Учёт психовозрастных особенностей младших школьников в образовании

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Иванова Татьяна Владимировна

Организация: МБОУ «Гимназия №2»

Населенный пункт: Тверская область, г. Осташков

Я являюсь классным руководителем 3 класса. В данный момент в классе обучается 24 учащихся.

Начинать работать в этом классе, было очень трудно. Возрастной состав был неоднороден. На момент поступления в школу 10 ученикам только летом исполнилось 7 лет, а 4 учащимся ещё не было 7 лет. Ещё трудность была в том, что мальчиков в классе больше, чем девочек. Они были недружные, была низкая культура поведения.

Сейчас, конечно, они изменились. У детей произошла адаптация к школе и они вполне комфортно чувствуют себя в роли школьников. У них довольно развита самостоятельность и чувство ответственности за собственные поступки. Мои ученики сейчас самоутвердиться. Для меня главная задача – не указывать им , а направлять, замечать их достоинства.

Но вернёмся к первому классу. В начале первого класса была проведена совместно с психологом диагностика, в которой проверяли:

  • уровень школьной мотивации;
  • уровень тревожности;
  • уровень мыслительных процессов.

Вся эта диагностика подтвердила мои опасения, которые были замечены при поступлении детей в школу.

Как же я работала над всеми этими проблемами?

1. При проверке уровня школьной мотивации дети в основном все хотели ходить в школу, но зачем и для чего не все могли ответить. Мне надо было создать такие условия, чтобы ученики понимали для чего же он ходят в образовательное учреждение. Для повышения уровня учебной мотивации я использовала и использую следующие приёмы6 загадки, пословицы и поговорки, эпиграфы, какие –то игровые моменты.

Теперь, конечно, каждый из них точно скажет, что он ходит учиться в школу. И сейчас у детей такой возраст, когда в главной роли выступает познавательный мотив, побуждающий ученика идти учиться в школу, так как возникают мотивы получения хороших отметок. И передо мной и родителями стоит задача – поддерживать эти желания.

2. Наболевшей проблемой первого класса являлся повышенный уровень тревожности. Решая эту проблему, мне важно было разобраться и установить причины тревожности у отдельных учеников. Для этого беседовала с родителями. С детьми, посещала на дому. После сделала вывод, что дети боялись вступать в контакт со взрослыми, со мной. Также учащиеся переживали, что не оправдают все желания своих родителей. Для того, чтобы снизить уровень тревожности у данной группы детей, я обращала больше на них больше внимания. На уроках чаще вызывала их к доске. Просила помочь своим одноклассникам, давала разные поручения. Родителям давала разные рекомендации, говорила им о том, что с детьми нужно больше беседовать, спрашивать о школьной жизни. Результат был на лицо. Во – первых школьники стали активными, легко вступали в диалог, участвовали в разных мероприятиях.

3. При диагностике кроме перечисленных проблем главная, которая была это уровень развития мыслительных процессов. Я понимала, что важнейшими факторами успешного обучения являются: крепкая память, устойчивое внимание и богатый словарный запас. А как показала диагностика в первом классе, что у многих учащихся, а именно у 50 % , эти качества были развиты слабо.

Что же помогало и помогает развивать эти качества?

Сам методический аппарат нашей программы «Перспективная начальная школа» обеспечивает образовательный процесс, есть всё, чтобы дети развивались. Это и учебники, и тетради на печатной основе. Ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего. Не я им в готовом виде даю знания, а они получают их из методического комплекта. ( Привожу примеры)

  • развития внимания во всех комплектах есть система условных обозначений. Дети активно используют их в своей работе. Для обогащения словарного запаса и укрепления памяти в комплекте есть разные словари. Например, в учебнике «Русский язык» их шесть, ими учащиеся начали пользоваться с первого класса не только на уроках русского языка, но и на уроках литературного чтения. этих же целей с первого класса мы ведём тетрадь для словарных слов. Самое интересное, что напротив каждого слова дети рисуют соответствующую картину. Тем самым они развивают ассоциативную память.

В своей работе стараюсь соблюдать дифференцированный подход. Учеников, которым тяжело даётся учёба, всегда сажаю за парты с более «сильными» детьми. Это делаю для того, чтобы «слабые» ученики чувствовали себя комфортнее, чтобы легче им было работать. Я понимаю, что важно развивать пространственное мышление, которое важно не только на уроках математике, но и на других. Использую математические графические диктанты, которые интересны детям. Цель его двигаться по клеткам тетради с помощью карандаша в заданном направлении. В результате у детей получается рисунок. Это для моих учеников игра, а для меня диагностика их ориентации в пространстве. Для проверки знаний использую тесты. Ученикам они очень нравятся. После проведения дети сами себя оценивают. С помощью таких тестов можно проверить не только знания, но и как школьники могут себя оценивать. (привожу пример)

В таком возрасте трудный материал запоминается легче с опорными таблицами. Например, такие таблицы очень выручают по русскому языку. В папку ребёнок не просто складывает их, а активно использует в работе. Также постоянно использую на уроках наглядный материал, так как знаю, что новый материал легче усваивается с этими пособиями.

Таким образом, решая проблемы моего класса важно учитывать психо возрастные особенности младших школьников: использование игровых моментов, частая смена видов деятельности, опорные таблицы, наглядность.

Своё выступление хочу закончить такой историей:

«Однажды известный художник Иван Николаевич Крамской написал портрет одного крестьянина. Крестьянин взглянул на свой портрет и сказал: « ты может меня и нарисовал, а вот душу забыл». « Как же я душу рисовать буду» - обиделся художник. « А это твоё дело, а не моё» - ответил крестьянин».

Слово «психология» в переводе означает «душа». Так давайте не будем забывать, что мы должны, прежде всего, видеть душу каждого своего ученика. А в этом нам могут помочь наши прекрасные психологи.

Опубликовано: 18.11.2018