Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Пахатнова Татьяна Викторовна

Организация: МБДОУ Детский сад №38 «Лесная поляна»

Населенный пункт: Пермский край, г. Чайковский

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого – педагогических приёмов, методов,подходов к решению возникших проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру  воспитательно- образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

- психолого – педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми ( сюда же относятся и психолого- педагогическое сопровождение всех элементов образовательног8о процесса);

- учебно – воспитательские технологии, которые включают программы по обучению заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

Анализ сложившийся ситуации даёт весьма неоднозначные ответы на поставленные вопросы. В нашем саду проходило анкетирование родителей по поводу здоровья детей. Мы опрашивали родителей, часто ли болеют их дети, как детский сад может помочь? Большинство родителей предложили проводить с их детьми больше оздоровительных мероприятий(  дыхательные , пальчиковые  гимнастики, точечные массажи, спортивные праздники).

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а так же показаний заболеваемости детей.

Современные здоровьесберегающие  технологии включают следующие формы:

  • Физкультурные занятия;
  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Подвижные и спортивные игры( как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр).
  • Утренняя гимнастика ( традиционная, звуковая);
  • Гимнастика дыхательная( в различных формах физкультурно – оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об  обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры);
  • Гимнастика для глаз ( ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста);
  • Гимнастика бодрящая( ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дорожкам; лёгкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ);
  • Двигательно – оздоровительные  физкультминутки;
  • Динамические паузы ( во время занятий, 2 – 5 минут по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления.Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и  других в зависимости от вида занятий);
  • Релаксация (в любом подходящем помещении.В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивностьтехнологий);
  • Самомассаж (в зависимости от поставленных педагогом  целей, сеансами либо в различных формах физкультурно – оздоровительной работы.Необходимо объяснить ребёнку серьёзность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму);
  • Точечный самомассаж ( проводится в преддверии эпидемии, в  Осенний, зимний, весенний период в любое удобное для педагога время со старшего возраста. Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР – органов. Используется наглядный материал);
  • Психогимнастика( 1 – 2 раза в неделю со старшего возраста по 25 – 30 минут. Занятия проводятся по специальным методикам);
  • Гимнастика пальчиковая ( начинать с младшего возраста индивидуально ,либо с подгруппой, ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время);
  • Корригирующая гимнастика (в различных  формах физкультурно – оздоровительной работы.Формы проведения зависят от поставленной задачи и контингента  детей);
  • Физкультурные досуги;
  •  Физкультурные прогулки ( в парк, на стадион);
  • Спортивные праздники и т.д.

Все эти формы являются здоровьесберегающими. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно – образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

 

Список литературы:

  1. Антонова Ю.Е., Кузнецова М.Н., Сауллина Т.Ф. Здоровый дошкольник. Социально – оздоровительная технология 21 века.-М., 2000.
  2. Богина Т.Л. Охрана  здоровья детей в дошкольных  учреждениях.-М.: Мозаика – синтез,2006.
  3. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду/ под ред. Т.С. Яковлевой – М.: Школьная пресса, 2006.
  4. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений.- М., 2002.
Опубликовано: 11.07.2015