Доклад «Кто ты – учитель–музыкант?»

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Дикалова Ольга Юрьевна

Организация: ГБОУ «Специальная школа-интернат»

Населенный пункт: Липецкая область, г. Грязи

Каждый из нас, учителей-музыкантов, уверен, что занимается самым важным делом – приобщением к искусству. А познать искусство необходимо каждому человеку с самого раннего детства. Музыка – один из видов искусства, без которого не мыслима жизнь. «Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее не выговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, не перетолкуют их по-своему, не будут резонерствовать; но она наполнит гармонией мира их юные души, разовьет в них предощущение таинства жизни», так о влиянии музыки на детей высказывался В. Г. Белинский.

О музыкальном воспитании в школе и дошкольных учреждениях можно говорить много. Первые впечатления дети начинают получать уже в раннем детстве, когда ребенок посещает дошкольные учреждения. Русский психолог П. П. Блонский писал: «Нормальная схема музыкального воспитания – образования склонности к музыке посредством прививки к ней в дошкольном возрасте (музыкальная среда, ритмическая гимнастика и пение с хороводами) и обучение техники игры в школьном возрасте (лучше всего в начале этого возраста по причине гибкости органов ребенка)». На музыкальных занятиях у детей в детском саду, как и в школе, формируются музыкальные способности, такие как мелодический слух, чувство ритма, певческий голос. На протяжении 37 лет я работаю с детьми разного возраста от 2-х до 15 лет, поэтому у меня есть возможность прослеживать развитие музыкальных способностей детей с раннего возраста. Одновременно работая в детском саду и школе, хочется отметить дошкольные учреждения, которые вносят большой вклад в развитие музыкальных способностей детей.

Сегодня в школах открыты классы предшкольной подготовки. Очень жаль, конечно, что уроки музыки не во всех школах проводятся учителями-музыкантами, т.к. в этом возрасте дети с большим интересом познают мир музыки. Казалось бы, урок музыки, ну что можно придумать интересного? Так обычно говорят те, кто не знает методики проведения урока музыки. В этом предмете по каждому разделу урока можно использовать массу методов и приемов, игровых ситуаций.

В разделе пения, кроме правильного формирования звука, певческого голоса нужно использовать ритмические движения, которые сопровождают пение. На уроках в начальных классах я обязательно использую в пении ритмические движения. Слежу за четкостью их исполнения, т.к. они помогают ребятам в правильном исполнении ритма мелодии, развивают координацию движений.

Очень нравится детям петь распевки и песни с использованием шумовых инструментов.

В распевке «В доме моем тишина» я использую шуршики (баночки от йогурта) – шумовые погремушки. Они разнообразны по звуку и цвету, что придает им оригинальность. Дети с интересом прохлопывают ритмы попевки. В этой попевке также используются шумовые звуки.

Такие песни-попевки помогают детям расслабиться и отдохнуть на уроке, получив эмоциональный заряд.

Ориентируясь на сегодняшний мир хочется идти в ногу со временем. Если раньше дети исполняли песни, предлагаемые программой, то теперь не все песни программы я использую в пении. Нам, учителям, очень сложно подобрать песенный материал для школьника. Часто приходится самой переделывать слова песен на современные мелодии, вызывая большой интерес детей к песне.

Я не композитор, но, иногда прочитав стихи, музыка сама вырывается из моего сердца. И тогда я пишу музыку к словам. В моем репертуаре более 50 песен, написанных для детей разного возраста. Это песни разного содержания. Часто встречаются песни с замечательными словами. Но, если мне не нравится мелодия в песне, я не беру эту песню, или сама изменяю мелодию. Очень важен в пении характер исполнения песни. В зависимости от характера песни я стараюсь вызвать у детей определенные эмоции при ее исполнении. Часто используются такие слова: «Должны петь глаза и сердце». Может и странное высказывание, но дети понимают, что я этим хочу сказать.

Большой интерес у детей проявляется и при изучении нотной грамоты. При написании нот использую свою методику заучивания нот. Я не записываю с ними ноты вразброс, а учу писать их, по порядку звукорядом. Сначала изучаю ноту «до». затем «ре», потом одновременно дети учатся записывать две ноты сразу. При изучении ноты «ми», ученики записывают звукоряд из 3-х нот (до, ре, ми) и т.д. К концу учебного года первоклассники свободно записывают звукоряды до 8 нот. Дети запоминают ноты по порядку, а затем просчитывают их про себя в звукоряде и быстро находят любую ноту. Одновременно с этим учу по звукорядам определять направление мелодии сверху вниз и наоборот, используя стрелочки (↑↓), а также определять из скольких нот состоит звукоряд. Под первой нотой в звукоряде дети ставят цифру, определяя количество нот в звукоряде, затем ставят стрелку (↑↓) - определив направление мелодии.

Со 2-го класса использую карточки со звукорядами, не звукорядами, гаммами, интервалами, аккордами. Дети с удовольствием определяют расположение звуков не только по карточкам, но и на слух, как в музыкальной школе. Провожу музыкально слуховые диктанты по определению высоких, низких, длинных, коротких, громких, тихих звуков. Это очень важно для развития слуха ребенка.

В разделе урока музыки есть замечательный и очень важный раздел «Слушание музыки». Много написано выдающимися музыкантами о роли музыки и воздействии ее на душу человека. не буду повторяться. Очень хочется поделиться с вами, коллеги, своим опытом. Есть одна замечательная тема, которая необходима для того, чтобы ребенок мог легко делать разбор музыкальных произведений. Существует таблица, в которой использованы все пункты, характеризующие произведение.

Один из пунктов называется «Средства музыкальной выразительности». В шестом классе я обязательно даю в полном объеме эту тему. Понятия мелодии, гармонии, тембра, темпа лада ритма, динамики даю полным определением, разъясняя и показывая на фортепиано. Что такое мелодия, гармония? Чем они отличаются друг от друга? Определения очень просты. Мелодия – последовательность звуков, гармония – последовательность аккордов. Затем даю эти два понятия на слух на фортепиано. Дети на слух определяют гармонию, мелодию. Так же дети в сравнении определяют и тембр (голос, звук) и лад (мажор, минор). Понятие лада ассоциируется с настроением.

Сначала ориентирую на погоду за окном, используя оттенки цветов радуги (темные, светлые). Затем предлагаю ответить на вопрос мажорное или минорное настроение произведения, ориентируясь опять же на цвета радуги.

В заключении задаю вопрос: «Какого цвета музыка?». Высказывания ребят дают возможность определить их воображение в цвете. Изучив тему «Средства выразительности музыки» можно добиться от детей грамотного высказывания о музыкальном произведении.

Еще один пункт этой таблицы предусматривает определение эмоций, которые испытывает ребенок при прослушивании музыкального произведения. Не секрет, что школьники не имеют большого словарного запаса. Эта таблица, прекрасный помощник в определении характера произведения. Всем нам известна «Лунная соната» Бетховена. Дети очень скудно характеризуют ее – медленная, грустная, печальная. Словарь эстетических эмоций, дает полное определение произведению, предлагая большой выбор эмоций. Например, мученически, страдальчески, безутешно, безысходно, самозабвенно, интимно, хмуро, угрюмо, мрачно, трагично, траурно, фатально, тревожно, щемяще, скорбно, плача и. т.д.

Используя такую таблицу на протяжении многих уроков, у детей повышается словарный запас. Таблицу можно использовать и при разучивании песен, предлагая детям подобрать эмоции, характеризующие песню.

Любопытство к урокам музыки проявляет большинство учащихся. Ученики перед уроками с большим интересом спрашивают, какую песню я наметила сегодня разучить с ними, какое музыкальное произведение прослушать. Стадия любознательности наступает в процессе музыкального обучения. Она характеризуется стремлением учащихся самостоятельно узнать о заинтересовавшем его музыкальном явлении: песне, произведении определенного композитора, жанре.

Роль педагогов и заключается в том, чтобы развить познавательный интерес к музыке, который должен сочетаться с эмоциональным интересом к ней и характеризоваться вниманием к основным закономерностям музыкального искусства: явлениям стиля в музыке, исполнительским средством выразительности. Наблюдая за интересом школьников к уроку музыки, хочется отметить, что интерес к этому предмету у детей возрастает с каждым днем. Они восхищаются музыкой осознанно, высказывая свое мнение и проявляя интерес и желание к углубленному изучению этого предмета. Школьниками используются имеющиеся знания и умения на практике в самостоятельных занятиях музыкой: в домашнем музицировании, в собирании фонотеки и видеотеки, в посещении концертов, в чтении литературы о музыке и музыкантах, а в конечном итоге – в музыкальном самообразовании.

Австрийский пианист и педагог Артур Шнабель говорил: «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика».

 

Литература

  1. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», Москва 2002 г.
  2. Раевская Е.П. «Музыкально-двигательные упражнения», Москва 2000 г.
  3. Алиев Ю.Б. «Музыкальный калейдоскоп», Москва, 2005 г.
  4. Сизова Л.С. «Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе», Москва, 2008
  5. Затямина Т.А. «Современный урок музыки», Москва, 2008 г.

 

 

Опубликовано: 03.01.2019