Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках истории в структуре ОПОП технического профиля

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Головатюк Людмила Михайловна

Организация: Унечский филиал им. Героя России А.В.Рассказы ГАПОУ «БТТ»

Населенный пункт: Брянская область, г. Унеча

Главная цель среднего профессионального образования, как и любой системы образования - способствовать становлению компетентной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни страны.

В этом плане одним из приоритетных направлений в современной педагогике является разработка личностно ориентированного обучения, требующего от педагога направлять свою деятельность на создание условий для становления личности обучающегося, способного самостоятельно работать с информацией, умеющего разбираться в общественно-политической ситуации, не боящегося принимать ответственные решения.

Формирование познавательной самостоятельности и активности обучающихся приобретает сегодня особую актуальность в связи с непрерывным увеличением объёма научной информации и процессом быстрого «старения» знаний. Остро встаёт сегодня необходимость формирования умений и навыков самообразования обучающихся, развития их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на всё новые «вызовы» жизни.

Самостоятельная работа на моих уроках истории представляет собой особый вид учебной деятельности - она осуществляется под моим руководством, но без моего непосредственного вмешательства. Именно такая работа наиболее отвечает потребностям сегодняшних обучающихся сделать что-то самим.

Что же такое самостоятельная работа? Это - форма познания, форма организации учения, метод или средство обучения?

Это может быть самостоятельный поиск обучающимися способа достижения поставленной цели; его движение от незнания к знанию; формирование необходимого объёма и уровня знаний, умений и навыков; приобретение навыков самоорганизации и самодисциплины.

Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно-техническую сторону процесса, так познавательную и практическую деятельность. Но более всего для развития самостоятельности обучающихся имеет значение познавательная сторона, а не организационная. А именно - самостоятельные наблюдения, выводы, творческое применение знаний.

Я применяю самостоятельную работу на уроках истории на различных этапах: при подготовке к восприятию нового материала; при изучении новых знаний и формировании определённых навыков и умений; при обобщении и систематизации знаний.

При подготовке обучающихся к восприятию нового материала я даю задание предварительно прочитать какой-либо материал из учебника, просмотреть рисунки, картины, схемы, иллюстрации и т.п., а затем ответить на заданные вопросы.

При объяснении нового учебного материала можно заранее дать задание: составить план (простой, развёрнутый); сделать конспект; изобразить графически (например, как на разных этапах развивалась первая русская революция). Самостоятельно работая с учебником, обучающиеся выделяют главное, дают определения понятиям, отбирают материал по той или иной проблеме, проводят сравнительный анализ исторических событий.
Применяя знания, полученные на уроках истории, обучающиеся выполняют задания репродуктивного и продуктивного характера (от выполнения по образцу к более высокому уровню). К таким видам работ отношу сочинения-размышления, эссе, доклады, рефераты.

Обобщая и систематизируя знания, я даю обучающимся задание составить сводные тематические таблицы, схемы, диаграммы, воспроизвести карту по памяти, подготовить тексты, обобщённые характеристики исторических деятелей, сделать выводы по тому или иному вопросу.

Проверяя знания, умения и навыки обучающихся, даю письменные контрольные работы, куда включаю три части. Провожу контрольные работы в форме тестирования, составляя тестовые задания по принципу ЕГЭ.

Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, обучающиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной преподавателем. Можно предложить обучающимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание.

Организация самостоятельной работы обучающихся на уроке требует определённых условий, обеспечивающих её успешность:

  1. Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.
  2. Наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).
  3. Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.
  4. Осознание обучающимися цели и появление желания к её достижению.
  5. Использование различных форм деятельности обучающихся для достижения поставленной цели: фронтальная работа (все выполняют одно и то же задание); коллективная деятельность (каждый выполняет какую-то часть общего задания); индивидуальная работа (каждый выполняет особое задание).
  6. Осознание обучающимися результатов своих достижений.

Моя многолетняя преподавательская практика показывает, что эффективность урока во многом зависит от активизации самостоятельной деятельности обучающихся, от соотношения используемых на уроке различных форм организации деятельности и их сочетаний.

Самостоятельная работа обучающихся - одна из важнейших функций преподавателя. Ведь знания можно предложить, показать, где и как взять, но овладеть ими каждый должен самостоятельно.

Опубликовано: 06.03.2019