Проект «Знакомство детей с родным городом»
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Уразаева Аниса Курбангалиевна
Организация: Центр развития ребенка — МАДОУ д/с № 29
Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Белорецк
«Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо надо мною-
Это все мое, родное!»
В. Орлов
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края – города Белорецка. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 - 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Актуальность темы
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Белорецку - городу, который является Родиной моих воспитанников.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Проблема
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Концептуальные основы проекта.
«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Белорецком в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.
Цель проекта:
- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Участники проекта
Дети 5-6 лет (старшая группа)
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта
2 недели
Принципы
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
◊ Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини-музей, подобран материал о городе Белорецка, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
◊ Принцип гуманизации
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
◊ Принцип дифференциации
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
◊ Принцип интегративности
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Белорецка.
Прогнозируемый результат
- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Белорецка, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Создание условий для самостоятельной деятельности |
Образовательные ситуации |
Взаимодействие с родителями |
Ожидаемый результат |
1. Создание мини-музея |
1. Просмотр познавательных передач «Наш город» |
1. «Путешествие по родному городу» (консультация) |
1. Пополнение коллекций: - магниты; - значки; - сувениры; - открытки; - книги; - промышленная продукция нашего города |
2. Оформление альбомов, книг, фото, журналов для рассмотрения, знакомства |
2. Н.О.Д. по ФЭЦКМ - «Путешествие по городу»; - «Район, в котором ты живешь» |
2. Привлечение родителей к пополнению коллекций для мини-музея |
2. Создание презентации «Знакомство с родным городом» |
3. Использование альбомов в Н.О.Д., в свободной деятельности |
3. Беседа «Все работы хороши» |
3. Проведение итогового мероприятия Брейн-ринг «Мой город» (родительское собрание) |
|
4. Д⁄и: - «Домино»; - «Пазлы»; - «Собери кубики»; - «Покажи правильно» (достопримечательности – магниты); - «Угадай, где какое здание» (открытки); - «Расскажи, где я был» (альбом); - «Назови профессии» |
4. Д⁄и: - «Домино»; - «Пазлы»; - «Собери кубики»; - «Покажи правильно»; - «Угадай, где какое здание»; - «Расскажи, где я был»; - «Назови профессии» |
|
|
5. Рассматривание иллюстраций «Достопримечательности нашего города» |
5. -Экскурсия по городу «В центр города; - Экскурсия в библиотеку; - Посещение картинной галереи «Выставка наших земляков»; - Экскурсия к «Вечному огню». |
|
|
6. Поделки из бумаги - «Водонапорная башня»; - «Музей»; - Кинотеатр «Металлург». |
6. |
|
|
7. Магнитная доска «Наш город» |
7. Художественная литература «Знакомство с творчеством поэтессы Н.Зиминой» |
|
|
8. Промышленные предприятия нашего города |
|
|
|
Список использованной литературы
- С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под. ред. Л.А.Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с. (Серия «Вместе с детьми»).
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. – 256 с.
- Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристкой деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы» / Под. ред. А.А.Остапца, Г.Н.Абросимовой, М.Е.Трубачевой. – М.:АРКИ, 2003. – 176с. (Развитие и воспитание дошкольника).
- Ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание» № 6, 2007