Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Харламова Ольга Ивановна

Организация: МБОУ СОШ № 2 г. Советский

Населенный пункт: Тюменская область, ХМАО-Югра, Советский

На сегодняшний день в России насчитывается 2 миллиона детей с ограниченными возможностями здоровья (8 % всех детей). Дети с ограниченными возможностями здоровья -это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ. Педагогическая работа с данной категорией обучающихся предполагает создание специальных условий в соответствии с их особыми образовательными потребностями для успешного освоения обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития.

Специфика деятельности учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям школьников с ОВЗ, у которых отмечается недостаточный уровень речевой коммуникации, познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Наличие многочисленных расстройств, связанных с особенностями обучающихся с ОВЗ приводит в работе с детьми данной категории к некоторым затруднениям, которые проявляются в трудности при общении, при установлении контакта с ребёнком, сложности в управлении его эмоциональным состоянием, настроением. Следовательно, актуальной становится необходимость поиска, выбора, использования наиболее эффективных педагогических технологий, которые будут направлены на коррекцию и компенсацию нарушенных функций.

Параллельно со специфическими коррекционными технологиями активно внедряю в свою практику современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые, метод проекта, нетрадиционные технологии. Считаю, что выбор данных технологий актуален и целесообразен в работе с обучающимися, имеющими статус ОВЗ и обоснован тем, что новые технологии открывают новые возможности, помогают оптимизировать работу учителя-логопеда.

Целью моей работы стало - повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими статус ОВЗ средствами современных образовательных технологий.

Цель предполагает решение следующих задач:

1. Изучить теоретические аспекты по вопросам использования современных технологий в логопедии.

2. Внедрить методы и приёмы современных технологий во всех направлениях коррекционно-развивающего процесса обучения детей-логопатов.

3. Определить результативность проделанной работы.

Ожидаемый результат работы: положительная динамика обучающихся в развитии всех речевых компонентов, адаптация и социализация ребенка-логопата, имеющего статус ОВЗ в образовательном пространстве.

Данная работа рассчитана на прохождение обучающихся двух направлений коррекционного курса: предупреждение трудностей формирования письма, коррекция нарушения письма.

Реализация коррекционно-педагогической деятельности предусматривает прохождение следующих этапов:

I. Организационно-диагностический

II. Внедренческий.

III. Промежуточно-диагностический.

IV. Обобщающий.

Ориентировочная продолжительность педагогической деятельности предполагает сроки реализации: 2016-2020 учебный год.

I этап педагогической деятельности предполагал работу по следующим направлениям:

1. Проведение и анализ результатов логопедического мониторинга.

2. Ознакомление с результатами психологической диагностики.

3. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.

4. Выбор технологий.

На данном этапе реализации педагогической работы проведен мониторинг обучающихся 1-х классов с ограниченными возможностями здоровья, в количестве 6 человек. Для мониторинга использовался стандартизированный диагностический материал обследования устной речи младших школьников Т.А. Фотековой "Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников" (2007). Результаты логопедического мониторинга показали, что у обучающихся отмечаются нарушения всех компонентов речевой системы: сенсомоторный уровень, лексико-грамматический строй речи, словарь и словообразование, связная речь (Приложение 1) Результаты психологического мониторинга выявили у обучающихся низкий уровень развития внимания, памяти, мышления, слабое развитие зрительно-моторной координации, сниженный уровень мотивации. По результатам изучения мониторинга была определена "зона ближайшего развития" обучающихся.

Результат 1 этапа: проектирование индивидуальных программ коррекционного курса, являющихся частью АООП НОО с учётом ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, разработка индивидуального перспективного планирования по сопровождению обучающихся с ОВЗ с отражением используемых педагогических технологий.

II этап Внедренческий.

Данный этап предполагал реализацию индивидуальных программ логопедического курса. Основные задачи:

-предупреждение и преодоление трудностей речевой коммуникации,

-развитие и совершенствование познавательной деятельности,

-развитие психических функций,

-стимулирование речевого развития обучающихся,

-предупреждение негативных особенностей эмоционально-волевой сферы,

-развитие всех форм речи (устной и письменной),

-повышение интереса к коррекционным занятиям,

-преодоление коммуникативного барьера между педагогом и учеником.

Успешность коррекционного процесса обеспечивалась реализацией следующих принципов:

  • Системности.
  • Развития.
  • Комплексности.
  • Дидактического (доступности, наглядности, индивидуального подхода).
  • Рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка.
  • Учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.
  • Обходного пути.
  • Поэтапного формирования умственных действий.
  • Постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому)

Весь процесс предполагал использование методов и приёмов:

-Наглядных (иллюстрации, наблюдения)

-Мотивационных (познавательные игры, убеждение, поощрение)

-Словесных (беседа, рассказ, объяснения, работа с книгой)

-Практических (практические задания, тренинги)

-Контрольно-коррекционных (устный, письменный)

Организация индивидуальных логопедических занятий осуществлялась с учётом особых образовательных потребностей.

Структура коррекционных занятий соответствовала этапу коррекционно-педагогической работы.

Построение логопедических занятий предполагало обязательную смену видов деятельности с использованием следующих технологий:

Здоровьесбережение.

используемые приёмы (применялись на разных этапах занятий):

-дыхательная гимнастика,

-артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики,

-пальчиковая гимнастика,

-гимнастика для глаз,

-массаж кистей и пальцев рук с аппликатором Кузнецова,

-упражнения на релаксацию,

-общие двигательные упражнения.

Весь комплекс упражнений направлен не развитие: общей и мелкой моторики, повышению резервов дыхательной системы, снятию напряжения и усталости, стимуляцию работы головного мозга, регулированию нервно-психических процессов, снятие мышечных зажимов, спазмов, активизации биологически активных точек, профилактику миопии, созданию благоприятного эмоционального фона, то есть на получение полноценного физического, психического благополучия обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Информационно-коммуникационные технологии.

Одной из дополнительных возможностей работы с обучающимися, имеющими статус ОВЗ, являются мультимедийные средства обучения. Наиболее широкое применение в работе с обучающимися нашли интерактивные игры. Оснащение логопедического кабинета моноблоком с сенсорным экраном позволило использовать на практике развивающие логопедические интерактивные игры логопедического портала МЕРСИБО. В медиатеке подобраны игры, направленные на: общее развитие речи, расширение словарного запаса, формирование фонематического слуха предупреждение и коррекцию устной и письменной речи, развитие психических функций.

Компьютерная игра подбирается для каждого обучающегося с учётом его физиологических, психологических возможностей, поставленных коррекционных задач. Работа за компьютером занимает небольшую часть, 1/5 от всего времени занятия и проводится фрагментарно, с соблюдением требований СанПинов.

Разработаны авторские презентации для коррекции звукопроизношения и дифференциацию звуков.

Игровые технологии.

Наиболее привычной и желанной формой деятельности у обучающихся с ОВЗ на первоначальном этапе остается игра, поэтому использование этой формы деятельности на коррекционных занятиях, считаю наиболее оптимальным. На каждом занятии (на разных этапах) использовались игры и игровые приёмы. При отборе игр и игровых приёмов, учитывались следующие требования:

1. Игровая форма занятия или создаётся при помощи игровых приёмов и игровых ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей-логопатов к учебной деятельности;

2. Учёт структуры речевого дефекта обучающегося;

3. Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

4. Связь содержания игры с системой знаний обучающегося;

5. Соответствие коррекционной цели занятия;

6. Учёт принципа смены видов деятельности;

7. Использование пособий, игр, соответствующих гигиеническим требованиям, требованиям безопасности.

Все подобранные игры и игровые приёмы направлены на коррекцию всех речевых компонентов и психических функций:

Коррекция звукопроизношения: «Рыболов», «Зоводим моторчик" «Таинственная картинка», «Логопедическое лото»;

Коррекции фонематических представлений: «Поймай звук», «Собери картинки», «Собери цепочку звуков», «Пройди по лабиринту», «Закрой окошки в звуковом домике», «Сложи звуки в мешочек», «Слоговая дорожка»;

Коррекция зрительно-моторных представлений: "Рисуем шнурочками", "Волшебные узоры", «Сложи узор», «Рисуем двумя руками»;

Развитие и совершенствование словаря обучающихся: «Что растёт в огороде?», «Бюро находок», «Кто что делает?», «Доскажи словечко»;

Развитие лексико-грамматического строя речи: игра «Чудо-дерево", «Путаница», «Кто что потерял?», «Чьи хвосты, уши, лапы?», «Назови одним словом»;

Коррекция чтения: подвижная игра «Слоги на дороге», "Звуковая тропинка", «Читаха-черепаха»

Развитие мыслительных процессов: «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом?», «Найди пару».

Разработаны авторские дидактические игры: «Звуковой волчок», «Лабиринты», «Слоговые дорожки», "Цветик-семицветик"

Метод проектов.

Успешное применение в логопедической работе нашёл метод проектов. Считаю, что он актуален в работе с данной категорией детей-логопатов. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Работая в этом направлении, созданы и реализованы краткосрочные проекты: «Весёлый язычок», «Мы дружим с буквой Р» и один долгосрочный проект «Необычная азбука»

Результатом реализации проектов стало: закрепление произносительных навыков, совершенствование словарного запаса, развитие творческих способностей, навыков самоконтроля, повышение мотивации к занятиям, участие во Всероссийском конкурсе.

Нетрадиционные технологии.

Коррекционно-развивающий процесс включал элементы нетрадиционных технологий: творческая терапия, пескотерапия, акватерапия. На занятиях использовались приёмы акватерапии: "Поймай игрушку-назови звук", "Что в ладошке?", "Рыболов" «Посчитай рыбок»

Приёмы пескотерапии: рисование на песке пальцами, ватной палочкой (букв, геометрических фигур, рисунков), собирание песка в комочки, заполнение песком трафаретов.

Творческая терапия предполагала изготовление поделок из пластилина, бумаги, солёного теста, подручных материалов. Выбор определенного вида работы зависел от индивидуальных, возрастных, психофизических, личностных особенностей ребёнка, его интересов, а также от развития зрительно-двигательных координаций школьника. Продукты творческой деятельности учащихся соответствовали лексической тематике, которая отражена в календарно-тематическом планировании индивидуальных логопедических занятий.

Творческая терапия, приёмы работы: выполнение поделок и аппликаций: "Деревья", "Снегири", "Рябиновая ветка", "Варежка", "Весенний кораблик", "Пластилиновые буквы"

Считаю, что нетрадиционные технологии перспективны в работе со школьниками, имеющими особые возможности здоровья, поскольку помогают создать психологический комфорт на коррекционном занятии, помогают справиться обучающимся с внутренними трудностями, негативными переживаниями, снять напряжение, стресс.

III этап Основные направления работы:

1. Проведение промежуточных мониторинга по обследованию устной речи обучающихся.

2. Обработка и анализ полученных результатов.

3. Определение эффективности, применяемых технологий.

Анализ показателей уровня развития речи, после проведенной коррекционной работы за

период с 2016-2019 учебные года, показал положительную динамику компонентов речевой системы

обучающихся (Приложение). Оптимальность используемых педагогических технологий в

коррекционно-развивающем процессе подтвердил данный промежуточный мониторинг.

Освоение и систематическое использование представленных технологий положительно влияет на развитие всех компонентов речевого развития обучающихся. Следовательно, данные технологии способствуют повышению эффективности и качества коррекционной работы с обучающимися, обеспечивают развитие речевой и познавательной активности, развитие психических функций, творческих способностей и помогают создать специальные условия для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

На данный момент продолжается работа с использованием представленных технологий. Обучающиеся находятся на этапе прохождения следующего этапа коррекционного курса.

В конце 2019-2020 года запланирован итоговый обобщающий этап мониторинга устной и письменной речи обучающихся.

Организация данной работы не трудоёмка при наличии необходимого материала, методической базы и подготовки самого учителя-логопеда. Для коррекционного сопровождения обучающихся с ОВЗ нужны наглядно-дидактические материалы, компьютерное оборудование, проектор, игровые пособия, CD-диски с мультимедийными играми, специализированные логопедические программы. Трудности могут возникнуть при проектированию и построению системы логопедических занятий с учётом индивидуальных особенностей и структуры речевого дефекта.

 

 

Литература:

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.

2. Ишимова О.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей. –М.: Просвещение,2012.

3. Калмыкова Е.В. Игровые технологии обучения в начальной школе: Практическое пособие. -М.: АРКТИ,2007.

4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер:1-4 классы. -М.: ВАКО, 2007.

5.Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 1 класса. –М.: Издательство РОСТ,2011.

 

 

Приложение.

Таблица показателей уровня речевого развития обучающихся с ОВЗ 2016-2017 год.

 

Компоненты речи

Сенсомоторный уровень

Лексико-грамматический строй речи

Словарь и словообразование

Связная речь

Средний показатель уровня

60 %

30 %

37 %

34 %

(80 % и выше -норма)

Все показатели компонентов речевого развития не соответствуют нормативным результатам

 

Таблица показателей уровня речевого развития обучающихся с ОВЗ в 2017-2018 году.

Компоненты речи

Сенсомоторный уровень

Лексико-грамматический строй речи

Словарь и словообразование

Связная речь

Средний показатель уровня успешности.

75 %

50 %

70 %

38 %

(Норма 80 % и выше)

 

Таблица показателей уровня речевого развития обучающихся с ОВЗ в 2018-2019 году.

Компоненты речи

Сенсомоторный уровень

Лексико-грамматический строй речи

Словарь и словообразование

Связная речь

Средний показатель уровня успешности.

89 %

80 %

75 %

65 %

(Норма 80 % и выше)

 

 

Сравнительная таблица средних показателей уровня речевого развития обучающихся с ОВЗ.

(период с 2016-2019 учебные года)

 

Компоненты речи

Сенсомоторный уровень

Лексико-грамматический строй речи

Словарь и словообразование

Связная речь

16-17 год

17-18

год

18-19

год

 

16-17

год

17-18 год

18-19

год

16-17

год

17-18 год

18-19 год

16-17 год

17-18 год

18-19 год

 

Средний показатель уровня успешности.

60 %

75 %

89%

30 %

50 %

80%

37%

70%

75%

34%

38 %

65%

Из представленных показателей следует, что у обучающихся прослеживается положительная динамика всех компонентов речи. Средний показатель успешности 80 % и выше или приближен к этой отметке. Данная результативность свидетельствуют об эффективности коррекционно-развивающего обучения и использования вышеперечисленных педагогических технологии.

Опубликовано: 27.03.2020