Применение инновационных технологий при подготовке выпускников 9-ых и 11-ых классов к итоговой аттестации по русскому языку. Сопоставление тестовых заданий ОГЭ и ЕГЭ по демоверсии 2020г

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Шемякина Людмила Владиславовна

Организация: МБОУ СОШ п. свх. Прибытковский

Населенный пункт: Липецкая область, Грязинский район, п. свх. Прибытковский

Актуальность темы: Данная тема, на мой взгляд, актуальна, так как результат обучения русскому языку можно увидеть в баллах и оценках выпускников в 9-ых и 11-ых классах (ОГЭ и ЕГЭ) по окончании школы. А готовиться систематически и планомерно к государственной итоговой аттестации на протяжении всех лет обучения в школе на каждом уроке способствуют современные педагогические технологии. С их помощью можно заинтересовать учащихся, систематизировать знания, качественно их закрепить и в целом хорошо подготовиться к государственной итоговой аттестации.

Сегодня редко встретишь учителя, который бы не задумался над вопросом: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» И это не случайно. В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно и подчиняются основные задачи современного образования.

Что же такое “инновационное обучение” и в чём его особенности? Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий. Актуальность инновационного обучения состоит в использовании личностно-ориентированного обучения, а также в поиске условий для раскрытия творческого потенциала ученика. Технология личностно-ориентированного обучения даёт ученику:

  • повышение эффективности восприятия информации;
  • повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения – умение критически мыслить;
  • умение ответственно относиться к собственному образованию;
  • умение работать в сотрудничестве с другими;
  • повышение качества образования учеников;
  • желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни;
  • развивающее обучение.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

  • проблемное обучение;
  • развитие критического мышления;
  • технология “Метод проектов”;
  • дифференцированный подход к обучению;
  • создание ситуации успеха на уроке;
  • информационные технологии.

Использование данных технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяю на своих уроках следующие приёмы:

1) ассоциативный ряд;

2) опорный конспект;

3) мозговая атака;

4) групповая дискуссия;

5) синквейн;

6) эссе;

7) ключевые термины;

8) дидактическая игры;

9) лингвистические карты;

10) лингвистические задачи.

11) исследование текста;

12) работа с тестами;

13) задания поискового характера;

14) нетрадиционные формы домашнего задания.

Развитию познавательной активности способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика к предмету и к обучению в целом. Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов: урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-исследование, урок-игра, урок-КВН, урок-защита проекта, урок-диспут, урок-конференция, урок-театрализованное представление, урок-маскарад, урок-путешествие, урок-зачёт, которые помогают активизировать учащихся на уроке. Это способствует и более качественному закреплению приобретённых знаний при выполнении домашних заданий. Практически все нестандартные уроки позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность, что немаловажно при подготовке учащихся выпускных классов к государственной итоговой аттестации по русскому языку.

Одна из проблем современного учителя является подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ. И в то же время сложность и объём заданий, включаемый в КИМы ОГЭ и ЕГЭ. Хорошие знания учащихся, их глубина и качество находятся в прямой зависимости от учебной деятельности ребят как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Внедрение на уроках современных технологий также является одним из условий качественного усвоения учебного материала. Какие же инновационные образовательные технологии и как они могут помочь в организации работы по подготовки к ОГЭ и ЕГЭ? В первую очередь, это личностно-ориентированное обучение. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ не даст высоких результатов, если готовиться к ним только 1 год или полгода. Большое внимание надо уделять проведению индивидуальных консультаций с учащимися во внеурочное время. Во время подготовки к ОГЭ проходит систематическая тренировка по материалам ОГЭ прошлых лет, неоднократное проведение в течение года «школьных, пробных ОГЭ и ЕГЭ». Полноценное изучение предмета предполагает и включение компьютерных технологий в учебный процесс. Где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении русскому языку и литературы?

Во-первых, при изложении нового материала (демонстрационно-энциклопедические программы, программы создания презентаций, интерактивная доска).

Во-вторых, на этапе закрепления изученного материала (программы-тренажёры).

В-третьих, при контроле и проверке изученного (программы для тестирования и контроля).

В-четвёртых, при самостоятельной работе учащихся (программы-репетиторы, электронные энциклопедии, развивающие программы).

Наличие интерактивной доски, коллекция дисков, обучающих программ, выход в Интернет в режиме on-line – позволяют использовать интерактивные таблицы, нетрадиционные задания, демонстрировать flash-ролики, которые нравятся учащимся. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов. Они демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука. Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля усвоения знаний и навыков учащихся. Известно: чтобы грамотно писать, мало знать и понимать орфографические и пунктуационные правила, главное – выработать «автоматизированную грамотность», которая должна стать буквально подсознательным навыком. Именно в этой работе нам может помочь компьютер. В индивидуальной работе с учеником он способен выявить все пробелы в его грамотности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. Использование кроссвордов (иногда их составляют сами ученики), иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок интереснее и позволяют начать подготовку к ЕГЭ, начиная уже с 5 класса.

С чего же можно начать подготовку к ГИА, используя ИКТ?

- Планирование и деление учебного материала по русскому языку в 9 и 11 классах;

- изучение теоретических основ применения ИКТ на уроках русского языка;

- работа с демонстрационными версиями на уроках в 9 и 11 классах;

- изучение базы контрольно-измерительных материалов для подготовки к ГИА;

- открытые уроки с использованием ИКТ;

- использование Интернет-технологий и предоставление возможности выпускникам работать с образовательными сайтами: ege.edu.ru ,fipi.ru, rustest.ru;

- организация консультаций, собеседований с учащимися 9-х и 11-ых классов по проблемам участия в ГИА.

- тренировки по заполнению бланков ОГЭ и ЕГЭ

- оформление стенда «Готовимся к ГИА»;

- проведение 6-ти тренировочных работ в форме ОГЭ для учащихся 9 класса и в форме ЕГЭ учащихся 11 классов;

- подробный анализ тренировочных работ;

- ознакомление учащихся с результатами пробных экзаменов;

- анализ типичных ошибок учащихся;

- создание методической копилки (разработаны тесты, электронные презентации, конспекты уроков с применением ИКТ);

- разработка рекомендаций для учащихся по подготовке к ГИА.

- доклады по теме самообразования на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла.

Современный урок невозможно представить без использования ИКТ. Организация урока с помощью ИКТ даёт возможность решать актуальные задачи современного образования, в том числе вопросы подготовки учащихся к ГИА. Активное использование ИКТ на уроках русского языка позволяет индивидуализировать процесс подготовки, систематизировать и обобщать полученные предметные ЗУН учащихся, мотивировать выпускников на успешное освоение учебного материала и психологически подготовить их к успешной сдаче ГИА.

В процессе подготовки учащихся к ГИА хорошо зарекомендовала себя следующая методика работы по темам подготовки:

- диагностика уровня владения ЗУН;

- актуализация, систематизация и обобщение знаний по теме;

- отработка практических навыков, формирование умений и навыков при наличии пробелов в знаниях и умениях;

- диагностика уровня владения ЗУН;

- корректировка умений и навыков;

- контроль готовности к выполнению экзаменационных заданий.

Подготовку учеников к ГИА проводить нужно планово. Все части экзаменационной работы отрабатываются в том порядке, в котором они представлены в КИМах (это касается как ОГЭ в 9 классе, так и ЕГЭ в 11 классе). Остановлюсь на подготовке к ОГЭ в 9 классе. В форме презентации должна быть показана вся технология написания изложения, в которой содержится информация для обучающихся, необходимая для данного вида работы: наличие трех микротем, способы

компрессии, объем изложения, критерии оценивания. Далее на текстах, выведенных на экран, отрабатываются способы сжатия. Учащиеся могут увидеть, как нужно использовать эти способы. Затем работа над сжатым изложением проводится на тренажёрах, а потом самостоятельно с обязательным анализом ошибок. Работаем по пособию Н.А. Сениной «Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2020. 30 тренировочных вариантов по демоверсии 2020 года.9-ый класс» - Ростов н/Д: Легион, 2019 и Нарушевич А.Г. «Русский язык. Тесты с комментированными ответами для подготовки к ОГЭ»: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2018.

Вторая часть экзаменационной работы – тестовые задания. На повторение теоретического материала, необходимого для выполнения каждого тестового задания, уходит 10-15 минут. Для этого с помощью компьютера, нужно вывести теоретический материал на экран проектора,

остальное время уделить отработке этого материала. Таким образом, базовый уровень получает весь класс, затем перейти к дифференцированному обучению. Для этого можно использовать дополнительный дидактический материал из КИМов, проектируя на экран задания по

каждой теме, аналогичные тем, которые представлены в демоверсии ГИА.

Затем учащиеся самостоятельно проверяют правильность выполнения, а над теми заданиями, с которыми они не смогли справиться, работаем всем классом. Среди источников информации следует отметить сеть Интернет, рекомендованные учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей

подготовки в режиме «онлайн».

Очень важным шагом в подготовке учащихся к итоговой аттестации считаю строгий, тщательно продуманный мониторинг знаний, умений, навыков учащихся в подготовке к ГИА, которые должны соответствовать следующим требованиям:

- Обязательность планирования пробных контрольных работ в форме ГИА (ОГЭ и ЕГЭ)

- Обязательность входного (нулевого) контроля

- Системность

- Своевременная информация учащихся о результатах

- Проведение в полном соответствии с требованиями ГИА

- Наличие для каждого ученика индивидуального пакета с экзаменационным

материалом

- Своевременный анализ и отработка пробелов в знаниях с каждым индивидуально.

Неоценимую помощь в подготовке к урокам, в том числе и к урокам по подготовке учащихся к экзаменам, оказывает Интернет. Можно узнать новую информацию о том, что нового появилось в подготовке учащихся на сайтах ФИПИ, «По уши в ЕГЭ и ГИА» и других. Интернет даёт возможность собрать богатейший материал к урокам, разные варианты интерактивного контроля знаний. Это различного вида интерактивные тесты, разработки уроков, презентации. Урок XXI века - это урок с ИКТ. ИКТ являются исключительно плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся. Использование ИКТ при подготовке к ГИА даёт учащимся:

- повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы;

- возможность включения игрового момента, что позволяет получать удовольствие от увлекательного процесса познания;

- получение объективных результатов с указанием ошибок сразу после выполнения задания.

Система подготовки к ОГЭ предусматривает наряду с традиционными технологиями, использование современных технологий, таких как:
1. Тестовые технологии
2. Групповые технологии
3. Информационно-коммуникационные технологии
4. Технология дифференциации
5. Здоровьесберегающие технологии

 

При изучении нового материала, закрепления, обобщения проверки знаний используем тестовые технологии. Применяем различные виды тестов: с выбором ответов, и без выбора ответов, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности и ложности. После проведения подобной работы (на уроках, во время консультаций, индивидуальных занятий) заполняем таблицу, по которой можно отследить, какие темы тестовых заданий усвоены учащимися хорошо, а над которыми следует ещё потрудиться. На этапе обучения сочинению-рассуждению (задание 9 в ОГЭ – 9.1, 9.2 или 9.3) эффективно использовать групповые технологии. Класс разбивается на небольшие группы, и каждая группа проводит исследовательскую работу по данному лингвистическому понятию или определению на нравственную тематику. Ребята, обратившись к тексту, должны найти нужные примеры-иллюстрации, аргументы, указать их роль в предложении, тексте. Можно использовать подсказки – заготовки (слабой группе учащихся). Далее девятиклассники представляют результат своей работы. А можно построить работу над сочинением – рассуждением следующим образом: в группах по 3 человека распределяются обязанности: 1 ученик пишет вступление, 2 – формулирует тезис и аргументы к нему, 3- пишет заключение. Сначала класс работает над одним текстом. Когда работа готова, каждая группа предъявляет наработанное. Ребята вместе с учителем выбирают лучший вариант каждой части сочинения. В дальнейшей работе от текста к тексту роли школьников должны меняться. Так постепенно все ученики учатся работать над каждым этапом сочинения. Кроме того, закрепляется навык верного абзацного членения. Опыт использования информационно-коммуникационных технологий при подготовке ОГЭ и ЕГЭ показал, что обучающиеся охотно работают со справочным материалом (электронными словарями, справочными пособиям), а также такими образовательными сайтами, как edu,fipi, «По уши в ГИА». менение на уроках презентаций Microsoft Power Poin способствует эффективному освоению учебного материала, а использование электронных тренажёров способствует более качественному овладению практическими навыками.

Таким образом, применение ИКТ при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ – это активизация самостоятельной деятельности учащихся, повышение мотивации обучения, создание положительного настроя и ситуации успеха, возможности применения дифференцированного подхода в обучении. Большим подспорьем при подготовке как к ОГЭ, так и к ЕГЭ является выбор элективных курсов. На протяжении уже многих лет провожу дополнительные занятия на элективных курсах «Интересное в мире синтаксиса» в 9 классе при подготовке к ОГЭ и «Акцент на СЛОВО» в 11 классе при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Работа с текстом учит выпускников слушать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст. Такая работа направлена на формирование умений на основе работы с готовым текстом, создание собственного текста. Также включаем задания, которые способствуют расширению лингвистических знаний учащихся. Большую роль отводим упражнениям по лексике: определение лексического значения слова, различение контекстных значений многозначных слов, расширение словарного запаса учеников, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены. Специальные упражнения помогают ученикам опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. С целью создания ситуации успеха применяю технологию дифференцированного обучения, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Для этого применяем разноуровневые карточки, создаём и используем папку «В помощь выпускнику», в которой собраны схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки. Эта информация в одном месте даёт выпускнику возможность быстро находить нужный раздел, систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы. А в рамках информационной работы для обучающихся в кабинете оформляем стенд, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, также на стенде представлены демонстрационные варианты КИМов, инструкции по заполнению бланков, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов.

Как бы ни учился выпускник 9 или 11 класса, всё же волнения перед ГИА присутствует почти у всех. И сейчас, в августе 2020 года, в преддверии нового 2020-2021 учебного года, задумываться приходится о том, что ждёт наших выпускников, как им помочь подготовиться к государственной итоговой аттестации. Это волнует самих выпускников, их родителей, и, конечно же, учителей. В связи с пандемией (карантинные меры были по всей территории РФ) уч-ся 9 класса не пришлось сдавать в 2019-2020 учебном году ОГЭ по русскому языку по демоверсии 2020 года. Да, в I полугодии были проведены репетиционные тестирования, диагностические работы в формате ОГЭ, но по итогам года (как ребята справились) судить сложно. Но даже по результатам пробных ОГЭ, которые проводились в школах в I и II четверти, можно говорить о сложностях ОГЭ по русскому языку по сравнению с ОГЭ демоверсии 2019 года при выполнении работ выпускниками. Количество тестовых заданий стало меньше (вместо 14 теперь 7), но сами задания сложнее. Сопоставляя тестовую часть ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе приходишь к выводу, что какие-то задания (по орфографии, пунктуации) в 11 классе даже легче по степени сложности, а в 9 классе для выполнения некоторых заданий приходится вспоминать сразу несколько тем (это касается и орфографии, и пунктуации). В 3-ей части ОГЭ (задание №9) сочинения-рассуждения тоже изменения: добавлены темы тезисов-определений в задании 9.3. Сопоставляя написание сочинений ОГЭ и ЕГЭ, можно сделать вывод: если девятиклассник успешно справляется с заданиями 9.2, 9.3, то при написании сочинения на ЕГЭ трудностей не возникнет, так как умение комментировать, анализировать, приводить примеры в качестве доказательств по определённой теме или доказывая тезис, у выпускника уже сформированы.

Чем же так сложны тестовые задания ОГЭ в 9 классе и как готовиться ученикам к сдаче ОГЭ и последующем ЕГЭ по русскому языку? Ведь переход от 9 к 10 и 11 классам должен быть плавным и построен в основном на систематизации и повторении материала, закреплении изученного.

Какие же темы встречаются в 9 классе(ОГЭ) и в 11 классе (ЕГЭ) в тестовой части?

По орфографии: проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова; чередующиеся гласные в корне слова; правописание неизменяемых приставок, приставок на з(с), при-пре; правописание и-ы после приставок на согласный; правописание ь и ъ; правописание местоимений, наречий, числительных; правописание суффиксов разных частей речи; правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий (в зависимости от спряжения), гласная перед н(нн) в причастиях; н-нн в разных частях речи; правописание сложных слов; не с разными частями речи. В тестовой части ОГЭ и ЕГЭ встречаются также задания по лексике, по содержанию прочитанного текста, по языковым средствам.

По знакам препинания: в предложениях с однородными членами; обособленными членами; вводными конструкциями; обращениями; СПП с несколькими придаточными; сложными предложениями с разными видами связи.

При планомерной систематической работе на уроках, дополнительных внеурочных занятиях подготовиться можно. Несмотря на общие темы, встречающиеся в 9 классе(ОГЭ) и 11 классе(ЕГЭ), всё же в 9 классе есть своя специфическая сложность для учащихся.

По всем видам орфограмм и пунктограмм в 11 классе каждая тема – отдельное задание. В 9 классе сложность в том, что по демоверсии 2020 г. в заданиях № 2, №3 и №5 встречаться может от 2 тем и больше. Поэтому имея пробелы по какой-то теме, уч-ся может неверно выполнить задание. И если в 11 классе можно разбить все задания на блоки(модули) и изучать каждый модуль отдельно, зная, что в каждом задании необходимо знать, то в 9 классе один модуль нужно делить на отдельно взятые блоки и отдельные темы, так что в заданиях №2, №3 и №5 в каждом задании по несколько тем. Поэтому планомерно готовиться к ОГЭ по русскому языку нужно не в 9 классе, а гораздо раньше, по орфографии – с 5-6 классов, по пунктуации – с 6-8. А на понимание текста (по содержанию текста задания) раньше 5 класса и продолжить до окончания школы. Задания по содержанию текста(№6-8 ОГЭ) и (№ 1-3, № 22-26 ЕГЭ)будут более качественно выполнены благодаря приёмам смыслового чтения как на уроках русского языка и литературы, так и других предметов). Продуктивное чтение позволяет лучше понимать текст, останавливаться на ключевых понятиях, работать с лексикой и грамматикой. И сочинения-рассуждения уч-ся будут легче писать (задания № 9: 9.1, 9.2 и 9.3), если у них будет сформирован навык смыслового чтения. Чтобы каждый девятиклассник смог быть уверен в успешности ОГЭ, итогового собеседования и дальнейшей подготовки к ЕГЭ, лучше выделить грамматические модули изучения (по КИМам ОГЭ), каждый модуль разбить на отдельные блоки(темы). Изучая отдельно темы, закрепляя материал, выполняя итоговые контрольные по темам этих блоков, можно успешно подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

 

Вот примерные грамматические модули, которые я выделяю при подготовке к ОГЭ (по демоверсии 2020г.)

Модуль I. СИНТАКСИС. ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Модуль II. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНЫХ И ОСЛОЖНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

Модуль III. СИНТАКСИС. АНАЛИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.

Модуль IV.ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

МодульV. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Модуль VI. АНАЛИЗ ТЕКСТА. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

Далее в каждом модуле свой блок(тема), которую разбираем, изучаем, закрепляем упражнениями, тестовой работой, различными видами контрольных работ и самостоятельных. Можно отработать каждый модуль, блок. А после отработки модулей дать отдельную контрольную (каждому учащемуся свой вариант). При работе над каждым модулем можно применять различные технологии работы на уроке и приёмы: работа в группе, в паре, взаимопроверка, предупредительный диктант, самостоятельная работа, разноуровневые карточки по теме, игра «Третий лишний», «Найди ошибку». При работе с текстом обязательно используем приёмы смыслового чтения.

Вот примеры работ с модулем(блоком).

Теория – в учебнике, таблицах-кластерах. Схемах. А это примерные темы для изучения(повторения) по модулям (блокам).

Модуль I. СИНТАКСИС. ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Блоки тем:

Предложение.

Простое и сложное предложение.

Односоставное и двусоставное предложение.

Виды односоставных предложений.

Грамматическая основа предложения.

Типы сказуемых.

Предложения сложные(их виды)и осложнённые.

Обособленные члены предложения.

Модуль II. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНЫХ И ОСЛОЖНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

Блоки тем:

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Знаки препинания при обособленных членах предложениях.

Знаки препинания при обособленных и необособленных определениях.

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах и дополнениях.

Знаки препинания при уточняющих членах предложения.

Вводные и вставные конструкции, и знаки препинания при них.

Знаки препинания при обращениях. Распространённые и нераспространённые обращения.

Знаки препинания в ССП.

Знаки препинания в СПП.

Знаки препинания в БСП.

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

Постановка точки с запятой, тире и двоеточия в различных конструкциях предложений.

Модуль III. СИНТАКСИС. АНАЛИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.

Блоки тем:

Словосочетание. Виды словосочетаний. Отличие словосочетаний от слов и предложений.

Определение типов подчинительных словосочетаний.

Замена( переконструирование) словосочетаний подчинительной связи одного вида другим (синонимическая замена).

Модуль IV.ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

Блоки тем:

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Правописание неизменяемых приставок, приставок на з(с), при-пре.

Правописание ы-и после приставок, заканчивающихся на согласный.

Правописание ь и ъ.

О-е-ё после шипящих и ц в разных морфемах.

Правописание суффиксов разных частей речи.

Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий (в зависимости от спряжения).

Гласная перед н(нн) в причастиях.

Правописание сложных слов.

Не с разными частями речи.

Н-нн в разных частях речи.

Правописание местоимений, наречий, числительных.

МодульV. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Блоки тем:

Троп. Средства языковой выразительности речи, их виды.

Упражнения на определение языковых средств выразительности в определённых предложениях.

Упражнения (в том числе тестовые) на определение определённого вида средств языковой выразительности.

Модуль VI. АНАЛИЗ ТЕКСТА. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

Лексика. Лексическое значение слова.

Прямое и переносное значение слова.

Синонимы, антонимы, омонимы.

Контекстные синонимы и контекстные антонимы, их роль в речи.

Фразеологизмы.

Стилистически нейтральные синонимы и разговорные слова, просторечные выражения.

Диалектизмы, профессионализмы.

Смысловое чтение предложенного текста.

Анализ содержания текста (соответствуют или не соответствуют определённые предложения содержанию текста).

 

Изучая темы по модулям, возвращаемся к тестовой части ОГЭ, где все теоретические знания и практические навыки применяем на практике. Вот пример некоторых заданий (практическая работа).

 

2. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)Мы все знаем, что сегодня пить воду, набранную из реки или озера, предварительно не профильтро-

вав и не прокипятив её, несомненно, опасно для здоровья. (2) Но вода, которая наполняет 

наши водопроводные трубы, набирается из ближайшего крупного водоёма. (3) Разумеется, 

предварительно она проходит сложную систему очистки на водозаборной станции.

  (4) Вначале речная вода мощными насосами закачивается из реки в накопительный резервуар станции, 

где проходит несколько фильтров, очищаясь от крупного мусора: обломков дерева, водорослей и 

других загрязнений.

  (5)Следующий этап – обеззараживание, которое выполняется либо добавлением в 

воду дезинфицирующего вещества, либо облучением ультрафиолетом.


1). Сложноподчинённое предложение 1 осложнено обособленными членами – определением и однородными обстоятельствами – и вводным словом.Укажите варианты ответов, в которых даны верные суждения. Запишите номера ответов.

2). В сложноподчинённом предложении 2 придаточное изъяснительное.

3). В бессоюзном предложении 3 грамматическая основа первой части – разумеется.

4). В придаточной части сложноподчинённого предложения предложения 4 есть обобщающее слово перед однородными членами.

5). Предложение 5 включает три грамматические основы.

 

3.Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В 1848 году для исследования снежных обвалов на Арарате была снаряжена турецкая экспедиция

(1) обнаружившая торчащий из ледника (2) гигантский каркас из почти чёрного дерева (3) о котором обитатели (4) лежащих у подножия горы (5) поселений давно знали (6) но не смели к нему приблизиться (7) потому что (8) по их словам (9) в верхнем окне его часто появляется грозный дух.

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «говорил со смущением», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

5. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ВЗЫСКАТЕЛЬНЫЙ – после русской приставки, оканчивающейся на согласный, в корне пишется буква Ы.

2) (отнюдь) НЕ БЫСТРО – раздельное написание частицы НЕ с прилагательным определяется наличием частицы ОТНЮДЬ.

3) НЕ СПОСОБЕН – НЕ пишется раздельно с краткими причастиями.

4) РАССМОТРИШЬ – в безударном личном окончании глагола II спряжения пишется буква И.

5) ГОНЯЩИЙ (стадо) – в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола I спряжения, пишется буква Я.

7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых названы средства речевой выразительности, имеющиеся в следующих предложениях: «Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен».

1)гипербола

2)метафора

3)градация

4)эпифора

5)метонимия

8.Лексический анализ.

Найдите в тексте контекстные антонимические пары.

Напишите одну из этих пар.

 

Каждый педагог вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке как к ОГЭ, так и к ЕГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим результат. И это не только успешная сдача выпускниками экзамена по русскому языку, но и воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью. Говорить о современном уроке можно много. Как не потеряться в целом океане технологий, методик, приёмов? Как это совместить в рамках одного урока? Ответ прост — нужен адаптивный урок. Адаптивный урок – сочетание элементов различных технологий, создающих комфортную среду урока. Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха: результаты обучения становятся выше. Мы чувствуем себя более уверенно, так как владеем современными методиками.

 

Использованная литература:

  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
  2. Сайт «Сеть творческих учителей» (электронный ресурс) -http:// school collection.edu.ru/
  3. Сайт «Мультиурок». Групповой проект «Применение информационно-коммуникативной технологии на уроках русского языка при подготовке обучающихся к ОГЭ пор русскому языку ч (ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования». Кафедра социально-гуманитарного образования), от 05.09.2018г.
  4. «1 сентября». Раздел «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок» («Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы»), от 5 мая 2017г.
  5. Шаг за шагом к ЕГЭ по русскому языку: рабочая тетрадь,10-11 классы/ Авт.-сост. М.М. Казбек-Казиева. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2015.
  6. Практикум по русскому языку: пунктуация. 8-11 классы. /под ред. Дейкиной А.Д., Журавлёвой Л.И., Пахновой Т.М. – М.: ВАКО, 2016.
  7. Русский язык. ЕГЭ – 2020. Тематический тренинг. Модели сочинений.10-11 классы: учебно-методическое пособие/ под ред. Н.А. Сениной – Ростов н/Д: Легион, 2019
  8. Русский язык. Подготовка к ОГЭ – 2020. 30 тренировочных вариантов по демоверсии 2020 года. 9-ый класс: учебно-методическое пособие/ под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2019.
  9. ОГЭ 2020. Русский язык. 36 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий/ под ред. Г.Т. Егораевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2020.

 

 

 

Опубликовано: 13.08.2020