Устное народное творчество в развитии речевой активности детей

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Ерзамаева Елена Анатольевна

Организация: МАДОУ «Центр развития ребенка – ДС № 6»

Населенный пункт: Республика Мордовия, г. Саранск

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ, член-корреспондент АН СССР С.Л. Рубинштейн (1889—1960) в труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи — важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.[4]

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста от непроизвольной эмоциональной: у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь.[1]

Работу я начала со второй младшей группы. Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, сказкам, загадкам, я решила, что они помогут мне в развитии речевой активности детей.

Знакомство с народным творчеством началось для малышей с потешек, колыбельных песенок. Детям нравилось, когда я брала на руки куклу Машу и ласковым голосом начинала припевать, покачивая ее:

 

Баю, баю, баю-бай,

Ты, собачка, не лай.

Белолоба, не скули,

Мою дочку не буди.

Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, показывала, как громко лает собачка ( используя мягкую игрушку) и может разбудить Машу. Дети дружно уговаривали ее : «Ты, собачка, не лай. Белолоба, не скули». После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминали песенки и переносили их в повседневную игру.

Перед тем, как познакомиться с потешкой, мы с детьми рассматривали картинки, иллюстрации, игрушки. Дав возможность детям рассмотреть игрушку, я рассказывала о персонаже потешки, о его особенностях. В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые встречаются в потешке.

Большое значение в развитии связной речи уделяется сказкам. Сказки мной не читались, а рассказывались. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, отношение к ее персонажам. Часто я переодевалась в костюм бабушки-сказочницы или волшебницы для того, чтобы познакомить детей с новой сказкой. Дети встречали меня радостно, с нетерпением ожидая начала сказки. [3]

Чтобы узнать, как дети запомнили сказку, я подбирала соответствующие игрушки и обращалась к детям с просьбой: « Угадайте, из какой сказки герой?» По ходу ответов, мы вспоминали характер героев и их поступки. На следующем этапе мы проводили конкурсы на лучший рисунок или поделку по мотивам сказок. Далее проводились игры-драматизации по прочитанным произведениям. Этот этап самый кропотливый и длительный, но и самый интересный. Инсценировки больших сказок демонстрировались родителям.

Дети с удовольствием участвовали в развлечениях, посвященных традициям своего народа: « Масленица», « Праздник Пасхи». Организуя

развлечения, ставилась задача не только повеселить ребят, но и расширить их знания о языке и обычаях своего края.

Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети собираются на прогулку , напоминаем медлительному: «Семеро одного не ждут». Если кто-то оделся не аккуратно, говорим : «Поспешишь –людей насмешишь».[2]

Загадки – полезное упражнение для детского ума. Учить отгадывать загадки начинала так: на стол выставляла несколько игрушек, для каждого подбирала загадку. Позже, когда вносила ту или иную игрушку, дети могли подобрать к каждой загадку по памяти. Особенно нравилось детям отгадывать их на прогулке, когда наблюдали за живой и неживой природой. Так мы углубляли и уточняли знания дошкольников об окружающем мире. Часто занятия я начинала с загадки, отгадав которую, дети узнавали , что будут лепить или рисовать.

Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются.

 

Список использованной литературы

  1. Алексеева М. М., Яшина В.И. «Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста», М. «Академия» 2000;
  2. Бударина Т.А., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПБ: Детство-пресс, 2001;
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПБ: Детство-Пресс, 2000;
  4. Павлова Л. И. «Роль фольклора и художественной литературы в ознакомлении с окружающим детей дошкольного возраста», «Д\В» – 1987 № 11.
Опубликовано: 10.09.2015