Развитие связной речи у детей с ОНР через дидактические игры

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Уварова Ольга Ивановна

Организация: МБДОУ ДС КВ «Буратино»

Населенный пункт: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Тарко-Сале

«Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

Формирование связной речи у детей в онтогенезе изначально сложный процесс. При формировании связной речи у детей можно использовать специальные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у них развернутого смыслового высказывания. Одним из таких средств являются дидактические игры.

Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Обучающие игры помогут малышу подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения.

Дидактическая игра – это не любые действия с учебным материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий. Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы НОД. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила и определенная система оценок, а в игре предусмотрен строгий и поэтапный порядок действий.

Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости детей, провожу занятия в игровой форме, т.е. играя - обучают. Во все занятия и режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические и подвижные игры.

Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным

звукопроизношением. Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии ребенка.

Особое внимание уделяю дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение.

Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

Совершенствуя речевой аппарат, игры и занятия начинаются с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек.

Мы знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Поэтому в занятия включается множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо. Формируют быструю реакцию на слово. Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу. Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико-грамматических игр.

Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:

  • побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
  • способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
  • совершенствовать разговорную речь;
  • обогащать словарь;
  • формировать грамматический строй речи и т.д.

С помощью дидактических игр ребенок может приобретать и новые знания общаясь со своими сверстниками в процессе наблюдения за

играющими, их высказываниями, действиями, получая много новой для себя информации .И это очень важно для его развития. Ведь дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные ,как правило в начале берут на себя роль болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.

Дидактические игры для дошкольников можно применять в условиях детских образовательных учреждений и в кругу семьи.

 

 

 

Список использованных источников

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2000г.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г.
  3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 1974г.
  4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: 1981 г.
  5. Колунова Л.А., Ушакова О.С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9 .
  6. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: 1982г.
  7. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 1984г.
  8. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.: 1991г.
  9. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. - М.: 2010г.
  10. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 1981 г. № 2.
  11. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 1983г.
Опубликовано: 09.10.2015