Интегрированный урок в практике учителя русского языка и литературы
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Атнагулова Эльвира Ирековна
Организация: МАОУ «СОШ № 112 с углубленным изучением информатики»
Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк
Интеграция на данный момент является одним из важнейших направлений развития системы школьного образования. В процессе активного поиска и разработки концептуально новых моделей обучения феномен интеграции в образовании в последние годы все более обнаруживает свой сложный характер и получает неоднозначную оценку.
Чем вызвана необходимость изучения интегрированного урока как коммуникативного феномена?
С одной стороны, современные требования к уровню профессиональной подготовки учителя-словесника подразумевают не только владение суммой академических знаний, которые он может транслировать ученикам, но и умение анализировать, сопоставлять, применять и синтезироватьсведения по русскому языку, литературе и других дисциплин, входящих в одну образовательную область, тем самым реализуя принцип связи между несколькими родственными дисциплинами.
Овладение рядом профессионально значимых компетенций: общекультурных, профессиональных, а также специальных компетенций в области педагогической деятельности представляется приоритетной задачей в системе высшего образование нового поколения.
С другой стороны, в основу современного школьного образования (согласно новому стандарту) заложен компетентностный подход. Он должен обеспечить формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения.
Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Такая коммуникативно - деятельностная направленности курса русского языка направлена на формирование функциональной грамотности, которая, в свою очередь, складывается из универсальных действий:
- владеть всеми видами речевой деятельности,
- строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- адекватно воспринимать устную и письменную речь;
- точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
- соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.
Таким образом, анализируя направление развития современного школьного образования, можно с уверенностью сказать, что оно стремиться к риторизации и интеграции. Например, изучая художественное произведение на уроке литературы, ученики не только формируют знания о жанре, композиции, творческом методе писателя, но и рассматривают персонажей как коммуникантов, которые общаются успешно или, напротив, совершают коммуникативные ошибки.
Интегрированное обучение осуществляется через интегрированные уроки и применение интегрированных курсов. В образовательном процессе под интегрированным уроком следует понимать урок, в котором вокруг единой темы объединяется материал нескольких предметов. Материал излагается таким образом, чтобы данное явление воспринималось учащимися целостно, комплексно, т. е. учитывает взаимосвязь естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов, позволяющих рассматривать то или иное явление, процесс в его многообразии. Такой урок сочетает в себе материал разных учебных дисциплин, где привлечение сведений из других предметов является только «фоном» для основного предмета.
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин:
1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.
Интеграция в обучении предполагает, прежде всего, существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию. Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока.
Обратимся к понятию «интегрированный урок». Интегрированный урок — это специально организованный урок, основанный на объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук и имеющий практическую направленность.
Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, порождая интегрированные предметы типа, а могут включать лишь отдельные составляющие содержание, методы. Например, можно интегрировать содержание дисциплин с сохранением методов обучения ведущей дисциплины. Также можно интегрировать методику обучения разным дисциплинам при сохранении содержания только одного предмета. К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях:
· при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;
· при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
· при изучении межнаучных и обобщённых категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
· при выявлении противоречий в описании и трактовки одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;
· при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;
· при создании проблемной, развивающей методики обучения предмету.
Продолжительность интегрированного урока тоже может быть разной. Но чаще всего для него используют два или три урочных часа, объединенных в один урок. Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал.
Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Когда берется, например, содержание, то для интегрирования в нем может выделяться любой его компонент: понятия, законы, принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы и т. д. Можно также интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и проводится в новую систему учебный материал. Системообразующий фактор является главным в организации урока, поскольку разрабатываемая далее методика и технология его построения будут им определяться.
Чтобы интегрировать, т. е. правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые изначально носят творческий характер. В ходе этой подготовительной деятельности учитель определяет:
· свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;
· состав интегрирования, т.е совокупность объединяемых компонентов;
· ведущий системообразующих и вспомогательных компоненты;
· форму интегрирования;
· характер связей между соединяемым материалом;
· структуру (последовательность) расположения материала;
· методы и приёмы его предъявления;
· методы и приёмы переработки учащимися нового материала;
· способы увеличения наглядности учебного материала;
· распределения ролей с учителями интегрируемого предмета;
· критерии оценивания эффективности урока;
· форму записи подготовленного урока;
· формы и виды контроля обученности учащихся на данном уроке.
В образовательном процессе выделяются следующие уровни интеграции:
1. Внутрипредметная – а) интеграция формируется из содержания предметов, входящих в одну и ту же образовательную область. При этом удельный вес содержания одного предмета не превалирует над содержанием другого, обе научные дисциплины выступают на равных правах; б) интеграция создается из содержания дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область или один и тот же образовательный блок, но на базе преимущественно какой-то одной предметной области. Специфика внутрипредметной интеграции состоит в том, что она «позволяет выстроить целостную систему учебной деятельности в пределах отдельной» дисциплины, понять механизмы формирования основных образовательных результатов (знаний и умений, опыта деятельности).
2. Межпредметная – а) интеграция создается из содержания дисциплин, входящих в различные, но близкие образовательные области; б) интеграция создается на основе дисциплин из близких образовательных областей, но один предмет сохраняет свою специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы. Межпредметная интеграция определяет организационную структуру учебного процесса – интегрального образовательного пространства. «Межпредметная интеграция является более полной формой реализации первого принципа дидактики, в силу чего она не отбрасывает предметоцентризм – внутрипредметную интеграцию, а надстраивается над ней; соответственно, в интегральном образовательном пространстве отдельные учебные дисциплины взаимодействуют и продолжают существовать в качестве автономных образовательных систем» .
3. Транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Участие в уроке сразу нескольких учителей позволяет провести его на более высоком профессиональном уровне, используя современные информационно-коммуникационные технологии, сделать акцент на более сложных вопросах, т.е. осуществить углубление материала. Подобные уроки оставляют сильный эмоциональный след, позволяют преодолеть "дробную" подачу материала, разобщенность учителей.
Таким образом, интегрированные уроки позволяют:
- формировать у школьников убеждение в связности предметов школьного цикла и целостности окружающего мира,
- повышать и развивать познавательный интерес сразу к нескольким учебным дисциплинам;
- приобщать школьников к научно-исследовательской деятельности;
- формировать комплексный подход к учебным предметам;
- развивать у школьников теоретическое, креативное мышление, а также формировать операционное мышление, направленного на выбор оптимального решения.
Список литературы
- Браже, Т.Г. Интеграция предметов в современной школе / Т.Г. Браже // Литература в школе. - 2004. - № 5. - С. 150-154.
- Белова Н.А. Типы интегрированных уроков русского языка и литературы// Русский язык в школе. -2008. - № 4.- с. 44-46.
- Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе.- М.: Педагогика, 1981.
- Кукушкин В.С. Теория и методика обучения. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 474 с.
- Общетеоретические основы интеграции в образовании. Законы и понятие интеграции в образовании. //http://rspu.edu.ru/university/publish/schools/11/gl2_p2.html
- Симонова А.А., Протасова И.А. Интегрированный урок: теория и технология: Методические рекомендации для учителей и руководителей школ / Уральский педагогический институт. Екатеринбург, 1992.
- Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2011 г.
- Фоменко В.Т. Построение процесса обучения на интегративной основе. Ростов н/Д: ГНМЦ, 1994. 270 с.