Мотивация – путь к успеху

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Грунда Марина Анатольевна

Организация: МОУ Даурская СОШ

Населенный пункт: Забайкальский край, п.ст. Даурия

В ситуации обучения взаимодействуют два фактора - собственно деятельность учителя (процесс организации, предмет освоения, учитель с его методикой, опытом и др.) и личность ученика (запросы, интересы, потребности, цели). Следовательно, необходимо иметь в виду, что формирование мотивации обучения складывается из двух направлений работы: "расконсервирования" мотивационного потенциала самого процесса обучения, с одной стороны, и раскрытия потенций личности учителя и ученика, с другой.

Для успешной реализации этого следует учитывать закономерности развития мотивации, создавать условия для ее успешного формирования и умело управлять этим процессом.

Процесс обучения, направленный на формирование положительной мотивации, должен характеризоваться отходом от авторитарного общения, перестройкой мышления учителя и учащихся, всемерным развитием личностных образований учеников (познавательные интересы, активность, самостоятельность), которые успешно реализуются при условии перевода учебно-познавательной деятельности на высший - продуктивно-творческий уровень развития.

В ситуации обучения взаимодействуют два фактора - собственно деятельность учителя (процесс организации, предмет освоения, учитель с его методикой, опытом и др.) и личность ученика (запросы, интересы, потребности, цели). Следовательно, необходимо иметь в виду, что формирование мотивации обучения складывается из двух направлений работы: "расконсервирования" мотивационного потенциала самого процесса обучения, с одной стороны, и раскрытия потенций личности учителя и ученика, с другой.

Для успешной реализации этого следует учитывать закономерности развития мотивации, создавать условия для ее успешного формирования и умело управлять этим процессом.

В своей работе наряду с традиционными формами и методами использую нетрадиционные.

Технология эйдос-конспектов по литературе и опорных схем по русскому языку представляет ещё один вариант использования ИКТ на уроках. Эйдос-конспект задействует оба полушария мозга, позволяет включить логическое и образное мышление. Выделяют три вида эйдос-конспектов: цветовые ( в основе символика цвета), графическиие (опорные схемы, графики и т.д.), художественные ( в основе рисунок, коллаж) В 5 и 6 классе дети с удовольствием работают с текстом, пытаясь отобразить свое понимание и восприятие в цвете. Детям нравиться, что суждение, которым сопровождается рисунок, краткое, понятное.

Данная технология позволяет дать навыки исследовательской работы, закрепляет личные впечатления и дает возможность говорить об интерпретации.
Эйдос-конспект к произведению "Беглец" М.Ю. Лермонтова. Огрызков Саша так представил Гаруна.


Нестандартные приемы:
1) игра "Корректор", или урок-отрицание. С целью развития речи учащихся, критического мышления, исследовательской активности, подбираются задания, в большую часть которых закладываются ошибки.

Выполненное задание отдается учителю на проверку, при этом работа корректируется под руководством учителя на контрольных листах в группах. Оценка за работу складывается из письменной и устной. Чем больше найдено ошибок, чем более аргументированно отрицают то, что считают ошибочным, тем выше оценка.
2) "Суд" Можно устраивать целые суды вместо обобщающего урока. Это и возможность ещё раз рассказать вкратце об этапах изучения, с помощью адвоката и прокурора выделить слабые и сильные стороны в освоении классом материалов по теме. Присяжные, свидетели предоставят неопровержимые "улики" процесса обучения. А вместе сделают урок интересным, запоминающимся. Примерный сценарий:
а) вступительное слово учителя ( цели, задачи, познавательное задание для учащихся)
б)Начало заседания, сообщение о явке участников процесса.
в)Оглашение обвинительного заключения.
г)Допрос свидетелей.
д)Показания экспертов.
е) Прения сторон.
ж) Решение суда.
3) "Облако желаний" , "Облако мечты" , "Облако знаний" На доске вывешивается "Облако..." , которое учитель считает на данном уроке важным, и дети вписывают в него свои мечты, желания или знания. Это помогает стимулировать работу на разных этапах урока и контролировать ее. В конце обязательно подвести итог: достигли ли того, что написали.
4) "Оратор" Учитель предлагает назвать умения и навыки , которые пригодятся при изучении темы и те, которые пригодятся в жизни , на других уроках для будущей профессии и т.д.
5) Эпиграф- рефлексия. Это обобщенные, которые помогают увидеть целостную картину мира , оценить свою работу на уроке. Работу с эпиграфом проводить по кольцевой схеме урока. Эффективно предлагать эпиграфы на неделю, на несколько уроков: н-р: «День жизни, как живое существо, стоит и ждет участья моего...» (Б. Ахмадулина)

Итак, предлагаемые приемы работы помогают развитию связной речи, учат самостоятельно мыслить и проявлять речевую активность, повышают мотивацию.

Опубликовано: 10.03.2019