Творческая реализация учащихся в системе дополнительного образования на уроках ансамблевого музицирования

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Самигуллина Лариса Ивановна, Коковкина Татьяна Борисовна, Ямалеева Анжела Явдатовна

Организация: ДМХШ №12

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань

Тема данной работы раскрывает проблемы реализации творческого потенциала учащихся в условиях современного общества.

Невероятный темп роста компьютерных технологий диктует нам новые правила. Благодаря компьютеризации открылись большие возможности во всех сферах жизни современного общества. При всех своих преимуществах, передовые технологии имеют свои недостатки. Компьютерная «жизнь» занимает слишком много времени современного человека, вытесняя привычные потребности в саморазвитии, в сохранении вечных ценностей: семья, творчество, воспитание детей. Эта тенденция негативно влияет на творческую активность детей, снижает их тягу к знаниям, особенно в системе дополнительного образования. Задача педагога музыкальной школы – найти методы мотивации учащихся. Опыт работы в ДМШ показывает наиболее эффективные из них: новые необычные формы организации урока, выступления в концертах, участия в конкурсах и фестивалях, посещение театров и музеев. Одним из факторов повышения мотивации учащихся и эффективности  творческого процесса является коллективное музицирование в ансамбле.

Коллективное музицирование возникло уже на раннейстадии развития человечества.По мнению историков вначале люди применяли примитивные шумовые инструменты, не имеющие  звуковой высоты. Позднее появились музыкальные инструменты, обладающие тембровой окраской, определенной звуковысотностью. Совместная игра на музыкальных инструментах изначально использовалась лишь в бытовых целях. Но со временем она  развивалась и превращалось в ремесло, а затем и в искусство коллективного музицирования. Этот вид деятельности успешно пережил много веков, и широко используется в современной практике, в том числе и в системе дополнительного образования детей.

Уроки ансамбля имеют важное значение для комплексного развития юного музыканта. Совместное музицирование приносит детям радость и удовольствие от общения друг с другом и с миром музыки. Это помогает воспитать в детях ответственность за общее дело, взаимопонимание, взаимоуважение, дисциплинирует, раскрепощает, способствует психологической раскованности. Важно отметить, что независимо от уровня способностей ребёнка и его образования на данный момент он может быть активным участником ансамбля, что повышает его интерес к обучению в музыкальной школе. В свою очередь это помогает педагогу решить задачу мотивации учащегося.

Планирование и организация уроковансамбля направленыпрежде всего на то, чтобы обучить детей грамотно, выразительно играть на музыкальных инструментах, освоить вокальные навыки, дать учащимся основные знания о музыкальном искусстве.

Педагогической ценностью ансамблевого музицирования является развитие музыкальных способностей детей, таких как чувство ритма, музыкальный слух, музыкальная память, чистота интонации. Обучение в классе ансамбля требует освоения многих специфических навыков.Класс ансамбля ставит своей целью формирование и развитие у учащихся навыков и приемов ансамблевой игры. Ученик должен не только грамотно исполнять свою партию, но и внимательно слушать своего партнера, контролировать совместный звуковой баланс, добиваться воплощения единства художественного замысла. При игре в ансамбле партнеры должны представлять собой единый музыкальный организм.

На занятиях в классе ансамбля учащиеся должны научиться:

1.Применять в ансамблевой игре практические навыки, приобретенные в специальных классах различных дисциплин: вокал, инструментальное исполнительство.

2.Слышать и понимать музыкальное произведение – его основную тему, подголоски, вариации и т.д.

3.Уметь читать с листа ансамблевую партию и ориентироваться в ней.

Занятия в ансамблях должны также способствовать развитию гармонического слуха и музыкальной памяти.

Большое учебно-воспитательное значение имеет концертная практика: она развивает артистичность, творческое внимание, чувство ответственности.

Обучение игре в классе ансамбля способствует развитию эстетических вкусов, прививает практические навыки и знания, необходимые для развития камерного музицирования.

Развивающий эффект ансамблевого музицирования проявляется только тогда, когда он базируется на рациональной методической основе. Это и репертуар, и продуманная организация работы над произведением,  и инновационные способы педагогического руководства. Подбор репертуара в классе ансамбля осуществляется по нескольким принципам. Выбранные произведения должны отвечать оптимальным возможностям учащихся, в соответствии с уровнем их профессиональной подготовки. Другое и тоже весьма существенное требование -  доступность содержания и художественная ценность произведения. Желательно использовать произведения разнообразной жанровой и стилистической направленности. В репертуаре могут присутствовать сочинения авторов различных эпох и композиторских школ. Например, произведения старинных мастеров (добаховский период) и сочинения композиторов- полифонистов (включая И.С. Баха), венских классиков, композиторов-романтиков, представителей современных зарубежных композиторских школ, русских композиторов- классиков, произведения композиторов советского периода. Отдельной страницей репертуарного списка могут включаться обработки народных песен.

Также при подборе репертуара необходимо учитывать желание учащегося, что облегчает решение воспитательных и учебных задач.

Как показывает практика, коллективное музицирование эффективно решает проблемы реализации творческого потенциала учащихся. Это заключается в самовыражении ребенка через творчество, проявлении его личностных качеств, стремлении к саморазвитию.

Стоит отметить важнейшую роль педагога, который прививает ребенку правильное музыкальное представление и вкус, способствует развитию исполнительских навыков, знакомит его с богатейшим наследием мировой музыкальной культуры.

Опыт работы в Детской музыкальной школе показал, что  исполнительская концертная деятельность является важнейшим методом мотивации детей.

В основном система дополнительного образования подразумевает массовое обучениедетей независимо от их способностей. Поэтому не все учащиеся могут выступать на сцене сольно. Но благодаря занятиям в классе ансамбля, у них тоже появляется возможность проявить себя в концертной деятельности.

Школьные мероприятия тесно связаны со значимыми событиями в жизни общества. Большую роль в воспитании патриотизма играют мероприятия, посвященные Дню Победы, Дню Защитника Отечества, Дню России. Семейные ценности отражены в таком празднике как День матери, День семьи, любви и верности.  День пожилого человека учит ребенка уважать старшее поколение.

Коллективное музицирование является наиболее доступной  исполнительской деятельностью, которая способствует развитию общего культурного и музыкального уровня детей, повышает их мотивацию к творчеству и обучению.

 

Список литературы

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя музыканта. М., «Владос», 2003 Фридман Л.М. Пушкина Т.А. Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. Москва 1988 г.

2. Музыкальное воспитание в школе. Сборник статей. Составила О. Апраксина. Выполнил 7.М.,»Музыка»,1971.

3. Музыкальное образование в школе: Учебное пособие для студентов музыкального факультета и отделения высших и средних педагогических учебных заведений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.; Под редакцией Л.В. Школяр.- М.: Издательский центр «Академия», 2001

3. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учебное пособие для студентов начального факультета педагогических вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001

4. Фридман Л.М. Пушкина Т.А. Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. Москва 1988 г.

Опубликовано: 11.06.2015