Информационно-коммуникативные технологии в работе учителя-логопеда
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Болотова Наталья Викторовна
Организация: МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №17»
Населенный пункт: Московская область, г. Сергиев-Посад
Одним из основных направлений информатизации современного образования является использование компьютерных технологий, как метод эффективного воздействия на психо- речевое развитие детей. Поэтому логопедические занятия нельзя представить без применения компьютерных технологий. При условии того, что эффективность коррекционного процесса достигается путем успешного сочетания компьютерных технологий с традиционными методами обучения.
- Использование компьютерных презентаций делает процесс коррекции продуктивным и занимательным как для педагога, так и для детей.
- Методика способствует успешному усвоению лексико-грамматической, фонетической и звукопроизносительной структур речи.
- Компьютерные технологии повышают уровень мотивации детей к коррекционно-развивающим занятиям.
- Компьютерные презентации можно использовать как на индивидуальных, так и на фронтальных видах работы.
В структуре логопедических занятий важное место занимает индивидуальная работа. Она осуществляется с опорой на наглядность. В настоящее время для этих целей используется картинный материал, натуральные вещи и их модели. Эффективность логопедических занятий повышается при использовании различных наглядных материалов, но современного ребенка дошкольного возраста, слишком рано включенного в аудио- и видео среду, невозможно привлечь и удивить традиционными средствами наглядности - картинками, игрушками, разрезными картинками, складными кубиками. Ребенок, знакомый с компьютером, компьютерными играми, требует при организации логопедического занятия особого внимания и особых средств воздействия.
Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели занятия:
- Образовательный аспект - восприятие учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
- Развивающий аспект - развитие познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности.
- Воспитательный аспект - воспитание усидчивости, терпения и умения организовать самостоятельную работу.
Презентация позволяет представить изучаемый материал просто, доступно, наглядно, красочно.
Программа презентаций Power Point позволяет смоделировать на компьютере практически любой сюжет: сказку , рассказ, задание и многое другое.
Использование в презентации анимации (показ движущихся героев) помогает детям с проблемами в развитии наиболее точно и полно усвоить информацию.
Презентации создаются как компьютерное наглядное пособие для работы с детьми с нарушениями развития речи для проведения индивидуальных логопедических занятий. Рассчитаны на несколько занятий.
Требования к проведению занятий:
Работа с применением ИКТ для детей 5 -7 лет проводится не более одного раза в течение дня и не чаще трёх раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности (во вторник, в среду и в четверг).
После занятия с детьми проводится гимнастика для глаз.
Экран видеомонитора находится на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.
Работа проводится индивидуально.
Непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей:
5-и лет – не более 10 минут.
6 – 7 лет – не более 15 минут.
Частоболеющих детей в первые 2 недели после перенесённого заболевания:
5-и лет – не более 7 минут.
6-и лет – не более 10 минут.
Компьютерные презентации способны оживить процесс коррекции развития речи ребёнка за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внести в него элементы игры. Кроме того, ребенок видит, сколько осталось до конца выполнения задания, а, как известно легче справиться с работой, если знаешь, когда она закончится. Если задания подобраны с учетом зоны актуального и ближайшего развития ребенка, то выполнение их ему, хоть и с трудом, но доступно. Поэтому, при виде наглядного результата своих усилий, у ребенка повышается самооценка, снижается неуверенность, боязнь ошибиться, тревожность.
Преимущества использования презентаций на занятиях учителя - логопеда:
- Качество наглядного материала.
- Мультимедиа среда выше по информационной плотности.
- Представление материала в доступной форме.
- Реализация развивающего обучения, проблемно-диалогического и дифференцированного подхода.
- Оценка уровня усвоения изучаемого материала.
- Решение проблемы дефицита подвижной наглядности; возможность многократного повторения изучаемого материала.
Результаты использования ИКТ
У детей повышается:
- Интерес к логопедическим занятиям.
- Лексический запас.
- Грамматический строй речи.
- Звуковой анализ и синтез.
- Дифференцирование фонем.
- Внимание , память и др. функции ВНД.
- Самооценка.
Список использованной литературы:
- Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
- Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6
- Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития //Начальная школа плюс до и после.-2006.-№7