Использование методов эвристического обучения ТРИЗ-педагогики на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Клемантович Дарья Сергеевна

Организация: МБОУ «Гимназия № 1»

Населенный пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары

Современная жизнь предъявляет нашим выпускникам различные требования, которые кратко можно охарактеризовать так: сегодня мало быть просто знающим, мало иметь в своем багаже хорошие оценки по предметам – нужно научиться применять свои знания, умения и навыки не только в сфере узкой специальности, но и в семейной, общественной, политической жизни. В этой связи очень актуальными становятся те универсальные учебные действия, которые вводятся ФГОС, устанавливая личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Реализовать деятельностный подход в обучении призваны современные образовательные технологии, среди которых модульная технология обучения, технология внутриклассной (внутрипредметной) дифференциации, или комбинированная система обучения (по Н. П. Гузику),технология коллективного способа обучении - КСО (авторы А. Г. Ривин,В. К. Дьяченко) и другие ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (то есть российской, а ещё точнее советской) школы Г. С. Альтшуллера.

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения — в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.

Под методами решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ.

Особенностью работы с каждой возрастной группой являются выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту.

Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они позволяют учащимся изобретать новое, самореализоваться в творчестве.

Применение ТРИЗ методов особенно важно при решении изобретательских задач в научно-практических исследовательских работах учащихся. ТРИЗ-педагогика показывает, что любое учебное задание может быть превращено в игру. Знакомство с работами совреме6нных ученых и педагогов по ТРИЗ-педагогике (А.А. Гин, А.А.Нестеренко, Ю.С.Мурашковский и др.), последующее применение ее на своих уроках показало, что одни и те же правила подходят для игр самого различного содержания.

Играть любят ученики всех возрастов, но особенно это “непоседы” 5-9-х классов. Порой выясняется, что дети постепенно отвыкают самостоятельно мыслить, зазубривая и пересказывая материал предыдущего урока. Поэтому важно обращать на это внимание, ставить задачи овладения мыслительными операциями более высокого уровня (творческого), развивая тем самым культуру мышления и формируя навыки самостоятельного подхода к новому материалу.

Ведь ученики предлагают свои идеи, не зная, что их вариант решения может быть неверным, ненаучным, неточным, а значит, они не загоняют себя в узкие рамки знаний определенных предметов, могут рассуждать творчески, подходить к решению исследуемого материала с новых сторон.

1.Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована.

Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений. Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

2. Метод синектики (англ. Synectics - совмещение разнородных элементов) — методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, предложенная В. Дж. Гордоном. Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма. Д. Гордон сформулировал в виде метода решения проблем, когда руководил группой исследования изобретений для Артура Д. Литтла. Один из эвристических методов.

При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.

В методе применены четыре вида аналогий — прямая, символическая, фантастическая, личная.

3. Метод морфологического анализа (метод морфологического анализа) — основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующих устройство) и последующем систематизированном получении их сочетаний (комбинировании). Относится к эвристическим методам, разработан швейцарским астрономом Ф.Цвикки.

Так, для решения изобретательской задачи в научно-исследовательском проекте по произведению Х.Л. Борхеса «Дом Астерия» был применен синектический штурм, который наибольшим образом подходил для слаженного коллектива учеников 8 класса, привыкших работать совместно и не боящихся критики. Внутри синектического штурма была применена личная аналогия. Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать всё, что достаётся ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.

Учащиеся творчески интерпретировали информацию, задавали вопрос, работали с текстом и новой информацией, прогнозировали и предлагали свои варианты решений. Таким образом, рассматривая произведения с точки зрения его структурного анализа, дети пытались представить себя главным героем рассказа «Дом Астерия» - Астерием и ответить на вопрос, почему «Я» нахожусь в этом пространстве?

Для того, чтобы наилучшим образом представить себя на месте Астерия, учащиеся углубленно изучали древнегреческую мифологию, рассматривали научные статьи ученых-литературоведов, экранизировали этот рассказ, представленный в виде закрытой системы открытого мифологического материала, вживались в образ главного героя.

Главной целью было получить как можно больше ответов на вопрос «Почему я в этом пространстве?» и оценить варианты решений синектического штурма. Учащиеся сами оценивали варианты решений друг друга, обосновывая свою критичность.

В ходе синектического штурма была предложена идея, что «я нахожусь в таком пространстве, потому что оно такое же, как я». Сделанный вывод о соответствии определенного пространства определенному субъекту сознания (на равнее с уже имеющимся соотношением пространства и времени – хронотопа) лег в основу создания научно-исследовательской работы «соотношение пространственной и субъектной характеристики в произведении Х.Л. Борхеса «Дом Астерия», с которой и выступил на городской научно-практической конференции г. Чебоксары автор предложенной идеи. Следует отметить также, что работы заняла 1 место в секции «зарубежная литература».

Таким образом, мы видим, что применение эвристического обучения ТРИЗ-педагогики на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС ориентировано на результат – развитие личности ребенка в процессе образовательной деятельности.

Список используемой литературы

  1. Афанасьева А.В., Белякова М.А. Роль ИКТ в подготовке компетентного специалиста в условиях введения ФГОС нового поколения.//Методист.-2014.- №2.- С.53-56.
  2. Бобылева О.Л., Филькина Т.Г. Школьное научное общество как возможность формирования метапредметных умений школьника. Как готовиться к внедрению нового стандарта образования?// Инновационные проекты и программы в образовании.-2015- №6.
  3. Губанова Е.В., Веревко С.А. Новый стандарт: результаты, инновации, риски.//Народное образование.- 2012.- №5.- С.25-31.
  4. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.//Справочник заместителя директора школы.- 2011.- №4.- С.13-30.
  5. Лазарев В.С. Программно-целевой подход к ведению нового стандарта общего образования в школе.// Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2015.- №2.-С.3-9.
  6. Меньшенина Ж.М., Умникова Е.Л. Формирование культуры восприятия художественного текста как одно из условий, способствующих совершенствованию духовно-нравственных качеств личности.//Инновационные проекты и программы в образовании.-2012.- №2.- С.14-18.

 

Опубликовано: 26.08.2017