Роль книги в экологическом воспитании дошкольников

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Вдовина Ирина Павловна

Организация: ГБОУ СОШ №5

Населенный пункт: Самарская область, г. Сызрань

Знакомство ребенка с миром природы начинается задолго до того, как он впервые скажет «мама», начнет ходить, откроет первую книжку. Его погремушки изображают рыбок, на его чашечке и фартуке нарисованы зайчики и цыплята. Он замечает, что первое живое существо, которое не похоже на маму и на папу, - это кошка, собака, птица, рыбка. В мире природы, наиболее ему близком и понятном, ребенок начинает путь в познание.

Этот мир волнует его, будит интерес, воображение, фантазию. Потом малыш попадает в удивительную страну сказки, где звери оживают, говорят на непонятном ему языке. В этой стране он будет приобретать первые понятия о добре, зле, справедливости.

В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений.

Интерес к книге у детей возникает еще задолго до посещения школы и развивается очень легко. Книга играет важную роль в экологическом воспитании. Многое зависит от того, какой будет эта первая книга.

Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомиться ребенок, были доступны не только по тематике, но и по форме изложения. Специфика литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Предметом чтения могут стать прежде всего произведения таких писателей, как: В.Бианки, М.Пришвин, К.Чуковский, С.Маршак, С.Михалков, А. Барто и др. Если дети хотя бы один раз увидели книгу с картинками, услышали чтение доступных их возрасту рассказов или сказок, они уже полюбили книгу. В книге для них заключено много прекрасного, героического, таинственного, поэтому им страстно хочется научиться читать, а пока не научились – слушать чтение старших.

Народные сказки.

Сказка занимает прочное место в жизни ребенка, они хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряженность действия создают у ребенка постоянный и неослабевающий интерес. Сказочные образы близки по своему характеру образам воображения ребенка.

Подрастая, дети постепенно теряют интерес к хорошо знакомым сказкам. Теперь они способны смотреть на сказку как бы со стороны, анализировать и даже изменять ее, вставать на позиции героев. При работе с ребятами не только младшего, но и среднего, старшего возраста для придумывания сказок, неплохо воспользоваться советами Дж. Родари. Рекомендуемые им приемы могут быть направлены на развитие творческих способностей и нестандартного мышления в процессе экологического образования.

Народные сказки во многом «экологичны»: в них нашло отражение осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания.

В сказках, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются национальные, культурные традиции и праздники. Произведения такого характера могут оказать неоценимую помощь педагогу.

Во многих народных сказках природа воспринимается именно с точки зрения ее житейской пользы для человека. Анализируя сказки, можно выделить группу животных, которых люди считали своими врагами. Это почти всегда хищные звери. Связано это с опасностью, которую они представляют для людей и их хозяйства.

Дети очень хорошо усваивают характеристики животных-героев сказок: волк – злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый. И часто эти представления остаются на всю жизнь.

В сказках разных народов можно найти сведения о природных особенностях тех мест, которые они населяют. Так, в восточных сказках часто подчеркивается ценность воды, ее роль в жизни человека, а в сказках северных народов – роль солнца.

«Сказочные» вопросы можно использовать в различных играх, а также для закрепления материала. Многие сказки или их фрагменты могут стать основой игр экологического содержания. Очень интересная получается игра «Цепочка» на основе сказки В.Бианки «Сова».

При работе с дошкольниками хороший результат дают театрализованные представления, кукольные спектакли, особенно когда их герои вступают в диалог со зрителями: задают им вопросы, просят оказать помощь.

Природоведческая литература.

Большую роль в экологическом воспитании играет природоведческая литература. В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной, по содержанию, природоведческая книга для детей является и художественной. В этом ее особенность.

Детская книга о природе используется, прежде всего, в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов, разноцветие лугов, причудливых деревьев помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе.

Она выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. С помощью книги можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах и явлениях. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе. Таким образом, детская книга о природе имеет большую познавательную ценность.

Основоположниками детской природоведческой книги являются В.Бианки, М. Пришвин.

В книгах Бианки лежит научное видение природы. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В.Бианки, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Произведения Бианки помогают в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы, многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, взаимодействие среды и организма. Они помогают раскрыть обусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания, жизненными условиями. Произведения Бианки используются для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном измерении, развитии.

Пословицы, поговорки, загадки, стихи используются в процессе наблюдения. Их образный язык помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.

Использование литературы в процессе наблюдения помогает детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом. Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственным наблюдением детей. Чтение небольшого рассказа, сказки может предшествовать наблюдению, помогая вызвать интерес к нему. Природоведческую книгу можно читать и после наблюдения. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений.

Список литературы.

1.Васильева А.И. «учите детей наблюдать природу». – М, 2013

2.Зебзеева В. «о формах и методах экологического образования дошкольников» - Дошкольное воспитание. №7 – 2004

3.Зерщикова Т., Ярошевич Т. «Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим» - Дошкольное воспитание - №7 – 2005

4.Иванова Г., Курашова В. «Об организации работы по экологическому воспитанию» - Дошкольное воспитание - №3 – 2006

5.Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. «Как учить экологии» - М.: Просвещение, 2005

Опубликовано: 31.05.2015