угадай по описанию» (А.А. Зрожевская). В подобных играх дети учились употреблять предложения описательного характера. Например, в игре «Что одинаковое и разное» дети, сравнивая двух матрешек, могут употреблять такие конструкции: «У этой матрешки зеленый сарафанчик, а блузочка белая, а у этой сарафанчик голубой, и она меньше».

В игре «Кто больше увидит и назовет» у дошкольников стимулировалось  фишками более внимательное всматривание в предмет. Они замечают детали, их цвета, форму, величину и при последующем описании предмета по памяти полно перечисляли признаки объекта описания.

Эффективным в этом смысле оказалось упражнение «Скажи, как я». В ходе этого упражнения воспитатель описывает один объект, а ребенок — другой. Описание начинает воспитатель, а ребенок, припоминая свой объект, повторяет.

Занятия по данному виду рассказывания проводились в соответствии с перспективным планированием. Умения и навыки по составлению описательных рассказов из опыта, полученные в процессе специально-организованного обучения, закреплялись в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе. В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.

С этой целью мы использовали  обучение, включающее следующие виды работы: подготовительные упражнения к описанию предметов; формирование первоначальных навыков самостоятельного описания; описание предметов по основным признакам; обучение развернутому описанию предмета; закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий.

Эффективные результаты наблюдались при обучении детей приемом параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных предметов (например, двух кукол, отличающихся цветом волос, глаз, одежды и т.д.). Педагог, а вслед за ним и ребенок составляли описание предмета по частям, называя одни и те же признаки. Такой прием хотелось рекомендовать как в начале обучения самостоятельному описанию, так и в дальнейшем, если у детей возникают трудности в усвоении последовательного плана-схемы.

Затем переходим к формированию у детей навыков планирования небольшого по объему рассказа-описания. С ними проводилось коллективное составление плана; определялись главные содержательные элементы рассказа («О чем мы скажем вначале?», «Что скажем об этом предмете, какой он?», «Чем закончим рассказ?»). В дальнейшем детям предлагалось перед составлением описания сказать, о чем они будут говорить, используя ранее усвоенную схему.

При обучении описанию детям демонстрировались на занятиях ряд предметов одной типологической группы. Перед составлением описания все предметы называются. Педагог обращает внимание детей на различие предметов по внешнему виду. Это облегчает детям выделение существенных признаков предметов и способствует закреплению соответствующих обобщений и противопоставлений. Объект описания выбирается либо педагогом, либо самим ребенком (с учетом его индивидуальных возможностей и характера учебной ситуации).

Закрепление и развитие речевых навыков, формируемых на занятиях по описанию предметов, осуществляется в ходе игровых занятий, включающих упражнения на узнавание предметов по описанию, их сравнение, воспроизведение данного педагогом образца описания, а также самостоятельное составление детьми рассказа-описания.

С этой целью были проведены следующие игры: «Магазин», «Маша заблудилась», и др.

Апробация технологии развития описательной речи старших дошкольников в рассказывании из опыта, построенной с учетом особенностей произвольной памяти детей и предусматривающей включение заданий по описанию из опыта детей не только на занятиях, но и в совместной деятельности воспитателя с детьми показала ее эффективность.

Качественный и количественный анализ данных контрольного эксперимента свидетельствует о существенных возможностях использования данной технологии для повышения уровня развития описательной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Просвещение, 2000. – 400 с.
  2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет.  [Текст] / А.Г. Арушанова – М.: Мозика - Синтез, 1999. – 342 с.
  3. Алиева, Т.И Программа Истоки [Текст] / Т.И. Алиева, Т.В. Антонова  – М.: Просвещение, 2003 – 335 с.
  4. Бородич, А.М. Методика развития речи [Текст] / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1984. - 240с.
  5. Богуш, А.М. Обучение правильной речи в детском саду [Текст] / А.М. Богуш. - Киев: Радянська школа, 1990. - 216с.
  6. Бизикова, О.А. Теория и методика развития речи дошкольников в таблицах, определениях и схемах [Текст, таблицы, схемы] / О.А. Бизикова, Н.С. Малетина. – Екатеринбург: Изд. Г.П. Калинина, 2009. – 86 с.
  7. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи. [Текст] / В.В. Гербова. – М.: Просвещение. 1987. - 207 с.
  8. Гербова, В.В. Учусь говорить [Текст] / В.В. Гербова. - М.: Просвещение. 2000. – 159 с.
  9. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе  детского сада. [Текст] / В.В. Гербова. – М.: Просвещение, 1984. - 175 с.
  10. Глухов, В.П. Наши дети учатся сочинять и рассказывать [Текст] / В.П. Глухов. - М.: Аркти, 2003. - 96 с.
Опубликовано: 09.10.2015