Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках истории в структуре ОПОП технического профиля
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Головатюк Людмила Михайловна
Организация: Унечский филиал им. Героя России А.В.Рассказы ГАПОУ «БТТ»
Населенный пункт: Брянская область, г. Унеча
Главная цель среднего профессионального образования, как и любой системы образования - способствовать становлению компетентной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни страны.
В этом плане одним из приоритетных направлений в современной педагогике является разработка личностно ориентированного обучения, требующего от педагога направлять свою деятельность на создание условий для становления личности обучающегося, способного самостоятельно работать с информацией, умеющего разбираться в общественно-политической ситуации, не боящегося принимать ответственные решения.
Формирование познавательной самостоятельности и активности обучающихся приобретает сегодня особую актуальность в связи с непрерывным увеличением объёма научной информации и процессом быстрого «старения» знаний. Остро встаёт сегодня необходимость формирования умений и навыков самообразования обучающихся, развития их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на всё новые «вызовы» жизни.
Самостоятельная работа на моих уроках истории представляет собой особый вид учебной деятельности - она осуществляется под моим руководством, но без моего непосредственного вмешательства. Именно такая работа наиболее отвечает потребностям сегодняшних обучающихся сделать что-то самим.
Что же такое самостоятельная работа? Это - форма познания, форма организации учения, метод или средство обучения?
Это может быть самостоятельный поиск обучающимися способа достижения поставленной цели; его движение от незнания к знанию; формирование необходимого объёма и уровня знаний, умений и навыков; приобретение навыков самоорганизации и самодисциплины.
Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно-техническую сторону процесса, так познавательную и практическую деятельность. Но более всего для развития самостоятельности обучающихся имеет значение познавательная сторона, а не организационная. А именно - самостоятельные наблюдения, выводы, творческое применение знаний.
Я применяю самостоятельную работу на уроках истории на различных этапах: при подготовке к восприятию нового материала; при изучении новых знаний и формировании определённых навыков и умений; при обобщении и систематизации знаний.
При подготовке обучающихся к восприятию нового материала я даю задание предварительно прочитать какой-либо материал из учебника, просмотреть рисунки, картины, схемы, иллюстрации и т.п., а затем ответить на заданные вопросы.
При объяснении нового учебного материала можно заранее дать задание: составить план (простой, развёрнутый); сделать конспект; изобразить графически (например, как на разных этапах развивалась первая русская революция). Самостоятельно работая с учебником, обучающиеся выделяют главное, дают определения понятиям, отбирают материал по той или иной проблеме, проводят сравнительный анализ исторических событий.
Применяя знания, полученные на уроках истории, обучающиеся выполняют задания репродуктивного и продуктивного характера (от выполнения по образцу к более высокому уровню). К таким видам работ отношу сочинения-размышления, эссе, доклады, рефераты.
Обобщая и систематизируя знания, я даю обучающимся задание составить сводные тематические таблицы, схемы, диаграммы, воспроизвести карту по памяти, подготовить тексты, обобщённые характеристики исторических деятелей, сделать выводы по тому или иному вопросу.
Проверяя знания, умения и навыки обучающихся, даю письменные контрольные работы, куда включаю три части. Провожу контрольные работы в форме тестирования, составляя тестовые задания по принципу ЕГЭ.
Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, обучающиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной преподавателем. Можно предложить обучающимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание.
Организация самостоятельной работы обучающихся на уроке требует определённых условий, обеспечивающих её успешность:
- Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.
- Наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).
- Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.
- Осознание обучающимися цели и появление желания к её достижению.
- Использование различных форм деятельности обучающихся для достижения поставленной цели: фронтальная работа (все выполняют одно и то же задание); коллективная деятельность (каждый выполняет какую-то часть общего задания); индивидуальная работа (каждый выполняет особое задание).
- Осознание обучающимися результатов своих достижений.
Моя многолетняя преподавательская практика показывает, что эффективность урока во многом зависит от активизации самостоятельной деятельности обучающихся, от соотношения используемых на уроке различных форм организации деятельности и их сочетаний.
Самостоятельная работа обучающихся - одна из важнейших функций преподавателя. Ведь знания можно предложить, показать, где и как взять, но овладеть ими каждый должен самостоятельно.