Современные формы и методы развития речи детей дошкольного возраста
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Долгова Оксана Анатольевна
Организация: МАДОУ №9 «Светлячок»
Населенный пункт: Московская область, г. Реутов
Актуальность проблемы речевого развития
- Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
- •Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
- •В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
- •Речь –это инструмент развития высших отделов психики.
- •С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.
- •Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
- •Главной задачей развития связной речи ребѐнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.
- Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
Условия успешного речевого развития.
- 1.Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.
- 2. Владение педагогом правильной литературной речью.
- 3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.
- 4. Обеспечение детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей.
- 5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи.
- 6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.
- 7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
- 8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.
- 9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.
- 10. Поощрение детского словотворчества.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Цель: развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Традиционные направления
- •Развивающая речевая среда
- •Формирование словаря
- •Звуковая культура речи
- •Грамматический строй речи
- •Связная речь
- •Подготовка к обучению грамоте
ОСНОВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ -ИГРА
•“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.” ( В.А. Сухомлинский)
Мнемотехника в ДОУ
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному
- Мнемотехника-это
- Сенсорно-графическая схема (Воробьѐва В.К.)
- Блок –квадрат(Глухов В.П.)
- Предметно-схематическая модель (Ткаченко Т.А.)
- Схема составления рассказа(Ефименкова Л.Н.)
- Коллаж (Большева Т.В.)
Мнемотехника
Мнемотехника
- (греч.)–«искусствозапоминания»-это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:
- 1. Развитие связной речи;
- 2.Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
- 3. Развитие мелкой моторики рук;
- 4. Развитие основных психических процессов –памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приѐмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
Структура мнемотехники
Полный текст статьи см. в приложении.