Особенности работы с гитаристами в средних классах детской школы искусств

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Курская Наталия Леонидовна

Организация: МБУДО «ДШИ»

Населенный пункт: Тульская область, г. Новомосковск

Период обучения в средних классах детской школы искусств является переломным. У учащихся резко возрастает престижная мотивация. Важно, что бы к этому времени ученик добился определённых успехов, обучение проходило интересно и приносило радость и тогда у ребенка не сработает психологическая защита и не появится желание уйти из школы.

В этом возрасте происходит бурный рост и развитие организма подростка, начинается половое созревание. Значительно возрастает сила мышц, а развитие внутренних органов происходит неравномерно, что приводит к различным нарушениям: учащению сердцебиения и дыхания, резким перепадам настроения.

При этом продолжается развитие нервной системы, мыслительной деятельности. Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти.

Подросток требует признания своей самостоятельности. Чтобы помочь ему в этом преподавателю нужно относиться к нему как к взрослому человеку, а не как к ребенку, стараться повысить его самооценку, проявлять чуткость и такт, знать индивидуальные черты ученика, уметь предвидеть последствия педагогического воздействия.

Ученики в средних классах, в силу возрастных психофизических изменений, а так же наличию определенных музыкально – исполнительских навыков, становятся более активными участники процесса обучения, на новом качественном уровне.

На этом учебном этапе появляется возможность расширения и более эффективного применения педагогических технологий, методов работы и средств воздействия.

Возрастает роль учащихся в процессе совместного планирования и достижения целей, в анализе результатов. Появляется сознательное желание учеников участвовать в концертах и конкурсах («зоны ближайшего развития»).

Стремление учащихся к самостоятельности и проявлению собственного мнения преподаватель может успешно реализовать с помощью проблемного обучения. На мой взгляд, педагог не всегда должен предлагать готовые решения. Полезно привлекать учеников к самостоятельному выбору программы, из вариантов пьес, предложенных преподавателем, к поиску технических и звукоизобразительных средств. Важно, чтобы на уроке решения в спорных моментах принимались во время дискуссии. Например, в процессе определения аппликатуры ученик предлагает несколько вариантов, и я предлагаю свои. Объясняю, что аппликатура должна быть, не только удобна с точки зрения физиологии, но, так же, должна сохранить смысловое единство музыкальной ткани, прошу учащегося обосновать свой выбор. Пусть наши мнения далеко не всегда совпадают. Но, такая форма работы повышает самооценку подростка, учит самостоятельному поиску знаний, умений и навыков, активизирует интерес к игре на инструменте.

Исполнительский репертуар средних классов, по сравнению с младшими, укрупняется, усложняется его музыкальный язык, технический и образный план.

От учеников это требует большей физической выносливости и технической подготовленности, а от преподавателя – грамотного и индивидуального подхода к выбору исполнительской программы.

Благодаря работе по дополнительным предпрофессиональным программам, появилась возможность расширить учебный репертуар за счет произведений современных композиторов, создать варианты программ нескольких уровней сложности, ввести репетиционные часы перед концертами и конкурсами.

Современная массовая культура агрессивно навязывает подросткам свои законы и вкусы. Задача педагога состоит в том, чтобы заинтересовать учеников и привить любовь к высокохудожественной классической и современной музыке. Репертуар должен стать основным фактором длительной учебной мотивации.

Для эффективности и стимуляции учебного процесса я использую различные педагогические технологии, приемы и средства их реализации. Например, с помощью компьютерных технологий знакомимся с исполнительскими трактовками произведений, работаем с программами – тренажерами («Гитара –Про», электронный метроном), развиваем воображение и ассоциативное мышление через различные виды искусства, создаем сценарии к изучаемым произведениям на основе образных представлений учащегося (развивающей и проблемное обучение).

Программная музыка для детей современных композиторов В. Козлова, А. Винницкого, Н. Кошкина, О.Киселева, латиноамериканских авторов, с яркими и понятыми подростку образами, выразительной мелодией, разнообразным метроритмом и гармоническим планом, звуко-изобразительными эффектами не только повышает интерес учащихся к обучению на инструменте, но и стимулируют ученико к выступлению на концертах и конкурсах, методических мероприятиях. Это, в свою очередь, вызывает заинтересованность и поддержку в лице их родителей. Они активно посещают концерты и конкурсы, помогают и участвуют в организации классных часов и экскурсий.

Возрастные изменения, происходящие с учениками средних классов, требуют комплексной психологической подготовки к выступлениям на сцене с учетом индивидуальных особенностей психики юного музыканта. Необходимо внушать ученику веру в свои возможности, разумно чередовать творческую работу и отдых, репетировать состояние творческой взволнованности в домашних занятиях.

 

Список литературы:

  1. Андреева Е. Научные статьи: «Мотивация к обучению и потребности ребенка»
  2. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Учебное пособие для студентов средних и высших заведений. М., 1993.
  3. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство – Л.: Музыка,1974.
  4. Эверс Р. Некоторые особенности современного гитарного искусства //Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тез. II Междунар. науч.-практ. конф. 12-13 апр. 2007 г. / Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова. – Тамбов, 2007. – 3-6 с.

 

 

Опубликовано: 02.05.2018