Модель включения детей с РАС в образовательный процесс ДОУ

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Алейникова Ольга Анатольевна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 3»

Населенный пункт: Смоленская область, г. Смоленск

Проблема качества образования детей с ОВЗ находится в фокусе пристального внимания государства, педагогического сообщества и родителей.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детьми-инвалидами доступного и качественного образования является важной задачей государственной политики и одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации. Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, в пункте 10 статьи 50 закона РФ «Об образовании», и Федеральных Законах «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ, «О социальной защите инвалидов в РФ», Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Этап дошкольного детства — время вхождения ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему - дошкольное обучение и воспитание.

В настоящее время изменения в системе дошкольного образования отразились в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевая позиция обновления дошкольного образования – создание условий для социально-личностного развития, которые позволяют ребенку с ОВЗ, детям-инвалидам овладеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения, что обеспечит ему успешную социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Дети с особенностями развития – это неоднородная группа детей, поэтому можно утверждать, что не существует универсальной для всех единой модели включения в образовательный процесс. Все дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в поддержке и сопровождении при обучении и воспитании в дошкольном учреждении, школе, но объем помощи может значительным образом варьироваться в зависимости от выраженности симптомов нарушений развития отдельного ребенка. Также важно предусмотреть возможность изменений в организации обучения и сопровождения ребенка с ОВЗ в зависимости от нужд ребенка и его семьи.

В нашем дошкольном учреждении существуют группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

Особую группу детей с ограниченными возможностями здоровья составляют дети с расстройствами аутистического спектра.

Аутизм часто называют главной загадкой третьего тысячелетия. Число людей, страдающих отклонением в развитии, стремительно растет. Как показывает статистика аутизма в мире на 2016 год, больных стало в 10 раз больше, чем было десять лет назад. По прогнозам ученых в 2020 году этим расстройством будет страдать каждый 30 житель планеты. А еще через 5 лет – каждый второй.

Дети с РАС могут быть включены в общеобразовательный процесс. По мере совершенствования методов поддержки как детей, подверженных состоянию, так и типично развивающихся сверстников возникает все больше возможностей обучения детей с расстройствами аутистического спектра в наиболее типичной общеобразовательной среде. Если процесс выявления расстройства и вмешательства начинается довольно рано, возможно полностью включить детей в общеобразовательный процесс к тому возрасту, когда им пора идти в первый класс, и даже у тех, кого полностью включить не удастся, будет больше возможностей общаться со сверстниками и хотя бы отчасти включиться в общеобразовательный процесс.

 

Варианты включения ребенка с РАС в разные образовательные модели

  • обучение в группе/классе, вместе с нормативно развивающимися сверстниками (вариант, когда ребенок сразу оказывается в инклюзивной группе/классе);
  • частичное включение в группу/класс нормативно развивающихся сверстников (когда ребенок с аутизмом может обучаться в группе для детей со сходными трудностями, посещать отдельные занятия в группе общеразвивающей направленности с нормативно развивающимися сверстниками с постепенным увеличением времени обучения в нем, создающим возможности для участия в совместной деятельности);
  • создание специальных групп/классов для детей с аутизмом и (или) аналогичными образовательными потребностями в детском саду/массовой школе, когда основным способом адаптации в среде нормативно развивающихся сверстников становится дополнительное образование, разные виды досуговой деятельности, которым уделяется особое внимание.

В нашем дошкольном учреждении реализуется третий вариант образовательной модели.

 

Так же как все другие дети с ОВЗ дети с аутизмом могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития. Под этими условиями понимается не только создание архитектурно доступной среды, но «и использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания».

Для удовлетворения особых образовательных потребностей дети с РАС нуждаются в следующем:

  • практико-ориентированной и социальной направленности обучения и воспитания;
  • в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка;
  • в индивидуальных и групповых занятиях коррекционно-развивающей направленности (с учителем-дефектологом, логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом и др.);
  • в выборе и реализации наиболее эффективной модели образовательной практики (наличие индивидуальной образовательной программы, включая и программы сопровождения, индивидуального образовательного маршрута).
  • в щадящем режиме пребывания в дошкольном учреждении (кратковременное пребывание или сокращение общей нагрузки во времени и т.п.).
  • в четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, способствующей мобилизации деятельности ребенка;
  • в целенаправленной отработке форм адекватного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с педагогом.

Однако, несмотря на специально созданные условия, педагоги ДОУ сталкиваются с рядом трудностей, связанных с основными особенностями таких детей, препятствующими их обучению и воспитанию в условиях образовательной организации:

  • Трудности организации собственной деятельности и поведения, в частности продуктивной учебной деятельности.
  • Выраженная неравномерность и специфика развития психических функций.
  • Специфика и недостаточность развития познавательной деятельности в целом.
  • Трудности в установлении продуктивных взаимодействий с окружающими.
  • Выраженные трудности социально-эмоционального взаимодействия.
  • Потребности в специальной организации образовательного пространства.
  • Необходимость использования специальных приемов и методов при их обучении.

Многие трудности обусловлены тем, что детям необходим длительный период адаптации к различным условиям обучения в общеобразовательной среде и даже во время этого периода адаптации у детей расстройствами артистического спектра может наблюдаться неадекватное поведение, аффективные вспышки, вплоть до вербальной и невербальной агрессии по отношению к окружающим.

 

Взаимодействие с родителями

Для успешной адаптации ребенка с РАС в условиях детского сада специалистам необходимо активно взаимодействовать со всей его семьей. Следует иметь в виду, что семьи аутичных детей испытывают значительный стресс от непредсказуемости поведения ребенка и связанных с этим проблем в социальном и межличностном общении.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно сохранить в семье и детском саду единство и согласованность всех требований к ребенку. Задача специалистов - помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений. Непрерывная связь с родителями в нашем дошкольном учреждении осуществляется через такие формы работы как консультации, практические занятия, мастер-классы, родительские собрания, проведение совместных вечеров, досугов и другие. Особый формат работы – детско-родительская клуб «Не бойся, мы с тобой!», участие в котором принимают дети вместе с родителями. Занятия в таком клубе, прежде всего, дают возможность родителям самим овладеть способами обучения ребенка новым навыкам коммуникации и социального взаимодействия. Важным аспектом работы является также привлечение к сотрудничеству членов семьи, отстраняющихся от проблем, что приводит к ее сплочению. Занятия в детско-родительском клубе дают возможность родителям:

  • получать поддержку от специалистов и других родителей;
  • наблюдать поведение других родителей и других детей;
  • делиться своим опытом и узнавать об опыте других родителей.

Любая программа помощи ребенку с нарушениями развития может принести пользу лишь тогда, когда она с самого начала основана на непосредственном общении родителей и специалистов. Только таким образом можно ориентироваться на потребности и меняющиеся приоритеты ребёнка и всей семьи.

В заключении хочется сделать вывод: детям с расстройствами аутистического спектра требуется специальная подготовка к школьному обучению, которая включает опыт участия ребенка в групповых формах работы. Наличие опыта успешного вхождения в детскую среду является важным критерием для последующего школьного обучения.

 

 

Список литературы

  1. Бакушева В.Ю. Коррекционно-воспитательная работа с аутичными детьми. М.: Лотос. 2004. с. 91.
  2. Башина В.М. Ранний детский аутизм. // Исцеление. -- М., 1993. -- С. 154-165.
  3. Богдашина О. Аутизм: Определение и диагностика. - Донецк: Перспектива, 1999. - 304 с.
  4. Волкова С.М. Детский аутизм. Проблемы обучения. М: Тритон. 2002. С. 74.
  5. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. // Москва: Владос.- 2003.- С. 5-9, 14-18, 88-93.
  6. Каган В.Е. Аутизм у детей. - Л.: Медицина, 1981.
  7. Лебединская К.С. Ранний детский аутизм. - М.: НИИ дефектологии РАО. - 1992. - 186 с.

 

Опубликовано: 21.08.2019