Игровые технологии как средство обучения элементам грамоты детей с СНР

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Дроздова Юлия Васильевна

Организация: ГОУ «Донецкая СШИ №28»

Населенный пункт: г. Донецк

Цель: представить эффективность игровых технологий в обучении школьников с СНР

 

Задачи:

  • ознакомить с научным обоснованием роли игры в жизни ребёнка,
  • с игровыми технологиями, способствующими формированию навыка звукового анализа, совершенствования навыка буквенного гнозиса;
  • представить авторскую дидактическую игру-трансформер для обучения элементам грамоты «Буковка».

Научное обоснование роли игры в жизни ребёнка

Игра - явлении многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности человека. Привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

Выдающиеся педагоги придавали огромное значение включению игры в учебную деятельность. Еще К.Д. Ушинский советовал вводить элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд обучающихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

В.А. Сухомлинский писал, что без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности... Без игры умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценное обучение... Очень важно, чтобы изумительный мир природы, фантазии, творчества, окружающий детей до школы, не закрывался перед ребенком классной дверью.

Известный педагог С.Т. Шацкий называл игру жизненной лабораторией детства и призывал включить ее в программу школы: «Когда человек играет, он повышает свои эмоции. Нашу школу мы должны сделать местом как раз такого оживления». Говоря об активизации процесса обучения, С.Т. Шацкий рекомендовал не давать готовые знания, а развивать склонность детей к самостоятельному исследованию, к проявлению себя в труде, игре.

Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу, игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, – говорил он, – игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…»

Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения, справедливо усматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и обочающихся, продуктивную форму общения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса (В.Г. Коваленко).

Теория игры базируется на ряде фундаментальных исследований, которые доказывают ее чрезвычайно важное значение в развитии ребенка. Исследователями экспериментально проверено и убедительно доказано резкое возрастание у детей интереса к учебным действиям, если они включены в игровую ситуацию. Учебные задачи становятся для обучающихся более доступными, общая продуктивность деятельности заметно повышается (А.С. Барков, В.Н. Липник, Н.Г. Морозова, А.Е. Ставровский и др.).

Отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание всего класса. В игре дети попадают в ситуации, позволяющие им критически оценивать свои знания в активном действии, приводить эти знания в систему.

Дидактические игры, способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т.е. решают определенные дидактические задачи. Эти аргументы можно считать серьезным основанием для более широкого использования игры в процессе обучения.

Чтобы умело использовать дидактические игры на коррекционных занятиях, надо иметь ясное научное понимание роли дидактической игры в обучении и психологического механизма ее воздействия на познавательную активность обучающихся. Основная посылка, из которой целесообразно при этом исходить, была сформулирована еще К.Д. Ушинским: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача обучения». Речь идет не просто о занимательности, а об органическом сочетании ее с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а способствовала ему.

В каждой игре есть два начала: одно несет развлекательность, другое требует серьезности, мобилизации усилий. Соотношение этих двух начал (преобладание развлекательности или серьезности) определяет характер игровой ситуации или вид игры (З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова). Другими словами, «дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. И в то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала» (А.А. Катаева,

Е.А. Стребелева).

В самом термине «дидактическая игра» подчеркивается педагогическая направленность, отражается многообразие ее применения. Дидактическую игру не надо путать с забавой, не следует считать ее деятельностью, доставляющей удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятия, хотя это деление условно. Игровая форма занятий создается на уроках с помощью игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на коррекционных занятиях происходит по основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал выступает как средство игры; в учебную деятельность вводятся элементы соревнования, которые переводят дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Возникает вопрос о прочности, надежности полученных знаний, свободе их от конкретных условий игры, возможности переноса в новые жизненные ситуации. Опыты, проведенные М.А. Джапаридзе, показывают, что такой навык в отдельной игре не вырабатывается, часто вне игровой ситуации обучающийся не может справиться с задачей, которую только что успешно решил в процессе игры. В качестве возможного преодоления данного затруднения предлагается применять не отдельные игры, а системы однотипных игр, в которых формируется прочная, осознанная установка.

 

Актуальность

На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия (Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина и др.). Одним из условий осуществления этого процесса является учет возрастных закономерностей и специфических особенностей развития детей с различными отклонениями в развитии. Подготовка детей младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи к овладению элементами грамоты, является одной из тем наиболее актуальных в коррекционной педагогике. От того, как ребёнок в школьном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только на уроках чтения и письма, но и в усвоении русского языка в целом.

Для оптимизации обучения и развития детей с нарушением интеллекта необходимы способы педагогического воздействия, направленные непосредственно на активизацию познавательных процессов. Большое значение для развития свойств внимания имеет игра, как особый и чрезвычайно важный для психического развития вид деятельности детей. В процессе дидактической игры ребёнок учится координировать и направлять свои действия сообразно поставленным задачам, в соответствии с заданными правилами. Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались В. Н. Аванесовой, 3.М. Богуславской, А. К. Бондаренко, Ф. Н. Блехер, Л. А. Венгером, Е. Ф. Иваницкой, Е. И. Радиной, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, А. П. Усовой, Б. И. Хачапуридзе и другими авторами. Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются качества, необходимые для успешного умственного развития; проявляется способность сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей с СНР.

Роль и значение в деятельности школы, автора

Я считаю, что дидактическая игра занимает важную и определяющую роль в жизни ребёнка с нарушением интеллекта. И от того как педагог введёт ребёнка в школьное обучение, какой фундамент он заложит, будет зависеть его дальнейшие успехи. Я знаю, что педагоги школы широко используют дидактические игры, они являются распространённой формой обучающего воздействия в нашем образовательном учреждении.

Ребёнку с нарушением интеллекта для усвоения программного материала, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе специального учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

В свою очередь, как учитель-логопед в коррекционной работе я широко использую дидактические игры, что бы увеличить потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.

В какой-то момент мне захотелось (да и этом была необходимость) создать дидактическую игру-трансформер. Поясню, чтобы

задачи этой игры были расширены, и носили полисенсорный характер. Я попробовала и вот что из этого получилось.

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию методическое пособие, «Лото по обучению элементам грамоты «Буковка»». Представленное лото позволяет в игровой форме, ввести детей в мир звуков, букв, развить фонематический слух, воспитать звуковую культуру речи, подготовить их к обучению в школе, способствуют общеречевому развитию школьников. Стимулирует к запоминанию зрительного образа буквы. Инструментарий для лото изготовлен из подручных средств, что способствует развитию тактильно-кинестетической чувствительности. Это лото оказывает полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль и тактильные ощущения, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и активирует компенсаторные механизмы.

Лото носит универсальный характер и нацелено на изучение и закрепление программного материала в соответствии с ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ на 2015-2017 гг.; Коррекционной программой по развитию речи «Говорим, читаем, пишем» (1-4 классы) Загацкой Т.В.; «Программой воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи» Филичевой Т. Б.,Чиркиной В. Г Тумановой Т.В.

Теоретическая часть

Лото «Буковка»- это авторская разработка, в которой учтены все методические требования и поэтапность в обучении грамоты, чем делает её ценной для педагогов. В этом лото синтезируется основные этапы работы по освоению грамоты, которые вызывают трудности у школьников с системным недоразвитием речи. Систематическое использование лото с поэтапным усложнением приведёт к ожидаемому результату, послужит фундаментом для закладки базовых знаний. Лото соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

Комплектация: бочонки - 30 штук, ( буквы напечатанные по обеим сторонам торцевых срезов); 6 игровых карточек, клетчатое поле с вписанными в избранные клетки буквами. Картонные фишки - «закрывашки» - их должно быть не менее 15 штук каждого из цветов (синего, зелёного и красного). Мешочек для хранения игровых бочонков - он должен быть непрозрачным, Сундучок или картонная коробка для хранения лото и правил игры.

Правила игры: Для начала игры необходимо выбрать ведущего, который будет «тянуть» бочонки из мешка и «кричать», то есть объявлять буквы. На этапе обучения в роли ведущего выступает педагог, а далее эту роль можно дать любому играющему. Ведущий может принимать непосредственное участие в игре. По правилам лото игроки получают карточки и фишки - «закрывашки», игра проходит «на желания» ведущего. Ведущий, не глядя, достаёт из мешка бочонок и объявляет букву, а участники игры проверяют свои карточки на предмет обнаружения такой буквы и при её наличии закрывают фишкой, гласные – красной, согласные твёрдые - синей, согласные мягкие – зелёной.

лото правила предусматривают несколько вариантов: традиционное лото и короткое лото.
традиционном лото игроки получают по одной карточке, выкладывают её перед собой на столе. Игра идёт по вышеуказанным правилам. Победителем считается тот игрок, который первым закроет все буквы на своей карточке. Игрок, закрывший карточку первым произносит слово «буковка».

Правила короткого лото просты: игрокам выдаётся по одной карточке, а для победы достаточно закрыть все буквы одной строки.

На практике мы столкнулись с тем, что атрибуты можно использовать по отдельности. Поэтому в методических рекомендациях к лото я добавила раздел, который называется «Приложения» и изложила в нём все варианты проведения игры.

 

Пошаговое изготовление пособия

Освобождаем баночки из под гуаши, моем. Распечатываем буквы, ламинируем скотчем, вырезаем.

Крепим их на двухсторонний скотч к баночке. Обтягиваем баночку бельевой верёвкой из мешковины. Бочонок готов!

 

Ламинируем картон красного, синего и зелёного цвета. Разрезаем на квадратные фишки. Вырезаем сундучных человечков, приклеиваем их к наждачной бумаге, ламинируем их скотчем. С помощью двухстороннего скотча крепим к фишке. Фишка готова!

Распечатываем, ламинируем карточки. Клеим их на фанерную заготовку. Шьём мешочек. Покупаем сундук. Пособие готово!

Заключительная часть

Апробация представленной дидактической игры носила долгосрочный характер и показала, что активно взаимодействуя в самостоятельной деятельности, дети успешнее могут решить поставленную перед ними игровую задачу.

Исходя из результатов апробации базирующихся на личных наблюдениях, подкрепленных мониторингом усвоения знаний, принимая во внимание отзывы коллег, делаю следующие выводы: дидактическое пособие «Буковка» представляет практико-педагогическую ценность и соответствует заявленной цели. Современный формат пособия, своеобразная форма подачи учебного материала, удачно выбранная форма подачи материала способствуют естественному, непринужденному овладению теоретическим материалом, благоприятствуют развитию творческих способностей и учебных навыков обучающихся, стимулируют различные проявления самостоятельности и инициативности. Значительно возрос интерес к занятиям и со стороны обучающихся, и со стороны их родителей, которые, в свою очередь, отмечают, что интерес к игре настолько высок, пришлось изготовить её в домашних условиях и играть в кругу семьи

 

 

Список литературы

  1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. - М .: Просвещение, 1987. - 176 с.
  2. Бабюк А., Колос Т., Сапожко И., Каминская Т. Интеграция учебно-воспитательного и коррекционного процессов в начальной школе // Начальная освита.-2011-№ 25.- С. 6-8.
  3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. - М .: Педагогика, 1983. - Т. 3. - 368 с.
  4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. -М., 1990
  5. Игры в логопедической работе с детьми/ под ред. Селиверстова В.И. - М., 1981.
  6. Компанец Н. Готовность к обучению чтению: индивидуальный подход // Дефектология. - 2011. - № 2. - С. 20 - 24.
  7. Костюченко Т. Дидактические игры на уроках обучения грамоте // Начальное образование. - 2008. - № 47. - С. 13 - 16.
  8. Основы специальной дидактики / Под ред. И. Г. Еременко. - М .: Сов. школа, 1986. - 200 с. . Отрышко Ю.
  9. Игры и игровые приемы на занятиях по развитию речи // Дефектолог. - 2011. - № 8. - С. 24 - 28.
  10. Паук Л.А. Компетентный подход к организации учебной и игровой деятельности младших школьников в условиях модернизации образования // Начальное образование. - 2009. - № 5-7. - С. 49 - 51.
  11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 2002.
  12. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1967.
  13. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда.- М.:Просвещение, 1985.
  14. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. - М., 2001.
  15. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи _М., 2012.

 

 

 

  • file0.docx.. 464,5 КБ
  • Опубликовано: 21.02.2019