Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Пахатнова Татьяна Викторовна
Организация: МБДОУ Детский сад №38 «Лесная поляна»
Населенный пункт: Пермский край, г. Чайковский
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого – педагогических приёмов, методов,подходов к решению возникших проблем. Их можно выделить в три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно- образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
- психолого – педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми ( сюда же относятся и психолого- педагогическое сопровождение всех элементов образовательног8о процесса);
- учебно – воспитательские технологии, которые включают программы по обучению заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.
Анализ сложившийся ситуации даёт весьма неоднозначные ответы на поставленные вопросы. В нашем саду проходило анкетирование родителей по поводу здоровья детей. Мы опрашивали родителей, часто ли болеют их дети, как детский сад может помочь? Большинство родителей предложили проводить с их детьми больше оздоровительных мероприятий( дыхательные , пальчиковые гимнастики, точечные массажи, спортивные праздники).
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а так же показаний заболеваемости детей.
Современные здоровьесберегающие технологии включают следующие формы:
- Физкультурные занятия;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Подвижные и спортивные игры( как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр).
- Утренняя гимнастика ( традиционная, звуковая);
- Гимнастика дыхательная( в различных формах физкультурно – оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры);
- Гимнастика для глаз ( ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста);
- Гимнастика бодрящая( ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дорожкам; лёгкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ);
- Двигательно – оздоровительные физкультминутки;
- Динамические паузы ( во время занятий, 2 – 5 минут по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления.Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятий);
- Релаксация (в любом подходящем помещении.В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивностьтехнологий);
- Самомассаж (в зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно – оздоровительной работы.Необходимо объяснить ребёнку серьёзность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму);
- Точечный самомассаж ( проводится в преддверии эпидемии, в Осенний, зимний, весенний период в любое удобное для педагога время со старшего возраста. Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР – органов. Используется наглядный материал);
- Психогимнастика( 1 – 2 раза в неделю со старшего возраста по 25 – 30 минут. Занятия проводятся по специальным методикам);
- Гимнастика пальчиковая ( начинать с младшего возраста индивидуально ,либо с подгруппой, ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время);
- Корригирующая гимнастика (в различных формах физкультурно – оздоровительной работы.Формы проведения зависят от поставленной задачи и контингента детей);
- Физкультурные досуги;
- Физкультурные прогулки ( в парк, на стадион);
- Спортивные праздники и т.д.
Все эти формы являются здоровьесберегающими. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно – образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Список литературы:
- Антонова Ю.Е., Кузнецова М.Н., Сауллина Т.Ф. Здоровый дошкольник. Социально – оздоровительная технология 21 века.-М., 2000.
- Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях.-М.: Мозаика – синтез,2006.
- Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду/ под ред. Т.С. Яковлевой – М.: Школьная пресса, 2006.
- Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений.- М., 2002.